Анджей Гождзіковський. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Польша – лидер в Европе по производству птицы. А польская компания Cedrob – звезда этого рынка. Что в ней такого уникального? Рассказывает Forbes Polska

Анджей Гождзиковский. Фото Getty Images

Польская компания Cedrob быстрее конкурентов воспользовалась ростом спроса на курицу и на протяжении 12 лет увеличила продажи в 10 раз – более чем до $2,5 млрд. Forbes Polska рассказывает о стратегии расширения компании, которая попала на 15-е место его рейтинга «100 крупнейших частных компаний».

Когда речь идет о курице, никто в Европе не сравнится с поляками. За 20 лет Польша с шестого места поднялась на первое по производству птицы, выпуская 3,2 млн т мяса в год. А самой большой звездой этой индустрии в стране является компания Cedrob. В прошлом году ее продажи превысили $2,5 млрд, а EBITDA достиг $182,03 млн.

Успех Cedrob не мог не привлечь внимание гигантов мирового рынка мяса птицы, таких как бразильская BS Foods и американская Tyson Foods. А сотрудничество компании с Morgan Stanley, одним из крупнейших американских инвестиционных банков, лишь подтверждает интерес к польскому производителю птицы. Если бы владельцы решили продать Cedrob, это была бы самая крупная сделка в истории польского продовольственного рынка.

Покорить Европу

Чтобы разобраться в формуле успеха Cedrob, нужно вернуться в 1991-й. В том году состоялась приватизация обанкротившегося мясного завода Poldrob в городе Цеханув. Тогда маленькая группа фермеров решила приватизировать провальное предприятие.

Нет доступных документов, в которых бы указывались все акционеры. Но, согласно заявлению президента и одного из акционеров компании Анджея Гождзиковского многолетней давности, те оригинальные приватизаторы контролируют 98% компании, а крупнейшим индивидуальным акционером является Мирослав Козлакевич, у которого 16,76% акций.

Успех Cedrob определило уникальное сочетание двух факторов: опыт акционеров в разведении птицы и их образование. Это были юристы, экономисты, ветеринары и пищевые технологи, дополнявшие друг друга.

«Птицефермеры тогда пошли другим путем, чем, к примеру, производители красного мяса, которые сосредоточились только на обработке. Создатели Cedrob построили полностью вертикально интегрированную компанию – от инкубаторов и производства комбикорма до доставки обработанного продукта на полки магазинов», – объясняет Петр Грауэр, партнер KPMG и глава команды советников потребительских и продовольственных компаний.

А из-за того, что небольшие свинофермы не могли конкурировать с европейскими концернами, специализировавшимися на разведении свиней, такими как Danish Crown, Польша стала импортировать почти одну свинину, подрезав этим крылья местным заводам, перерабатывающим красное мясо.

С курятиной ситуация сложилась иначе. Предприниматели, такие как Cedrob, Wipasz, Konspol и Superdrob, занялись разведением кур, и Польша заполонила Европу своей курятиной.

«Благодаря масштабу и улучшению процесса производства мы стали наиболее экономически эффективным производителем этого вида мяса в ЕС», – добавляет Грауэр.

Cedrob – проект на поколение вперед

В 2014-м производство курятины в Польше превысило 2 млн т, обойдя Великобританию и Францию. Прогресс способствует мировому спросу. Птица благодаря сочетанию питательности и низкой цены стала основным продуктом питания по всему миру, и ее популярность растет с увеличением населения планеты.

Чтобы понять этот феномен, достаточно просто сравнить цены: рыба тилапия вдвое дороже курицы, кисломолочный сыр – на 40%, а яйца – на 20%. В 2016 году мировое потребление птицы превысило потребление свинины.

Cedrob – крупнейший производитель курятины в Польше. /Getty Images

Cedrob – крупнейший производитель курятины в Польше. Фото Getty Images

В то же время мировые производители курятины обратили внимание на польских коллег.

В 2016-м Charoen Pokphand Foods, тайский аграрно-промышленный конгломерат, купил акции Superdrob, а два года спустя американская Cargill купила Konspol.

Cedrob тогда оценивали в 1 млрд злотых, но основатели компании понимали, что есть пространство для развития. Гождзиковский объяснил, что они не создавали компанию, которая просуществует лет 20–30, это проект на многие поколения.

Поэтому они начали конкурировать с национальными лидерами мясного рынка – Animex и Sokołów. У этих компаний не просто длиннее история и больше опыт, но и мощные инвесторы, а именно американская Smithfield и датская Danish Crown.

Бросить вызов крупнейшим

Основатели Cedrob понимали: чтобы тягаться с крупнейшими, они должны использовать их методы. Так в конце 2014-го компания стала главным акционером в то время гораздо более известного производителя птицы Polski Koncern Mięsny Duda. Cedrob воспользовалась проблемами главного основателя концерна Мацея Дуды, который провалился с валютными опционами, и выкупила акции у банков, контролировавших Mięsny Duda.

Благодаря этой покупке в 2015 году выручка Cedrob превысила 5 млрд злотых и компания получила ценный опыт в поглощении крупных предприятий и их реструктуризации. В 2018-м она купила компанию Exdrob w restrukturyzacji, а год спустя – активы обанкротившегося предприятия Henryk Kania.

Cedrob расширила инкубаторы для цыплят, уток и гусей, а также открыла ферму по разведению свиней на базе завода Duda, который переименовали в Gobarto.

А в 2021-м компания запустила современный кормовой завод, способный производить до 1 млн т комбикорма в год. Кроме того, что это дает Cedrob возможность генерировать лучшую маржу, она получила еще и возможность влиять на качество своего мяса.

Именно качество продукции является одним из сильнейших аргументов при переговорах с крупнейшими сетями фастфуда. Кроме того, кормовой завод – это демонстрация амбиций Cedrob, поскольку никто в Европе не производит комбикорм в таких масштабах.

В прошлом году производство кормов в ЕС немного упало, на 1,7%, а Польша продемонстрировала очередной год роста – на 5,7%. Продажи Cedrob выросли на 53%, до $2,58 млрд, а операционная прибыль – на 145%.

В этом же году Cedrob попала в список Forbes Polska «100 крупнейших частных компаний Польши», заняв 15-е место со стоимостью $1,41 млрд.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине