Чарлі Джейвіс, Frank /из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Fake it until you make it? JPMorgan потратил $175 млн на финтех-стартап, а затем подал в суд на основательницу из-за 4 млн фейковых клиентов. Поучительная история от Forbes

4 хв читання

Чарли Джейвис, основательница финтех-стартапа Frank Фото из личного архива

Финтех-стартап Frank казался столь перспективным, что его решил купить финансовый гигант JPMorgan Chase. Теперь же основательница стартапа и всемирно известный банк подали друг на друга в суд.

Иск №1

JPMorgan Chase подает в суд на 30-летнюю основательницу финтех-стартапа Frank, который банк купил за $175 млн. Девушку обвиняют в том, что она подделала информацию о масштабах операций и успехе ее компании, создав огромный список фейковых пользователей. Все вроде бы для того, чтобы убедить финансового гиганта купить ее стартап.

Frank, который основала его бывшая гендиректор Чарли Джейвис в 2016-м, предлагает программу для молодых американцев, которые ищут кредиты на обучение. Программа помогает с написанием и усовершенствованием заявки на кредит. Ее амбициозная цель создать «Amazon для высшего образования» подкупила миллиардера Марка Рована, ведущего инвестора Frank, и венчурные фирмы Aleph, Chegg, Reach Capital, Gingerbread Capital и SWAT Equity Partners.

В иске говорится, что Джейвис во время питчинга перед JPMC в 2021-м предоставила ложную информацию. Она утверждала, что более 4 млн пользователей использовали инструмент Frank для подачи документов на федеральную помощь.

Когда во время юридических проверок JPMC попросил подтверждения заявленных данных, Джейвис якобы создала огромный список «фейковых пользователей». В списке были имена, адреса, даты рождения и другая личная информация 4,265 млн «студентов», которых на самом деле не существовало».

По сути, написано в иске, у Frank к тому времени было менее 300 000 пользовательских аккаунтов.

«Сначала Джейвис не хотела выполнять запрос JPMC, ссылаясь на конфиденциальность, – продолжает истец в заявлении в суд. – После того как JPMC настоял, Джейвис решила создать несколько миллионов пользователей Frank из воздуха». В иск добавили скриншоты презентации, которую Джейвис показала JPMC; скрины отражают рост Frank и данные о более чем 4 млн пользователях.

Иск №2

На той же неделе, когда JPMC подал свой иск против Джейвис, она подала собственный иск против JPMC. Бывшая гендиректор Frank в своем иске обвиняет банк в том, что тот прошлой весной «провел серию безосновательных расследований ее поведения».

Впоследствии, говорится в иске, учреждение «сфабриковало причину для разрыва деловых отношений» и «сделало все, чтобы выжить мисс Джейвис из JPMorgan». Все это ради того, чтобы не выплачивать миллионы долларов, которые заработала женщина.

В рамках указанных расследований, утверждается в иске основательницы, JPMC «безосновательно обвинил мисс Джейвис в неправомерном поведении» до и после покупки Frank.

«После того, как JPMC поторопился купить перспективный бизнес Чарли, банк понял, что не может обойти действующие законы о конфиденциальности данных студентов, сам прибег к неправомерному поведению и попытался отделаться от сделки, – написал в письме Forbes адвокат Джейвис Алекс Спиро. – Чарли проинформировала соответствующие органы, а затем подала в суд. Иск JPMC – это не что иное, чем прикрытие».

Детали так называемой аферы Frank

Главный директор по росту Frank Оливье Амар тоже упоминается в иске JPMC. В нем утверждается, что Джейвис и Амар сначала попросили главного инженера стартапа создать список фейковых клиентов. Когда тот отказался, Джейвис «обратилась к преподавателю науки о данных», чтобы тот помог.

Используя данные людей, которые уже начали использовать Frank, преподаватель создал 4,265 млн фейковых аккаунтов и подтвердил их подлинность через стороннего подрядчика. За это он получил $18 000, утверждает JPMC и добавляет скриншоты счетов преподавателя.

Истец заявляет, что Джейвис сделала все возможное, чтобы документы об этих транзакциях были уничтожены или изменены. Амар потратил $105 000, чтобы купить отдельный набор данных 4,5 млн студентов у фирмы ASL Marketing.

Джейми Димон, JPMorgan Chase /Getty Images

Джейми Димон, главный исполнительный директор JPMorgan Chase. JPМC подает в суд на 30-летнюю основательницу финтех-стартапа Frank, который банк купил за $175 млн. Девушку обвиняют в том, что она подделала информацию о масштабах операций и успехе ее компании, создав огромный список фейковых пользователей Фото Getty Images

Тревога, которую никто не услышал?

Еще в 2020-м представители обеих партий в Конгрессе выражали обеспокоенность из-за Frank и пытались остановить деятельность стартапа. Компанию упрекали в обмане студентов ради сбора данных, которые фирма затем продаст рекламщикам за кругленькую сумму.

В 2019 году Джейвис попала в список «30 до 30» по версии Forbes в разделе «Финансы». В интервью Forbes она сказала, что ее стартап помог 300 000 студентам подать заявки на федеральную поддержку.

А спустя два года в объявлении о покупке стартапа банком JPMC она написала, что компания «обслуживает более 5 млн студентов более 6000 колледжей». (На вопрос о самом сложном препятствии на пути компании Джейвис ответила однозначно: «Увеличение масштабов операций».)

Когда JPMC купил Frank в сентябре 2021-го, то нанял Джейвис, Амара и других работников стартапа.

По данным профиля Джейвис в LinkedIn, с момента покупки Frank девушка была управляющим директором в JP Morgan и отвечала за продукты для студентов. В рамках слияния она получила почти $10 млн, а также в случае успешной работы могла получить дополнительные $20 млн бонуса.

Амар, которого сделали в банке исполнительным директором решений для студентов, получил около $5 млн и договорился о бонусе за успешную работу в будущем – $3 млн.

«Необычно ужасающие результаты»

После подписания соглашения о покупке JPMC попросил у Frank список пользователей, чтобы банк мог начать маркетинговую кампанию своих продуктов и услуг среди студентов. В иске сказано, что Джейвис и Амар отдали банку данные, которые они купили у ASL Marketing и Enformion, еще одного постороннего подрядчика.

Когда JPMC разослал тестовые маркетинговые письма 400 000 пользователей Frank, то результат «был ужасен», утверждает иск. Только около четверти писем дошло до адресатов, и всего 1% из них были открыты.

Такие необычно плохие результаты кампании вынудили JPMC пересмотреть то, что было известно о Frank. Эта проверка выявила, заявляет истец, списки фейковых пользователей.

«Во всех аспектах общения с JPMC Джейвис имела выбор: раскрыть правду о своем стартапе и принять истинную ценность Frank или обманом раздуть ценность стартапа и извлечь из этого выгоду, – написано в иске. – Джейвис каждый раз выбирала обман, что подтверждают доказательства».

В собственном иске против JPMC Джейвис говорит, что банк не смог «использовать ее знания и возможности Frank для того, чтобы привлечь молодую аудиторию в банк». В то же время финучреждение прибегло к «плохо продуманному бизнес-плану», который опирался на «давних клиентов Frank».

«Изначально JPMC неудачно распорядился своей инвестицией, а затем решил дать заднюю, вместо того, чтобы приложить больше усилий», – сказала в иске Джейвис.

Амара уволили в октябре, а Джейвис – в ноябре. По данным профилей LinkedIn, несколько бывших работников Frank все еще работают в JPMC.

Когда Forbes в 2019-м спросил Джейвис о худшем совете, который ей когда-то давали, ее ответ был таков: «Быть терпеливой».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине