Категория
Инновации
Дата

Twitter на войне. Как Россия использует соцсеть, чтобы разгонять фейки на западную аудиторию

Российская пропаганда в Twitter полностью провалилась в украинском сегменте сети, но более-менее эффективно работает на западную аудиторию. Только у аккаунтов российского правительства 7 млн подписчиков и более 35 млн ретвитов. Почему Twitter позволяет продвигать фейки о войне

В 2020 году в Twitter было зарегистрировано 89% мировых лидеров. Соцсеть имеет большое влияние на общественную жизнь – она стала рупором как благотворительности, так и пропаганды. К примеру, Сергей Притула благодаря комментированию финала Евровидения в Twitter собрал 5,5 млн грн для украинской армии. Параллельно во время конкурса активизировались боты, распространявшие российские нарративы об «украинских нацистах» и призывы дисквалифицировать Kalush за политические высказывания.

Из-за большого процента аккаунтов чиновников Twitter критикуют за продвижение политических лозунгов. В 2021 году в блоге платформы была опубликована статья с отчетом о работе ее алгоритмов. Оказалось, что сеть продвигает контент «правых» политиков гораздо чаще, чем «левых». Так же алгоритмы распространяют в рекомендациях больше контента от СМИ с «правым уклоном». Почему это происходит, в Twitter не знают.

Twitter в российско-украинской войне

С начала войны Twitter удалил более 75 000 аккаунтов, распространявших дезинформацию о российском вторжении, а также запретил более 100 ботов, продвигавших пророссийский хештег #IStandWithPutin. Однако, как оказалось, безуспешно.

Российскую пропаганду можно классифицировать по фронтам, на которые она работает:

  • российский;
  • украинский;
  • иностранный (с особым акцентом на страны Запада)

С первым фронтом у российских властей нет проблем, с украинским потерпели неудачу. На международном – есть определенные успехи. Это особенно заметно во время победы Украины на Евровидении. Многие боты, которые позиционируют себя как пользователи из Европы, активно продвигали нарративы Кремля. При этом они были подписаны на пророссийские аккаунты в Twitter, в том числе Russia Today.

Twitter на войне. Как Россия использует соцсеть, чтобы разгонять фейки на западную аудиторию /Фото 1

Хотя Twitter имеет не самое большое количество пользователей по сравнению с другими соцсетями, он стал ключевой платформой для продуцирования и распространения фейковых новостей о вторжении. Журналисты The Conversation исследовали активность 75 официальных аккаунтов российского правительства. В общей сложности у них более 7 млн подписчиков и более 35 млн ретвитов. С 25 февраля по 3 марта 2022 года эти аккаунты запостили 1157 твитов, среди которых примерно три четверти были посвящены фейкам о вторжении в Украину и попыткам его оправдать.

Влияние пропаганды в российско-украинской войне изучалось также и в The Economist. На основе исследований британской аналитической фирмы casm Technology они проанализировали 3,7 млн твитов из 7756 аккаунтов на предмет пророссийской пропаганды и географического направления. Их идентифицировали по хештегам #IStandWithPutin или #ISstandWithRussia. Оказалось, что пропаганда эффективно работает в Индии и Турции, а большая активность сомнительных аккаунтов наблюдалась в первые 12 дней вторжения. 56% из них еще активно распространяют пропаганду.

Twitter на войне. Как Россия использует соцсеть, чтобы разгонять фейки на западную аудиторию /Фото 2

Источник: The Economist

The Economist проанализировал смыслы и формулировки в твитах. Они обнаружили много аккаунтов, которые, в отличие от ботов, пишут оригинальные заметки с разными формулировками. Можно предположить, что это реальные люди, которым платит Россия или ее союзники. Это тревожные звоночки, ведь благодаря странам, распространяющим российские нарративы, оккупанты могут давить на западных политиков с целью снять или ослабить санкции.

Кроме открытой пропаганды, в Twitter достаточно лидеров мнений, которые называют себя российскими либералами, продвигая при этом советский миф о «братских народах» и обреченности украинцев на общее с россиянами информационное пространство. Среди таких блогеров можно выделить Максима Каца, который пытается полностью перевести вину россиян за вторжение в Украину лично на президента Путина и имеет шаткую позицию по признанию Крыма украинским.

Цензура и ботофермы

Twitter активно поддерживает свободу слова, и там можно продвигать разные идеи: от тредов о культуре до открытой пропаганды и подтасовки фактов. Отсутствие цензуры дает зеленый свет маргинальным группам, распространяющим ненависть по национальному, этническому, политическому или религиозному признакам. Поэтому в Twitter легко можно найти пропагандистские аккаунты типа «Сводки Новороссии».

Чтобы распространять пропаганду, в сети разворачивают ботфермы – армии с фейковыми аккаунтами, отрабатывающие задачи, поставленные политическими кураторами. Обычно боты – это либо закрытые аккаунты с минимальным количеством подписчиков или без них, либо те, чьи названия имеют большое количество цифр. Управляет ботнетом бот-мастер. С его помощью распространяют фейковые «трендовые» новости, которые могут влиять на настроения населения.

Сегодня главная задача ботов – дискредитировать украинскую армию и власть.

Особенность Twitter состоит в том, что его алгоритмы показывают то, что хочет видеть пользователь. Поклонникам «русского мира» в ленте никогда не покажут твиты с геноцидом украинцев в Буче или Мариуполе. Таким образом, многие люди не видят реальную картину, хотя и имеют доступ к правдивой информации.

О том, что алгоритмы пытаются угадать ваши предпочтения, говорит и Илон Маск, заключивший соглашение на покупку Twitter стоимостью около $44 млрд. Он стремится изменить политику платформы, искоренить фейковые аккаунты, сделать сеть более безопасной средой и аутентифицировать реальных людей. Хотя последнее может противоречить политике платформы, позволяющей вести аккаунты анонимно.

Соглашение временно приостановлено до получения данных, подтверждающих расчеты, где спам/поддельные аккаунты действительно составляют менее 5% пользователей. Сам предприниматель утверждает, что фейковыми могут быть 50% и более пользователей платформы.

Twitter на войне. Как Россия использует соцсеть, чтобы разгонять фейки на западную аудиторию /Фото 3

Как пользоваться Twitter в период информационных войн – три универсальных совета

  1. Мыслите критично. Всегда проверяйте информацию и стиль ее подачи в нескольких источниках на предмет манипулятивных формулировок и выводов.
  2. Интересуйтесь непонятными темами. Даже самые надежные источники могут ошибаться или неправильно трактовать информацию – неплохо самому разобраться в волнующей вас теме.
  3. Обращайте внимание на эмоции. Информация, которую мы получаем, может сеять страх, агрессию или, напротив, поднимать настроение. Внимание к резкому изменению эмоций поможет не стать жертвой манипуляций и ИПСО.

Чтобы Twitter вас не забанил, соблюдайте правила сообщества. Сеть не сообщает, почему вас заблокировали, но есть несколько общих правил, которые помогут избежать бана.

  • Если вы недавно зарегистрировались, лучше не ретвитить многие сообщения, особенно из одного профиля.
  • Старайтесь не использовать сторонние сервисы для аккаунта в Twitter, это может со временем привести к бану вашего профиля.
  • Не разгоняйте ненависть и не призывайте к насилию.
  • Старайтесь не нарушать суточное количество действий, предусмотренных регламентом Twitter. Лучше не отправлять более 1000 личных сообщений и не делать больше 2400 твитов.
Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук - [email protected]