После войны Украине придется восстанавливать инфраструктуру страны, но вместо восстановления традиционных отраслей стоит сфокусироваться на полной модернизации экономики, считает Андрей Длигач.
В марте 2021 года Кабмин принял прогрессивную Национальную экономическую стратегию Украины 2030, которая стала компромиссом между либеральной стратегией, разработанной экспертными командами и бизнесом, и социальной ориентированностью части экономической команды власти.
Но война еще раз показала хрупкость экономики Украины и то, что в последующие годы нам нужно будет, с одной стороны, милитаризировать экономику, а с другой – обеспечить ее стремительный рост.
Это противоречие усугубляется тем, что ресурс постсоветской инфраструктуры, ЖКХ, энергетики, металлургии, химии подходит к своему естественному концу – и разрушение во время войны дает (как это ни ужасно) возможность для того, чтобы сконцентрироваться не на восстановлении, а на тотальной модернизации.
И если приходится модернизировать инфраструктуру и традиционные отрасли, необходимо сконцентрироваться на тотальной модернизации всей украинской экономики.
Новая экономическая стратегия должна опираться не столько на опыт прошлого (стран, которым удалось восстановиться после войны или удвоить ВВП за 10 лет), сколько на прорывные идеи, которые могли бы представлять ценность для всего мира. Вместе с тем должны быть соблюдены и другие принципы, позволяющие сделать стратегию эффективной.
Визия Новой Украины
Свобода.
Лучшее место для реализации творческого потенциала, воплощения идей и собственного развития. Самая привлекательная страна экономических возможностей для инвестиций, инноваций, ведения бизнеса. Пространство создания смыслов нового мира – от политики и общества до инноваций и экономики.
Смелость.
Страна, бросившая вызов и реализующая прорывные идеи в государственном управлении, науке, образовании, культуре, обществе, экономике. Антихрупкое государство, готовое к военным и другим глобальным вызовам. Центр создания новой архитектуры безопасности Мира.
Содействие.
Государство с адаптивными инклюзивными институтами, гетерархически устроено, со зрелой прямой демократией, высоким уровнем самостоятельности и самоуправления общин.
Человечность.
Человекоцентрическое сервисное цифровое государство. Украинец берет на себя ответственность, а государство предоставляет возможности для экономической самостоятельности семьи, ее медицинского обеспечения и образования детей. Государство берет на себя ответственность за тех, кто не может позаботиться о себе.
Достоинство.
Государство – надежный партнер в мире и внутри страны. Страна привлекательна для талантов со всего мира. Украинец – не только рожденный в Украине, но и человек из любой страны мира, разделяющий ценности и признающий себя украинцем.
Экономика такой страны предполагает устойчивый экономический рост за счет инноваций, предпринимательства, инвестиций, человеческого капитала, развития экспорта. По принципам:
- сервисное государство, гарантирующее защиту прав и равенство возможностей;
- либеральная экономика;
- приоритет инновационного роста и развития человеческого капитала;
- интегрированность в мировые сети для создания ценности и обеспечения привлекательности для инвесторов и талантов.
Но, как правило, необходимо договариваться о сущности терминов и конкретном содержании политик в связи с вульгаризацией большинства терминов за период псевдореформ.
Принципы новой экономической политики на десятилетие после победы.
Эффективное государство создает экономические возможности
- Эффективно сочетание либерального и институционального подходов, в том числе за счет создания гетерархических (горизонтальных, менее иерархизированных), децентрализованных, инклюзивных, адаптивных государственных институций.
- Уменьшение доли государства в экономике за счет приватизации, дерегуляции (регуляторная гильотина), сокращение соотношения публичных финансов к ВВП до 35%, стимулирующего снижения налогов.
- Приватизация, оставляющая в государственной собственности ограниченное количество (до 10) государственных предприятий.
- Нулевая толерантность к коррупции.
- Независимость и эффективность АМКУ, ФГИУ, НАБУ, НАПК и других институций как основа антимонопольной и антиолигархической политики.
- Проведение сбалансированной монетарной, фискальной, бюджетной и долговой политик.
- Независимость НБУ. Приоритеты Национального банка – таргетирование инфляции и стимулирование экономического развития. Создание условий для честной конкуренции и кооперации бизнеса, привлечение инвестиций и формирование высокого уровня доверия к государству. Уровни возможности для компаний разных масштабов и форм собственности, а также индустрий, сфер, рынков.
Безопасное государство
- Эффективное распределение расходов на оборону и ВПК. Создание условий для разработки и производства новейших видов вооружения, кибернетической безопасности.
- Создание условий для участия в реализации мировой продовольственной безопасности.
- Энергетическая эффективность и независимость. Украина является ключевым участником Европейской энергетической безопасности.
- Неприкосновенность частной собственности, включая землю, идеи и другие нематериальные активы.
Либеральная инновационная экономика, привлекательная в мире
- Государственная политика наибольшей либерализации условий для развития предпринимательства.
- Инновационная либеральная простая и прозрачная налоговая система.
- Приоритет государственных инвестиций в науку и образование (в том числе и общественное).
- Создание среды, благоприятной для инноваций. Модернизация (в том числе диджитализация) экономики в целях обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке.
- Безбарьерное движение капитала и опережающее развитие (признание) виртуальных активов.
- Либерализация внешней торговли
Благосостояние граждан и развитие человеческого капитала
- Выигрывание конкуренции в мире за таланты, студентов, профессионалов и предпринимателей, включая мигрантов.
- Государственные инвестиции в развитие человеческого капитала
- Обеспечение возможности украинцам самостоятельно заботиться о благополучии семьи (в частности, пять уровней пенсионного обеспечения, обязательное медицинское страхование). Государство берет на себя ответственность за тех, кто не может заботиться о себе.
- Решение демографических вызовов за счет роста рождаемости и создания условий возвращения украинцев и иммиграции талантов.
Реализованные возможности в мире
- Субъектность страны в определении направлений экономического развития.
- Целенаправленное движение к членству в Европейском союзе.
- Стимулирование включения в глобальные сети создания ценности.
- Среда, благоприятная для размещения штаб-квартир международных институтов и R&D офисов и производств глобальных компаний в Украине.
- Обеспечение условий реализации прорывных для мира экономических идей и бизнес-моделей.
Принципиальным решением новой экономической политики станет тотальная модернизация инфраструктуры после войны, а не просто восстановление разрушенной устаревшей инфраструктуры. И под «инфраструктурой» можно понимать и совокупность патернализма и других устаревших ценностей.
«Развитие» больше не может быть определяющим термином для вектора украинской экономики.
Украина нуждается в модернизации, инновационном и – на десятилетия – экспоненциальном экономическом росте.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.