Основные этапы, которые за год прошла морская инфраструктура и логистика Украины, на примере работы морских портов.
Подводить итоги года в морской отрасли в традиционном варианте на этот раз неуместно. Это был год ВСУ, добровольцев и волонтеров. Сам факт того, что в условиях постоянных ракетных обстрелов и блекаутов порты Одессы отправляют на экспорт миллионы тонн агропродукции, а порты Дуная в разы нарастили объемы перевалки, уже говорит о несокрушимости отрасли.
Блокировка портов
В 2021 году грузооборот морских портов составил 153,3 млн тонн. В 2022 году, даже с учетом возросшей доли дунайских портов и работы зернового коридора, вряд ли удастся достичь и трети этого показателя.
Война коренным образом изменила логистические направления, объемы и номенклатуру переваливаемых грузов. С первых дней широкомасштабного наступления россияне заблокировали 10 из 13 морских портов Украины (еще пять находятся во временно оккупированном Крыму и с 2014 года официально закрыты).
Часть портов остаются на оккупированных территориях. Очевидно, что больше всего пострадал порт Мариуполь. Бизнес, работавший там, оценивает потери в десятки миллионов долларов. Основные фонды разрушили боевые действия, а груз разграбили и вывезли. Скорее всего, стратегическая инфраструктура, как причалы, существенно не пострадала. Оккупированным остается Бердянск.
Благодаря работе ВСУ в ноябре был освобожден Херсон, однако недавно в АМПУ сообщили, что из-за обстрелов пока не могут оценить нанесенный ущерб.
Переориентация грузопотоков на Дунай
Когда порты на большой воде были заблокированы, не осталось иных вариантов, кроме Дунайского региона. Но развитие этих портов остановилось 20 лет назад из-за дорогой наземной логистики и близости к Большой Одессе, порты которой перетянули на себе львиную часть грузопотоков.
Порты Дунайского региона имели устаревшее перегрузочное оборудование, склады, территорию. Сегодня там полным ходом идет ремонт некоторых причалов, дноуглубления, закупают новое оборудование, ремонтируют склады, передают в аренду площади, где инвесторы строят новые терминалы. Порт Усть-Дунайск был отдан на приватизацию. Возможно, уже в январе он получит нового владельца.
Показатели работы за этот год впечатляют – некоторые порты в разы увеличили объемы грузооборота и уже работают на грани своих технических и технологических возможностей. Измаил увеличил объемы грузов на 198,5% (грузооборот в 2021-м 3,9 млн тонн), Рени – на 508,4% (грузооборот в 2021-м 1,3 млн тонн), Усть-Дунайск – на 1273,3 % (грузооборот в 2021-м 64 300 тонн).
После окончания войны и возвращения портов к работе, вероятнее всего, логистические маршруты через Дунай останутся и продолжат развитие. Уже сегодня у Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры есть проект развития портов Дуная, который предусматривает большие инвестиции. Это значительно повысит их эффективность и позволит конкурировать с большой водой.
Коллапс на Сулине и открытие канала устья Быстрое
В первые месяцы войны шли ожесточенные бои за остров Змеиный. Расположенный рядом канал устья Быстрое, через который в мирное время на Дунай заходило большинство судов, не работал. Это повлекло за собой огромные очереди на входе в канал Сулина (румынский канал, также связывающий Дунай и Черное море). В отдельные дни более 150 судов ждали в очереди, а время ожидания судозахода достигало месяца и более.
Совместный украинско-румынский координационный центр отладил администрирование и управление очередью. Открытие канала устья Быстрое после освобождения ВСУ острова Змеиный дало альтернативу и еще больше разгрузило Сулину.
Очередь и время ожидания стали гораздо меньше. Однако на сегодняшний день румынский канал все равно остается узким местом. Поэтому Министерство вместе с АМПУ проводят переговоры, чтобы повысить проходимую способность Сулины. Чтобы уменьшить зависимость, происходит дноуглубление канала устья Быстрое.
Зерновой коридор
После месяцев простоя в августе из портов Большой Одессы начали выходить первые суда. Сначала отправляли те, которые стояли нагруженные и должны были уйти еще в феврале. По итогам года в рамках «зерновой инициативы» через порты Большой Одессы будет отгружено около 15–16 млн тонн зерновых.
Еще до начала работы коридора были большие опасения из-за военного саботажа России. Поэтому одной из ключевых проблем была высокая стоимость фрахта и страховки. С каждым успешно отправленным судном количество желающих становилось больше, что понемногу начало стабилизировать рынок. Однако стоимость фрахта все еще достаточно высокая, что сказывается на доходах наших аграриев.
Но то, что Россия не начала обстреливать суда с зерном, не означает, что она не пытается саботировать работу инициативы. РФ регистрирует ограниченное количество судов в день, что влияет на общее количество инспекций, а соответственно, и количество судов в наши порты.
Поэтому в ноябре на Босфоре образовалась очередь из более 170 судов, а мир не получил 3 млн тонн украинской агропродукции. Из необходимых 25–30 инспекций в сутки проводится всего около 8–9, а к концу ноября – началу декабря еще меньше – 6–7 инспекций на выход и на вход.
Несмотря на это, а также на угрозы России выйти из соглашения, в ноябре «зерновой коридор» удалось пролонгировать еще на четыре месяца. Основная задача для следующего года – продлить инициативу хотя бы на год, а лучше сделать ее бессрочной, что даст больше уверенности аграриям. А также включить в соглашение порты Николаевского региона.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.