Румыния не успевает оформлять суда, идущие за украинским зерном. Это спровоцировало многодневную пробку в Черном море возле Дуная. Как разблокировать экспорт Украины?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Около 100 судов стоят в Черном море у румынского порта Сулина, ожидая проведения через Сулинский морской канал. Это самый удобный и глубокий путь в дунайские порты Украины, Румынии и Молдовы.
Почти треть застрявших судов должны вывезти украинские зерновые грузы из украинских портов Измаил, Рени и Килия. «В Румынии не хватает лоцманов для проведения судов по каналу, потому что они не были готовы к увеличению украинского грузового трафика», – описывает причину возникновения пробки основатель консалтинговой компании The Charterers Олег Солодухов.
Украина через морские порты экспортировала более 70% всех грузов на общую сумму около $47 млрд. После начала полномасштабной войны, развязанной Россией, все украинские порты, кроме дунайских, прекратили работу. Последние переориентировали на себя часть экспорта.
Из-за войны украинские порты на Дунае увеличили количество грузоотправлений в четыре раза, говорит заместитель министра инфраструктуры Юрия Васькова. Теперь, по данным Минагрополитики, на них приходится 24% от экспорта.
Опрошенные Forbes грузовладельцы говорят, что румынская сторона проводит по каналу не более пяти судов в сутки – это в разы меньше, чем нужно. Несколько недель назад время ожидания очереди на проход по каналу составляло четыре–семь дней, говорит Солодухов. Каждые сутки пробка растет. Судно, которое станет на рейд сегодня, должно ждать своей очереди на проход по каналу около трех недель.
Средний период ожидания судозахода в украинские порты с начала войны составляет 14 дней, подсчитал партнер юрфирмы AGA Partners Иван Касинюк, специализирующийся на международном торговом праве.
Двухнедельный простой в устье Дуная стоит владельцам грузов около трети стоимости фрахта. «Теперь судовладельцы насчитывают время фрахта не с момента захода в порт, а с момента попадания в пробку», – говорит Солодухов.
Это приводит к дополнительным потерям в $150 000–200 000 на партии 3000–6000 т любого груза, подсчитал представитель транспортной компании Neptune Lines Андрей Соколов.
Как решить проблему
По информации источника Forbes в Мининфраструктуре, Украина предложила Румынии несколько вариантов разблокировки канала:
- увеличить период разрешенного движения судов на два часа (сейчас канал работает только в светлую часть суток);
- разрешить проход судов в ночное время на случай пробки;
- увеличить максимально допустимую скорость;
- оформлять входные суда на рейде, пока они ожидают судозахода, а не в самом порту Сулина;
- привлечь к погранично-таможенному обследованию в порту Сулина дополнительные причалы для обеспечения обследования одновременно не менее шести судов (в настоящее время одновременное оформление осуществляют только на двух причалах);
- совершать рейдовую перевалку в портах Сулина и Констанца, а также на 61 мили реки Дунай (при отсутствии свободных портовых мощностей портов)
Украина предложила перебазировать лоцманов из закрытых украинских портов вместе с катерами в Румынию. Соколов говорит, что проблему дефицита лоцманов это не решит, поскольку на переподготовку уходит не менее года. Ускорить оборачиваемость лоцманов может их частичное вовлечение в сопровождение только тяжелыми для прохода участками канала, – говорит Солодухов.
Украина и мировой голод
(нажимность «Читать больше»)
Украинский экспорт продовольствия дает еду 400 млн человек. В 2022 году Украина планировала экспортировать 25 млн т зерновых в разные страны мира. Большая часть должна была идти именно через морские порты, оккупированные или заблокированные россиянами.
Европа помогает Украине доставить ее зерно по автодорогам и железнодорожным путям в порты Румынии или стран Балтии. Хотя даже по самым оптимистическим прогнозам только 20% украинского зерна можно будет экспортировать таким образом, пишет Economist.
В украинских зернохранилищах, еще не пострадавших из-за военных действий, полно кукурузы и ячменя. Фермерам негде хранить следующий урожай, который начнут собирать в конце июня, а значит, он может испортиться.
Россия и Украина поставляют на мировой рынок 28% пшеницы, 29% ячменя, 15% кукурузы и 75% подсолнечного масла. Происхождение половины импортируемого Ливаном и Тунисом зерна – из Украины и России; в Ливии и Египте эта цифра составляет две трети.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.