Категория
Компании
Дата

Рынок газа для населения в Украине работает не по рыночным правилам. Как это можно исправить

Рынок газа для населения в Украине работает не по рыночным правилам. Как это можно исправить /Shutterstock

Shutterstock

Стремительный рост цен на газ заставил многих говорить о том, что, возможно, Украине не нужны рыночные отношения в этой сфере. Так ли это

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Основной накал страстей вызывает потребление газа для нужд населения (больше половины от всего потребления газа в Украине, учитывая газ для централизованного отопления). В то же время рынок газа для бизнеса функционирует последние шесть лет и особых нареканий не вызывает. Наоборот, развивается биржевая торговля на UEEX, появляются глобальные трейдеры, как у покупателей, так и у продавцов появляются все новые возможности.

Что вообще такое рынок газа, что с ним сейчас происходит в Украине? И чего ожидать?

Как функционирует рынок газа для населения

Доступ к общей газотранспортной и газораспределительной инфраструктуре есть у каждого поставщика, который получил лицензию у регулятора и зарегистрирован оператором рынка. Это сделано для того, чтобы не привязывать потребителей к конкретному поставщику, иметь рыночные отношения и конкурентную среду.

Преимущество рыночных отношений состоит в том, что поставщики конкурируют не только ценой, но и сервисом и прочими «фишками» – это мобильные приложения, разные тарифные планы, скидки/бонусы (в общем как у операторов мобильной связи). При этом каждый потребитель может выбрать именно то, что ему больше подходит, – например, кто-то может платить больше, но иметь более навороченное приложение, страховку, бесплатное обслуживание котла и т. д.

Однако часть отношений все-таки регулируются, так как это вопрос безопасности энергетической системы.

Может ли потребитель остаться без газа в условиях рыночных отношений? Только если он систематически не платит за газ, если не выполняются технические требования (за этим должен следить оператор газораспределительных сетей) и если вообще нет газа в системе. Даже если текущий поставщик обанкротится, для бесперебойности поставок есть Поставщик Последней Надежды, который должен временно обеспечить поставку газа потребителю, пока тот не найдет нового поставщика. 

Есть ли конкуренция на рынке газа для населения в Украине

Украина только формально открыла рынок газа для населения. На самом деле мы еще не можем говорить о полноценных рыночных отношениях. Появились некоторые рыночные механизмы, например, возможность выбрать или изменить поставщика, но всех предусловий для нормальной конкуренции еще нет.

Главные игроки по поставке газа населению – НАК «Нафтогаз» и РГК. Они предложили очень выгодные годовые тарифы по 8 грн за м3 (при этом цены на оптовом рынке уже пробили 30 грн за м3), с которыми не могут конкурировать другие поставщики. Такое ценовое предложение стало возможным благодаря доступу к газу, добытому государственной «Укргазвыдобування». То есть государство, хоть уже и не в рамках ПСО, на этот отопительный сезон продолжает сдерживать цену газа для населения нерыночными механизмами.

Такое субсидирование – не самое оптимальное с точки зрения квази-фискальных затрат, так как выгоду получают все (и бедные, и богатые, которые могли бы платить рыночную цену). Недостающий газ импортируется через структуры НАК «Нафтогаз»; для закупки нужны деньги, но их часто приходится брать в кредит, а потом платить проценты. Другими словами, экономически более выгодным для страны было бы предоставление адресных субсидий (если предположить, что хотя бы 50% населения могут платить рыночные цены, то государство могло бы экономить десятки миллиардов гривен).

Кроме того, более низкие цены уменьшает стимулы к энергоэффективности в то время, когда именно энергоэффективность является долгосрочным средством для снижения потребления, меньших счетов за отопление и снижения выбросов.

Что нас ждет в этом отопительном сезоне

Худшим вариантом для функционирования рынка газа в краткосрочной перспективе могла бы стать его «физическая» нехватка в газотранспортной системе. Хотя на сегодня запасы в подземных хранилищах и намного меньше, нежели в предыдущие годы, их должно быть достаточно, чтобы пройти отопительный сезон без кризисных ситуаций (если не будет экстремально холодной зимы). Кроме того, правительство совместно с госкомпаниями должно разработать пошаговый план на случай экстренной ситуации.

Ценовой шок будет снят в первую очередь за счет госкомпаний и бюджетов разных уровней. То есть многие бытовые потребители могут вообще не узнать о каких-то «беспрецедентных ценовых скачках» на энергоресурсы. Но в конечном итоге все равно за все заплатит население (даже если не из своего семейного бюджета).  

Что делает Евросоюз

Евросоюз определил краткосрочные и среднесрочные меры для борьбы со стремительным ростом цен на энергетических рынках и защиты населения и бизнеса. Заметим, что все они близки к рыночным методам (не должны ограничивать конкуренцию).

Краткосрочные меры:

·     предоставление экстренной поддержки доходов для малообеспеченных потребителей энергии, например, посредством ваучеров или частичной оплаты счетов;

·     разрешение временной отсрочки оплаты счетов;

·     обеспечение временного снижения налоговых ставок для уязвимых домохозяйств;

·     оказание помощи компаниям или отраслям в соответствии с правилами государственной помощи ЕС;

·     содействие доступу к покупке возобновляемой энергии. 

Среднесрочные методы:

·     увеличение инвестиций в возобновляемые источники энергии, реконструкцию и энергоэффективность;

·     возможный пересмотр правил безопасности поставок, чтобы обеспечить более эффективное использование и функционирование газовых хранилищ в Европе;

·     изучение потенциальных выгод от добровольных совместных закупок запасов газа государствами-членами;

·     создание новых трансграничных региональных групп газового риска для анализа рисков и консультирования государств-членов по разработке их национальных планов превентивных и чрезвычайных действий;

·     повышение роли потребителей на рынке энергии, давая им возможность выбирать и менять поставщиков, производить собственную электроэнергию и присоединяться к энергетическим сообществам.

Что делать нам

Нужно понимать, что открытый рынок газа предусматривает другие формы гарантии наличия (поставок) газа. Простых краткосрочных решений нет, нужно платить рыночную цену. При этом необходимо думать о стабильности всей энергосистемы.

Вероятно, Украина продолжит интегрироваться в европейские энергорынки, поэтому ей следует:

·     продолжить постепенное введение рыночных отношений для населения. Но перед этим нужно снизить влияние монополистов на рынок. Тогда вводить рыночные отношения станет намного проще и быстрее;

·     развивать биржевую торговлю газом;

·     стимулировать собственную добычу газа;

·     продумать своевременные и экономически выгодные для страны рычаги экстренного реагирования, которые обеспечат стабильность поставок, а также снимут социальное напряжение;

·     больше инвестировать и стимулировать энергоэффективность, иначе ценовые колебания и перебои с поставками будут держать страну в заложниках;

·     развивать альтернативные источники энергии.

Все это возможно при наличии политической воли и финансовых ресурсов, поэтому оплата за энергоносители должна осуществляться на рыночных принципах, а уязвимые потребители получать адресные субсидии.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине