Категория
Компании
Дата

Что делать ритейлерам, если поставщики безосновательно завышают цены и не выполняют договоры | Советы юристов

3 хв читання

В мирное время, если поставщик не выполняет условия договора, это становится поводом для судебного спора. Во время войны это сделать невозможно. Поэтому таким ритейлерам следует обращаться к военным администрациям и БЭБ. Как работает алгоритм

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.

Война затронула и ритейлеров, и поставщиков, бизнес которых пострадал или полностью уничтожен. Но война показала и недобросовестных поставщиков, которые нарушают сроки доставки товаров, пытаются изменять условия договоров и увеличивать цены или вообще отказываются от выполнения обязательств.

Такие нарушения договоров поставщиками или производителями товаров влияют на конечного потребителя: повышаются цены или товары первой необходимости исчезают с полок магазинов.

В мирное время такое поведение поставщиков сразу стало бы предметом спора в суде. Однако в военное время обжалование практически невозможно из-за ограниченного функционирования судебной системы.

В условиях военного положения областные военные администрации и Бюро экономической безопасности Украины (БЭБ) контролируют ценообразование на социально значимые товары/услуги, а также реагируют на жалобы, мешающие бизнесу восстанавливать экономику государства. Они же в сотрудничестве с мэриями, полицией и Госпотребслужбой должны вести разъяснительные работы с бизнесом, который уклоняется от нормального обеспечения населения продовольствием.

Полномочия по контролю за ценообразованием возложены на эти органы Кабмином согласно постановлению от 06.03.2022 №223.

Что делать, если поставщик не выполняет условия договора

Ритейлерам, ставшим заложниками недобросовестных поставщиков, следует:

  • обратиться в областные военные администрации, подать жалобу непосредственно в военную администрацию соответствующего региона;
  • обратиться в Бюро экономической экспертизы, отправить жалобу на электронную почту: [email protected] или в Телеграмм бот: https://t.me/StopOverpriceBot.

В жалобе следует подробно описать нарушения поставщиками и производителями договоров, а также обосновать влияние нарушений на обеспечение населения продовольствием и функционирование бизнеса в условиях военного положения.

Сроки рассмотрения таких жалоб пока не определены. Но соответствующие органы заверяют об оперативном реагировании на нарушения.

Отказ от выполнения обязательств или их изменение может рассматриваться как:

  • недобросовестный, то есть как попытка контрагента поставить себя в более выгодные условия по сравнению с другой стороной;
  • добросовестный, если действительно обусловлен объективными обстоятельствами невозможности выполнить обязательство в соответствии с условиями договора.

Освобождение от ответственности возможно, если контрагент докажет, что он принял все надлежащие меры, чтобы выполнить обязательства, но не смог вследствие непреодолимой силы (форс-мажор).

В мирное время, чтобы получить подтверждение наступления форс-мажора, стороны спора должны обращаться в ТПП и проходить бюрократическую процедуру. Сегодня получать сертификат о форс-мажоре не нужно. ТПП Украины после введения военного положения на своем сайте разместила письмо-подтверждение форс-мажорных обстоятельств.

Однако поставщик должен доказать, что эти обстоятельства были форс-мажорными для конкретного случая. То есть он должен подтвердить, что не мог осуществить поставку именно в связи с введением военного положения и доказать причинно-следственную связь между этими событиями.

Типовое положение соглашения о «форс-мажорных» обстоятельствах:

«Сторона, которая не может выполнять обязательства по этому договору вследствие обстоятельств непреодолимой силы, должна не позднее 7 дней с момента их возникновения сообщить об этом другой стороне в письменной форме. Доказательством возникновения обстоятельств непреодолимой силы и срока их действия являются соответствующие документы, которые выдаются Торгово-промышленной палатой Украины или другим уполномоченным на это органом».

Если должник не уведомит обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями договора, он может быть лишен права ссылаться на такие обстоятельства, и его могут привлечь к ответственности.

Алгоритм действий

Участникам хозяйственных отношений, которые столкнулись с невыполнением обязательств контрагентами, можно рекомендовать следующий алгоритм:

  • Официальный запрос к должнику – электронной или курьерской почтой по поводу оснований невыполнения обязательства.
  • В случае отсутствия ответа или отказа от исполнения обязательств без объяснения причин обращение в БЭБ и военные администрации с жалобой. Кроме того, направление официальной претензии с требованием выполнить обязательства и уплаты штрафов. В дальнейшем подача иска о взыскании штрафов.
  • В случае ссылки должника на форс-мажорные обстоятельства направление требования о предоставлении доказательств влияния таких обстоятельств на невозможность выполнения обязанностей.
  • Если ответ должника действительно подтвердит факт форс-мажорных обстоятельств, стремиться урегулировать ситуацию и внести изменения в договор.
  • Если же чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства не будут подтверждены, а должник все равно отказывается от обязательств, подачи жалобы в БЭБ и военную администрацию, направление претензии с требованием уплаты штрафов и последующая подача иска.
Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні