В мирное время, если поставщик не выполняет условия договора, это становится поводом для судебного спора. Во время войны это сделать невозможно. Поэтому таким ритейлерам следует обращаться к военным администрациям и БЭБ. Как работает алгоритм
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Война затронула и ритейлеров, и поставщиков, бизнес которых пострадал или полностью уничтожен. Но война показала и недобросовестных поставщиков, которые нарушают сроки доставки товаров, пытаются изменять условия договоров и увеличивать цены или вообще отказываются от выполнения обязательств.
Такие нарушения договоров поставщиками или производителями товаров влияют на конечного потребителя: повышаются цены или товары первой необходимости исчезают с полок магазинов.
В мирное время такое поведение поставщиков сразу стало бы предметом спора в суде. Однако в военное время обжалование практически невозможно из-за ограниченного функционирования судебной системы.
В условиях военного положения областные военные администрации и Бюро экономической безопасности Украины (БЭБ) контролируют ценообразование на социально значимые товары/услуги, а также реагируют на жалобы, мешающие бизнесу восстанавливать экономику государства. Они же в сотрудничестве с мэриями, полицией и Госпотребслужбой должны вести разъяснительные работы с бизнесом, который уклоняется от нормального обеспечения населения продовольствием.
Полномочия по контролю за ценообразованием возложены на эти органы Кабмином согласно постановлению от 06.03.2022 №223.
Что делать, если поставщик не выполняет условия договора
Ритейлерам, ставшим заложниками недобросовестных поставщиков, следует:
- обратиться в областные военные администрации, подать жалобу непосредственно в военную администрацию соответствующего региона;
- обратиться в Бюро экономической экспертизы, отправить жалобу на электронную почту: [email protected] или в Телеграмм бот: https://t.me/StopOverpriceBot.
В жалобе следует подробно описать нарушения поставщиками и производителями договоров, а также обосновать влияние нарушений на обеспечение населения продовольствием и функционирование бизнеса в условиях военного положения.
Сроки рассмотрения таких жалоб пока не определены. Но соответствующие органы заверяют об оперативном реагировании на нарушения.
Отказ от выполнения обязательств или их изменение может рассматриваться как:
- недобросовестный, то есть как попытка контрагента поставить себя в более выгодные условия по сравнению с другой стороной;
- добросовестный, если действительно обусловлен объективными обстоятельствами невозможности выполнить обязательство в соответствии с условиями договора.
Освобождение от ответственности возможно, если контрагент докажет, что он принял все надлежащие меры, чтобы выполнить обязательства, но не смог вследствие непреодолимой силы (форс-мажор).
В мирное время, чтобы получить подтверждение наступления форс-мажора, стороны спора должны обращаться в ТПП и проходить бюрократическую процедуру. Сегодня получать сертификат о форс-мажоре не нужно. ТПП Украины после введения военного положения на своем сайте разместила письмо-подтверждение форс-мажорных обстоятельств.
Однако поставщик должен доказать, что эти обстоятельства были форс-мажорными для конкретного случая. То есть он должен подтвердить, что не мог осуществить поставку именно в связи с введением военного положения и доказать причинно-следственную связь между этими событиями.
Типовое положение соглашения о «форс-мажорных» обстоятельствах:
«Сторона, которая не может выполнять обязательства по этому договору вследствие обстоятельств непреодолимой силы, должна не позднее 7 дней с момента их возникновения сообщить об этом другой стороне в письменной форме. Доказательством возникновения обстоятельств непреодолимой силы и срока их действия являются соответствующие документы, которые выдаются Торгово-промышленной палатой Украины или другим уполномоченным на это органом».
Если должник не уведомит обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями договора, он может быть лишен права ссылаться на такие обстоятельства, и его могут привлечь к ответственности.
Алгоритм действий
Участникам хозяйственных отношений, которые столкнулись с невыполнением обязательств контрагентами, можно рекомендовать следующий алгоритм:
- Официальный запрос к должнику – электронной или курьерской почтой по поводу оснований невыполнения обязательства.
- В случае отсутствия ответа или отказа от исполнения обязательств без объяснения причин обращение в БЭБ и военные администрации с жалобой. Кроме того, направление официальной претензии с требованием выполнить обязательства и уплаты штрафов. В дальнейшем подача иска о взыскании штрафов.
- В случае ссылки должника на форс-мажорные обстоятельства направление требования о предоставлении доказательств влияния таких обстоятельств на невозможность выполнения обязанностей.
- Если ответ должника действительно подтвердит факт форс-мажорных обстоятельств, стремиться урегулировать ситуацию и внести изменения в договор.
- Если же чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства не будут подтверждены, а должник все равно отказывается от обязательств, подачи жалобы в БЭБ и военную администрацию, направление претензии с требованием уплаты штрафов и последующая подача иска.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.