Виктор Мазур построил третьего по величине провайдера кабельного ТВ. Теперь он воюет с крупнейшеми поставщиками контента. Зачем он разрушает свой бизнес?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Один из крупнейших операторов кабельного телевидения, Lanet, уже четыре месяца не транслирует самые популярные украинские каналы. В начале мая 2021‑го провайдер отключил отечественный «телевизор»: СТБ, «Новый канал», ICTV, «Интер», «1+1», «Украину» и другие популярные каналы. По словам основателя Lanet Виктора Мазура, в кабельных сетях смотрение этих каналов занимает 70%. Бойкот вынужденный: крупнейшие медиагруппы в одностороннем порядке разорвали отношения с провайдером.
Телегруппы наказали Lanet за несоблюдение незаконных понятийных договоренностей, говорит Мазур, 59. По его мнению, они таким образом «воспитывают рынок». Он подал иски в суд и пожаловался в Антимонопольный комитет на сговор четырех медиагрупп – StarLightMedia Виктора Пинчука, «1+1» Игоря Коломойского, «Интер» Дмитрия Фирташа и «Украина» Рината Ахметова. В эти группы входит около 30 каналов.
Бой, мягко говоря, неравный. Выручка провайдера – от силы 240 млн грн. Чистый доход только трех основных каналов StarLightMedia (СТБ, «Нового канала» и ICTV) – на порядок больше (3,2 млрд грн в 2020 году). Lanet – третий по количеству абонентов (300 000) на рынке аналогового кабельного телевидения, свидетельствуют расчеты консалтинговой компании BIG DATA UA. У лидера, группы «Воля», – 900 000 абонентов, у Triolan– 350 000. Провайдеры официально не раскрывают количество абонентов (роялти каналов привязаны к количеству пользователей). Мазур называет куда более скромные цифры – 120 000. По оценке BIG DATA UA, в 2020‑м кабельные сети получали с одного абонента в среднем 66,7 грн в месяц. Если опираться на эти данные, в прошлом году Lanet получил выручку от 96 млн грн до 240 млн грн.
В 2021‑м будет меньше. После отключения от Lanet крупнейших медиагрупп от провайдера, по словам Мазура, отказались 20% абонентов. По его оценке, до конца года потери могут достичь 50 млн грн.
Зачем он вступил в войну со своими крупнейшими поставщиками?
•••
Уроженец Киевской области Мазур занялся бизнесом еще в 1990‑м. Вместе с коллегами по оборонному заводу «Квант» он основал малое предприятие ICS. На госпредприятии он разрабатывал системы геолокации для авианосцев, а в своей фирме наладил выпуск спутниковых антенн. «У меня была цель – быть независимым, надоело от звонка до звонка быть под присмотром КГБ»,– рассказывал Мазур в интервью YouTube‑каналу «Большая рыба». Другим основателем ICS был Александр Кардаков, который отвечал за производство адаптеров для станков с ЧПУ. Сейчас Кардаков – совладелец фонда «Октава Капитал». Заработанное партнеры вкладывали в создание собственного компьютера. Это было ошибкой, признает Мазур: нужно было зарабатывать капитал на торговле, а не пытаться догнать глобальных конкурентов.
В 1994‑м у Мазура с Кардаковым произошел конфликт. Партнерство распалось, и Мазур организовал компанию «Ромсат», которая занялась поставками телекоммуникационного оборудования. В 1998‑м компания импортировала для клиента из Харькова дорогое оборудование для кабельной сети. Грянул кризис, товар полгода пролежал на складе. Тогда Мазур решил строить кабельную сеть самостоятельно. Поскольку оборудование было настроено на харьковские частоты, строить сеть компания начала именно там. Перед следующим кризисом, в 2008‑м, Мазур продал этот бизнес оператору «Воля».
Собственно Lanet появился в Киеве в 2005‑м как локальная интернет‑сеть в Святошинском районе. Название – акроним Local Area NETwork («локальная сеть»). Lanet стал полигоном для оборудования и решений, которыми торговал «Ромсат», вспоминает Мазур. «Инженерам было интересно тестировать оборудование вживую», – говорит совладелец и директор Lanet Марьян Ивасюк, 44.
Член правления Интернет ассоциации Украины Александр Глущенко живет в Святошинском районе и пользуется услугами Lanet с самого начала. «В отличие от «Воли» и «Укртелекома», у локальных сеток был безлимитный интернет, – вспоминает Глущенко. – Они давали быстрый доступ к ресурсу «Инфостор» с музыкой и фильмами». У крупных компаний был слишком медленный интернет для загрузок с этого сайта. По словам Глущенко, фактор «Инфостора» и подобных ему ресурсов стал одной из причин быстрого роста локальных сетей. В Оболонском районе это был провайдер IpNet, в Дарницком – FreeNet, Adamant, «НашНет».
У Lanet всегда был стабильный интернет, потому что изначально сеть строили правильно, говорит Глущенко. «В этом было их отличие от других «пионернетов», которые делали из чего попало и как придется»,– вспоминает он. Инженеры Lanet снабдили коммутаторы, устанавливавшиеся в подъездах, блоками питания, рассказывает Ивасюк. Оборудование могло автономно работать боль‑ ше суток, даже если в доме отключалось электричество.
В 2008 году «Воля», которая предоставляла не только интернет‑доступ, но и кабельное телевидение, начала переводить своих абонентов с аналогового на цифровое ТВ. Процесс шел негладко, жители, оставшиеся без аналогового сигнала, были недовольны. Lanet решил воспользоваться моментом и запустил свое кабельное ТВ. «Мы увидели возможность перехватить тех, кто хочет остаться на аналоговом телевидении», – рассказывает Ивасюк.
Крупнейшим игроком на этом рынке была «Воля». В 2007 году долю в компании приобрел американский фонд Providence Equity Partners (34,92% по состоянию на 2020‑й). Сумму инвестиций не оглашали, на рынке думали, что речь шла минимум о $200 млн. Стало понятно, что это бизнес, говорит бывший гендиректор Triolan Вадим Сидоренко.
Абонентами кабельного ТВ в 2009 году были, по данным Госстата, 3,5 млн украинцев. Выручка операторов равнялась 1,3 млрд грн ($162,5 млн). Они продавали пакеты, состоящие из двух частей. В первую входили каналы Eurosport, Discovery, Travel Channel, которые за ретрансляцию своего контента в кабельных сетях получали роялти; во вторую – украинские эфирные каналы, которые отдавали свой контент кабельщикам даром, но и не платили за ретрансляцию – такое обязательство кабельщиков называлось «универсальной программной услугой» (УПУ). Она распространялась на каналы ведущих медиагрупп. Это позволяло выставлять минимальные цены на ТВ‑пакеты.
История с бесплатным ТВ закончилась в 2017 году. К этому времени Нацсовет по телевидению и радиовещанию фактически отменил УПУ. Поначалу роялти были невысоки: «Украина», StarLightMedia и «1+1» просили за одного абонента меньше гривни в месяц, «Интер»– около трех.
На первый взгляд – ничего страшного. Проблема была в том, что времена расцвета кабельного ТВ уже были позади. С 2010 по 2016 год количество абонентов сократилось, по данным Госстата, с 3,5 млн до 2,5 млн. Часть осталась на оккупированных территориях, часть перешла на «спутник» и ОТТ‑платформы вроде MEGOGO.
Упали и доходы с одного абонента– с $5 до $3 в месяц.
Новая модель пришлась не по вкусу кабельным операторам. В январе 2017‑го абоненты одесских кабельных сетей остались без центральных телеканалов: операторы не хотели ни платить за их трансляцию, ни повышать цены. Через год история повторилась в Киеве. Оператор «Информационные технологии» остановил вещание крупнейших каналов, сославшись на чрезмерный рост цен, писали Liga и Lb.ua. Представители StarLightMedia и «1+1» заявили тогда, что разрыв отношений с «Информационными технологиями» – их инициатива.
Мазур объясняет поступок медиагрупп местью. Перед конфликтом четыре украинские ассоциации кабельщиков, одну из которых возглавлял владелец «Информационных технологий», пожаловались в Антимонопольный комитет на поведение крупнейших телегрупп. «Понимаете, какая ситуация? Подает [жалобу] общественная организация, а наказывают ее руководителя, – возмущается Мазур. – Это недопустимая вещь. Для того и создается общественная организация, чтоб защищать своих членов». Через неделю после отключения телеканалы вернулись в эфир «Информационных технологий». По словам Мазура, это произошло после того, как провайдер согласился повышения роялти на 50%.
Активный участник Интернет ассоциации Украины, Мазур гордится тем, что его компания участвовала в обоих Майданах. Осенью 2004‑го по заданию «оранжевых» он с сотрудниками ездил в Харьковскую область мониторить второй тур президентских выборов. Революцию достоинства Lanet поддерживал не только деньгами. Компания проложила оптоволоконный кабель к большому экрану на Майдане, откуда транслировали канал «Еспресо».
В 2014‑м директор Lanet Ивасюк отключил от сети российские каналы. Мазур его поддержал, несмотря на возмущение абонентов. А 1 января 2019 года провайдер прекратил трансляцию телеканала NewsOne за пророссийские месседжи. Директор NewsOne Юрий Будяк обвинил Мазура в заигрывании с властью, мол, тот действует по указке Администрации президента.
Через месяц с небольшим после отключения NewsOne во двор Мазура бросили гранату. Никто не пострадал, злоумышленников не нашли. Бизнесмен связывает это со своими действиям против NewsOne. После этого Мазур обзавелся оружием и какое‑то время ходил с охраной. Позже суд обязал Lanet вернуть ретрансляцию NewsOne.
«Для Мазура принципы важнее, чем прибыль», – говорит управляющий партнер консалтинговой группы ЕМС Анатолий Фроленков.
•••
В феврале 2021 года Lanet запустил акцию «Лютый Гиг»: пакет обычной стоимостью 199 грн в месяц продавался для новых абонентов за 33 грн. По словам Мазура, после начала акции ему стали звонить боссы медиагрупп с требованием ее прекратить.
У телегрупп есть негласное правило: минимальный пакет, в котором присутствуют их каналы, не может стоить дешевле 99 грн. Мазур говорит, что не знал о нем. Телегруппы не ответили на запрос Forbes, однако топ‑менеджер одной из них изложил их логику на условиях анонимности. По его словам, минимальные цены устанавливаются для того, чтобы избежать торга с кабельщиками. Иначе те, кто страдает от демпинга конкурентов, начинают выбивать из телеканалов скидки.
Мазур говорит, что готов соблюдать условия, но конкуренты периодически их нарушают, проводя акции с огромными скидками (Forbes не смог найти таких акций).
Бизнесмен уперся. Акция «Лютый Гиг» закончилась в конце февраля, а в марте медиагруппы уведомили Lanet о повышении роялти. Когда компания отказалась платить больше, сообщили о разрыве отношений. Когда четыре партнера синхронно предпринимают одинаковые действия, это очевидный сговор, говорит Мазур.
Он подал в суд, пожаловался в Антимонопольный комитет и провел пресс‑конференцию. «Мы дали Мазуру хороший повод для пиара»,– говорит собеседник Forbes из ведущей медиагруппы. Мол, тот решил выйти из ситуации с политическими дивидендами. Мазур утверждает, что перевел конфликт в публичную плоскость после того, как попытки договориться не принесли результата. «Сначала мы хотели, чтобы от нас отстали, – говорит он. – А теперь – справедливости». Владеющие каналами олигархи не должны, по его убеждению, давить на средний бизнес.
Справедливость стоит дорого. По оценке Мазура, до конца года Lanet потеряет 30–50 млн грн. Он рассчитывает компенсировать эти потери через суд. Включать олигархические каналы обратно в сеть Lanet он не намерен. «Лучше мы один раз переболеем, зато не будем сидеть на этом крючке»,– говорит бизнесмен.
Что дальше?
Война приблизит смерть кабельного телевидения, полагает экс‑гендиректор Triolan Сидоренко. Отключаясь от Lanet, зрители уходят не к другим кабельщикам, а в интернет. По данным Индустриального телевизионного комитета, за 2020 год количество абонентов кабельного ТВ уменьшилось более чем на 50 000. Число пользователей ОТТ и IPTV в 2019–2020 годах выросло с 700 000 до 1,6 млн, говорит директор BIG DATA UA Сергей Бойко.
Мазура это не слишком беспокоит. Lanet возвращается к истокам – компания делает упор на проводной интернет. В развитии спутникового интернета он не видит угрозы: новая услуга стоит дорого, а ее качество зависит от погоды. «Эти виды связи будут дополнять друг друга,– говорит глава ассоциации «Телекоммуникационная палата Украины» Татьяна Попова. – Интернет в домашних сетях, можно сказать,– вечный бизнес».
Lanet будет покупать и прокладывать новые сети в Киеве и регионах, говорит Ивасюк. Есть куда расти – проводной интернет в Украине, по данным Поповой, охватывает максимум 75% домохозяйств. «Интернет становится базовой услугой, как электричество»,– говорит Ивасюк.
Фишка Lanet – скорость. По данным аналитической компании nPerf, в 2019–2020 годах у компании был самый быстрый интернет в стране.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.