Ринат Ахметов продал один из своих активов – интернет-провайдера Vega. Покупатель – «Vodafone Украина» с почти 20 млн активных пользователей. Мобильный оператор строит собственную сеть фиксированного интернета. Что значит эта покупка для телекома
Антимонопольный комитет 19 августа одобрил покупку: Vodafone купил 99,99% компании «Фарлеп-Инвест», которая работает под брендом Vega. Ни её участники, ни комитет не комментируют цену. В 2019 году, когда впервые стало известно о возможной продаже Vega, сделка оценивалась в около 1 млрд грн, но с тех пор компания несколько снизила выручку, и итоговая цена сделки могла снизится. СКМ же купил провайдера в 2005 году за 550 млн грн, по словам экс-владельца компании Андрея Адамовского.
По итогу сделки Vega не будет поглощена, ликвидирована или интегрирована в Vodafone – это будет самостоятельная дочерняя компания, говорит Forbes CEO «Vodafone Украина» Ольга Устинова. Абоненты будут получать услуги по текущим тарифам, как и получали, а к концу года появятся новые тарифы для абонентов Vega и Vodafone, по словам Устиновой.
Vodafone отказался раскрыть количество абонентов Vega. Около 60 000 пользователей – такую цифру называет топ менеджер одного из главных конкурентов Vega. Он не захотел, чтобы его имя упоминалось в этой статье. Объем рынка услуг домашнего интернета в 2020 году – 13,8 млрд грн, по данным Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи (НКРЗИ).
Сегодня СКМ считает телекоммуникации малоперспективными и уже в июне глава компании Олег Попов говорил, что группа намерена выйти из этой сферы. «Там был когда-то потенциал, он и сейчас есть, но устраивает ли этот потенциал наш аппетит, я не уверен, – сказал Попов «Экономической Правде». – Потенциально телекоммуникации будут первыми на выход». Если СКМ продаст Vega, в телекоме у них останется только «Укртелеком», который за первое полугодие 2021 года сообщил о прибыли 229 млн грн при выручке 2,7 млрд.
Сейчас рынок телеком-услуг находится на плато и почти сформирован, считает Александр Глущенко, бывший советник главы Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания с 15-летним стажем. Потребитель уже определился с поставщиком интернета, и нужно серьезно вложится, чтобы рассчитывать на успех в этой сфере. По состоянию на август 2020 года, 6,6 млн украинцев подписали договор с операторами фиксированой связи, по данным НКРЗИ. В течение следующих пяти лет количество абонентов вырастет на 10%, по оценке Дениса Захаренко, директора по развитию массового сегмента «Укртелекома». «В деньгах рост среднего счёта будет соответствовать национальному индексу потребительских цен, – говорит он. – Можно предположить, что рынок домашнего интернета за пять лет вырастет в гривнах на 65%».
СКМ продает Vega, чтобы выйти из неприоритетной сферы, но не ясно, почему Vodafone покупает именно Vega, а не, например, более крупного провайдера «Воля», говорит Глущенко. «У Vega не те масштабы, – говорит эксперт. – Это как покупать ларьки, чтобы в итоге построить супермаркет. Зачем?» Убыток юрлица Vega в 2020 году – 53,4 млн грн при выручке около 512 млн грн; в компании работают 740 человек, по данным «Спарк-Интерфакс».
Vega – не какая-то особенная компания и, возможно, Vodafone покупает её, потому что только с ними вышло договориться о цене, говорит Петр Чернышев, бывший президент мобильного оператора «Киевстар». «Vodafone не хотят платить много», – добавил он.
Если Vodafone собирается идти в услуги домашнего интернета, то это имеет смысл только продавая пакет «три в одном», говорит Чернышев: мобильная связь, домашний интернет и интернет-телевидение. Такие услуги предоставляет «Киевстар», и эта покупка – это попытка Vodafone бросить вызов своему прямому конкуренту, по его словам.
Чисто мобильный оператор – пережитки прошлого, соглашается Глущенко. Мировой тренд – это комплекс услуг. Например, французская Orange и португальская MEO тоже проводят домашний интернет. Зачем им это? Чем больше сервисов абонент может получить в одном месте, тем сложнее ему сменить провайдера, говорит Глущенко. «В Украине это есть пока только у «Киевстара», а Vodafone и lifecell ничем не могут ответить», – говорит он.
На домашнем интернете «Киевстар» заработал 502,5 млн грн в 2020 году – это 2% от общей выручки, согласно финотчетам компании. Этот оператор тоже начинал с покупки телеком-компаний. «В начале что-то купили, потом сами строили», – вспоминает Чернышев.
Сегодня Vodafone на этапе покупок и сами пока не строят, хоть и рассматривают такой сценарий. Генеральный директор оператора Ольга Устинова говорила в ноябре 2020 года, что Vodafone будет «серьезно инвестировать» в этот бизнес. «Не исключаем использования гибридной модели: строительство собственных гринфилдов и покупку компаний, – сказала тогда Устинова «Интерфакс-Украина». – Акцент на строительстве собственной сети».
Рынок перенасыщен, поэтому строить долго и дорого, да и негде взять абонентов, говорит Глущенко. Количество абонентов – величина стабильная, эти люди уже определились с оператором домашнего интернета, потому переманить их дороже и сложнее, чем просто взять эти базы у конкурентов, купив их, по словам эксперта.
Существенно на рынке после сделки ничего не изменится, считают эксперты, опрошенные Forbes. «Если есть дом, где стоит интернет от «Киевстара», то скорее всего там нет интернета Vega, и наоборот, – говорит Чернышев. – Даже нормальной конкуренции не получится». Единственные потерпевшие – мелкие компании, добавил он. Глущенко предполагает, что рынок будет развиваться, просто все его игроки рано или поздно окажутся у какого-то мобильного оператора.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.