Киевский «Олимпийский» вмещает 70 050 человек. Но на стадионном концерте 31 июля 2020 года Олег Винник, 47, выступал перед пустыми трибунами. Хотя именно в этот вечер певец праздновал свой день рождения. Из‑за пандемии шоу белокурого любимца женской аудитории транслировали онлайн. Его посмотрели почти 79 000 человек, заплатив за VR‑концерт $7–20.
Чем выше цена, тем больше виртуальных возможностей получал зритель или зрительница. Могли «подарить цветы», нажав кнопку в меню. За это «Винник» кланялся дарителю и говорил спасибо. Обходителен один из самых дорогих украинских певцов не только в виртуальной реальности. Винник отыграл в прошлом году 50 концертов. На каждом шоу он старается спуститься в зал, приобнять или поцеловать в щеку случайную зрительницу. По информации его продюсера Александра Горбенко, всего на этих концертах побывало более 200 000 человек. При средней цене билета в $28–35 общая выручка артиста составила $5,6–7 млн.
Проявляет внимание к поклонницам Винник не зря. Концертная деятельность – главный источник заработка для артиста, уверяет Горбенко. При этом в прошлом году артист принял участие в рекламной кампании сети супермаркетов АТБ. Продюсер не раскрывает точную цифру, однако говорит, что менее чем за $100 000 Винник в рекламных кампаниях не участвует.
Сейчас у Винника самый высокий прайс на выступление на новогоднем корпоративе – 45‑минутный концерт обойдется в €50 000. На втором месте – Monatik, он выступит за €40 000.
Артист также собрал лояльную онлайн‑аудиторию в 2,5 млн подписчиков. Хотя тот же Monatik обогнал его на 800 000 подписчиков. По данным сервиса мониторинга соцмедиа SemanticForce, 95% всех отзывов о Виннике в Facebook и Instagram позитивны. Вовлеченность пользователей – одна из самых высоких в украинском шоу‑бизе: по состоянию на август 2020‑го более 12 000 подписчиков его Facebook‑страницы ежедневно лайкают, комментируют или делятся постами певца. Это 2,4% от общей аудитории Винника в этой соцсети. К примеру, у Тины Кароль показатель на 0,8 процентного пункта меньше. По словам руководителя SemanticForce Всеволода Гаврилюка, более вовлеченная аудитория у Святослава Вакарчука, но это связано, скорее всего, с политической деятельностью.
Соцсети простили Виннику даже участие в российском антивоенном проекте. Его ругали в Facebook за съемку в клипе с поддержавшими аннексию Крыма российскими певцами. Артист был вынужден публично оправдываться за содеянное.
Винник каялся не просто так. Именно соцсетям он обязан своим первым успехом на пути к статусу звезды первой величины, после того как его песни не хотели брать в ротацию украинские радиостанции, а первые клипы получились неудачными. Продюсер Горбенко, который и раскрутил певца, пользовался не только виртуальными сообществами, но и создавал своеобразную офлайновую социальную сеть из слушателей Винника.
«Во время концерта мы все чувствуем что он любит и уважает женщин, и это делает нас счастливыми»,– говорит Валерия Барон, глава фан‑клуба Винника, которая побывала на 250 его концертах. На каждый день рождения артиста фанатки снимают клипы‑поздравления, а однажды подарили именную звезду в честь певца.
Горбенко придумал логотип из двух первых букв фамилии и имени певца ОV. Продюсер рассчитывает на ассоциацию логотипа с общеупотребимыми символами: жестами пальцами V– «виктория, победа» и О – «окей». Сам Винник часто демонстрирует эти жесты.
•••
Винник родился в селе в Черкасской области, в бедной семье. Рассказывает, что его мать не имела среднего образования, но привила ему любовь к музыке. Он пел в самодеятельном ВИА, который выступал на сцене общества слепых. После школы закончил музучилище по специальности «руководитель народного хора». В конце 90‑х поехал в Германию по программе культурного обмена и решил найти работу там.
На каждом шоу Винник старается сойти в зал и обнять или поцеловать в щеку случайную зрительницу
По профессии устроиться сразу не получилось. Тогда 20‑летний Винник пошел гувернером к двум мальчикам по популярной тогда программе Au Pair. В свободное время брал уроки вокала и ездил на прослушивания в немецкие театры. Через два года получил предложение в Люнебургский оперный театр в Нижней Саксонии. Еще через два – стал петь в Гамбургском мюзик‑холле. Больше всего гордиться одной из главных ролей в мюзикле по роману Виктора Гюго «Отверженные».
Говорит, что мечтал быть не просто наемным работником, исполняющим чужие песни, а «нести ответственность» за свои собственные. Их он начал писать в 29 лет, напевая на диктофон в мобильном телефоне. Мечта исполнилась спустя 10 лет, полных неудач и убытков.
Архитектором всего происходящего в эти годы с певцом был его бессменный продюсер – предприниматель Александр Горбенко, 49. На интервью с репортером Forbes он соглашается не сразу, говорит, что не медийное лицо. С виду похож на рокера, а не на продюсера поп‑певца. Ростом под два метра, с длинной черной бородой, на руках массивные металлические часы и связка рокерских браслетов. На вопросы отвечает сухо, тщательно обдумывая каждое слово, улыбается только когда говорит о Виннике.
Их познакомили украинско‑немецкие друзья, знавшие о желании певца начать сольную карьеру на родине. Мол, вот человек, который много кого знает в Киеве, он тебе поможет. Горбенко говорит, что на момент знакомства в 2006 году с Винником был управляющим директором инвестиционной компании, а до этого занимался строительством заводов. В системе YouControl продюсер популярного украинского певца значится как бывший руководитель компании «Интеринвестпроект». Ее учредитель – ООО «Линадия», зарегистрированная в Мытищах Московской области в России. «Интеринвестпроект» ликвидирован в 2008 году. С 2018‑го Горбенко, как и Винник,– физические лица – предприниматели.
Горбенко рассказывает, что на старте карьеры Винника давал слушать его песни разным знакомым продюсерам. Те отказывались браться за неизвестно кого, да еще и 33 лет от роду. По словам программного директора «Русского радио» Валерия Сасковца, в тот момент Винник был «не формат» для большинства радиостанций. Мода на поп‑музыку в таком стиле пришла позже. Горбенко говорит, что решил заниматься Винником сам, но не потому, что захотел в шоу‑биз, а «пошел за Олегом». Они очень подружились и позже даже стали кумовьями.
С самого начала они четко определили, для какого слушателя создают продукт. В интервью Forbes Горбенко уверяет, что это «самодостаточная богатая леди, чаще всего замужняя». Сасковец с «Русского радио» определяет аудиторию Винника по‑другому: одинокие женщины, которым певец дал надежду. «Саша (Горбенко) придумал, что Винник – классный, настоящий мужик,– рассказывает Сасковец.– Этого не хватало тогда на рынке: правдивости, откровенности, естественности, открытости». По словам программного директора «Русского радио», еще одной заслугой продюсера стало то, что он не переделывал певца под существующие шаблоны – российского певца Стаса Михайлова или украинского Александра Пономарева. «Олег органичен во всем, что он делает. Это осознанно, продуманно, взвешенно. Но это органично»,– поясняет свой подход Горбенко.
•••
В 2007 году на территории постсоветского пространства появилась социальная сеть «Мой мир», ее запустила российская группа Mail.ru. Для Винника и его продюсера эта сейчас уже почти умершая интернет‑площадка стала первой ступенькой на пути к популярности. Горбенко говорит, что они пришли туда в поисках слушателей для песен– на радио и на ТВ треки можно было поставить только за деньги. Продюсер искал в соцсети пользователей из Украины и России с фамилией Винник, добавлял их в друзья певцу и предлагал послушать песню однофамильца. Рассчитывал, что совпадение фамилий их заинтересует. Когда друзей стало больше 5000, в ход пошла «цыганская почта», люди сами друг другу рассказывали о Виннике. Тем более певец лично отвечал на сообщения поклонниц. Соцсетями Горбенко самостоятельно занимался два года.
Такой креатив был вынужденным. Партнеры сняли два клипа на песни «Аромат моей мечты» и «Птица» за $180 000, а вот раскрутить их на ТВ денег уже не осталось. Ротация одного клипа в начале 2010‑х стоила $150 за один раз, рассказывает продюсер группы «Бумбокс» Алексей Согомонов. «Я помню, как люди снимали клип за $300, а за ротацию отдавали $10 000»,– вспоминает певица Ольга Полякова. Она шутит, что 15 лет «билась короной о стену» в Украине и России, а стать популярной ей помогло участие в юмористических ТВ‑проектах вроде «Кто против блондинок». Британский таблоид Daily Mail утверждает, что на раскрутку в Украине и Европе певицы Камалии ее муж бизнесмен Мохаммад Захур в 2003–2013 годах потратил $20 млн. «Продвигаться в Украине долго, дорого и унизительно»,– говорит продюсер Поляковой Михаил Ясинский. Процесс подешевел после принятия в 2016‑м законодательства о квотах на украинскую музыку, но Винник был уже популярным артистом.
Винник и Горбенко пошли «в народ» и сумели раскрутиться с помощью живых концертов в небольших городах. Поиск «френдов» в реальной жизни тоже был не бесплатным, первые выступления были убыточными. Горбенко, морщась, называет их дотационными. Рассказывает, что на таких мероприятиях задачей Винника было «зацепить» ту часть аудитории, которая пришла не конкретно на него, а за компанию или просто от скуки.
Гастрольный тур по небольшим украинским городам стартовал в декабре 2013‑го с началом Революции достоинства. Он не останавливался даже летом 2014‑го, во время самой острой фазы АТО на Донбассе. Горбенко, который родился и вырос в шахтерском поселке в Черкасской области, говорит, что выступали в залах‑тысячниках и на корпоративах в агрокомпаниях. Всего провели 100 концертов. «Они выступали в концертных залах, где перед началом концерта сметали многолетнюю паутину. Люди были в шоке, что у них 10 лет никого не было, а тут такой концерт»,– рассказывает фанатка Валерия Барон.
Шоумен Сергей Притула использовал такую же стратегию завоевания зрителей для своего юмористического шоу «Вар’яти». Рассказывает, что секрет успеха выступлений в небольших городах в том, что большинство артистов туда не доезжает.
Завершил свой первый гастрольный тур Винник концертом во Дворце «Украина» в 2014 году. «Беспроигрышный ход», – считает Егор Прищепкин, основатель ивент‑агентства «Прищепкин event team». По его словам, концерты на этой площадке – «знак качества» для артиста в глазах зрителей. «Никто не знает, пришли ли туда люди, но рекламные борды с надписью «Олег Винник во Дворце «Украина» висели по всему Киеву», – вспоминает Прищепкин.«Мы ничего не заработали, но зал был полным»,– уверяет Горбенко.
Главный бенефит, по его словам,– те самые рекламные площади в Киеве. За размещением «парытысяч» бордов Горбенко следил лично. Сам объездил почти все локации. Убедился, что рекламные плоскости расположены в местах с большим трафиком и их видно.
Второй итретий концерты во Дворце «Украина» состоялись на протяжении года. По словам продюсера Винника, это были аншлаги.
Помогла украинскому исполнителю и геополитика. После аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе вУкраину перестали пускать российских артистов. Стала свободной ниша дамского угодника, которую раньше занимал московский певец Стас Михайлов. «Он в удобное время выстрелил, не было конкурентного поля»,– говорит Сасковец. И тут же рассказывает историю о том, как Винник записал видеопоздравление с днем рождения его соседу, обычному незнакомому человеку. Радийщика восхитило, как легко певец умеет разговаривать на одном языке с простыми украинцами. «Все‑таки у россиян другая ментальность»,– говорит Сасковец.
•••
В ночь на 1 января 2020‑го на всех общенациональных украинских телеканалах, где выходили новогодние концерты, в каждой «новогодней песенной солянке» было нечто общее. Белокурый певец Олег Винник, который исполнял свои хиты.
Артист уверяет, что ни одной своей песни он не написал «на коленке». «Не бывает такого, чтобы на меня снисходило вдохновение или я напитки выпил, – говорит он. – Человек должен все делать осознанно».
Рассказывает, что занимается творчеством не для собственного удовольствия, а чтобы удовольствие получили слушатели. Клипы, по словам Горбенко, они снимают только через год‑полтора после выхода песни и только в том случае, если трек стал хитом. Все остальное – выброшенные деньги, считает он. Сейчас у Винника 19 клипов и шесть альбомов.
Что именно нужно слушателям – продюсер и его подопечный узнают из соцопросов. Горбенко не называет маркетинговую компанию, которой они ежегодно заказывают исследование. Вопросы он также не раскрывает. Говорит, что интересуются тем, что и политики: симпатиями и точками роста. «Мы четко видим картину по всем положительным и отрицательным сторонам, а также по ожиданиям»,– поясняет Горбенко. По его словам, генеральная «линия партии» подтверждается на 60–70%. Остальное – повод для изменений.
Настроения и симпатии зрителей Винник и Горбенко узнают из соцопросов. Это используют в работе
В 2018 году они решились на эксперимент: Винник выступил на молодежном фестивале Аtlas Weekend, который в тот день посетило 154 000 человек. Горбенко верит, что молодая аудитория через 10–15 лет «дорастет» до возраста слушателей Винника.
Оставаться актуальным артист пытается не только так. В карантин массовые мероприятия были под запретом, запланированное пришлось отменить. На онлайн решили не размениваться, говорит Горбенко. Единственный онлайн‑концерт – день рождения Винника на НСК «Олимпийский» с элементами дополненной реальности. «Они не перестают трудиться, стараются», – восхищается Сасковец. По его мнению, Винник еще долго будет популярным: в славянских странах топовые певцы быстро не меняются.
Опубликовано в пятом номере журнала Forbes (ноябрь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.