Категория
Компании
Дата

Вакцина для путешествий. Как пытается выжить гостиничный бизнес

Кризис стал тестом для тысяч компаний. В этой рубрике Forbes рассказывает, как компании, которые оказались под ударом, ищут пути к спасению и меняют бизнес-процессы.

Мир остановился. И гостиничный бизнес вместе с ним. Управляющие пятизвездочными отелями затянули пояса. Главный вопрос в их бизнесе – будет ли вторая волна карантинов? Как поведут себя правительства европейских стран, Азия, США?

Переориентироваться на местный рынок – не выход, внутренний спрос никогда не заполнит номера самых дорогих отелей Киева. Отельеры не ожидают, что бизнес‑путешествия начнут восстанавливаться раньше, чем летом 2021‑го, и то если к тому времени развернется массовое вакцинирование от COVID‑19. А значит, впереди тощий год.

Вакцина для путешествий. Как пытается выжить гостиничный бизнес /Фото 1

Елизавета Юрушева, управляющая Fairmont Grand Hotel Kyiv и бутик‑отеля Riviera House

Оба отеля ориентированы на корпоративный сектор. Среди клиентов доминируют бизнес‑путешественники, которые живут на две страны: с понедельника по пятницу их дом – Киев. Другой источник дохода – мероприятия, Fairmont Grand Hotel они приносили 40% выручки.

О КАРАНТИНЕ

В 2014‑м мы потеряли российский рынок (46% клиентов), но переориентировали бизнес на Европу и в 2018‑м достигли неплохой загрузки, 53%. Рассчитывали, что в 2020‑м бизнес вырастет на треть, и хоть привыкли к кризисам, коронавирус застал нас врасплох. Отели загружены на 20%, а все крупные мероприятия перенесены на неопределенный срок.

До кризиса в Fairmont Grand Hotel Kyiv работало 409 человек, половину пришлось сократить. Руководители не попали под сокращение, но теперь они не только координируют работу, но и занимаются операционной деятельностью.

После карантина развернулась борьба за локального клиента. В ресторанах и SPA‑центре 40% клиентов– новые. Почти каждые выходные проходят мероприятия на 10–20 гостей со средним чеком €150 на человека. Это, конечно, слабая замена деловым ивентам: там средний чек– €30, но аудитория– 200–500 участников.

Если карантин повторится осенью, сократить штат мы больше не можем– упадет сервис. Есть надежда на закон об игорном бизнесе, который я жду с 2012 года. Открытие казино увеличит загрузку отеля на 30% и поможет удержаться на плаву при форс‑мажорах.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ

Единственная страна, где коронавирус не ударил по стоимости номеров, – Турция. Их бизнес‑модель ориентирована на туризм, а люди в карантин соскучились по курортам. Демпинг– это не выход из ситуации, поскольку потом возникает дополнительная проблема с повышением цен. Нам оставалось только ждать, терпеть и урезать затраты на бизнес‑процессы. Их нам удалось сократить на 60%.

Никто в гостиничном мире не знает, что будет дальше. Даже в кризис 2008 года ситуация была более стабильна. Тогда компании, сокращая бюджеты, выбирали четырехзвездочные гостиницы, и только топ‑менеджмент останавливался в люксовых отелях. Непонятно, будут ли они вообще тратить деньги на гостиницы, поскольку идут разговоры о виртуальной работе.

Даже если в Украине не будет второй волны карантина, ее могут ввести другие страны. И тогда возникает вопрос: как клиенты к нам прилетят? Китайский рынок, который занимал лишь 10%, полностью закрылся. Главные якоря– Англия, Германия и США. Из этих стран к нам прибывают 35% постояльцев.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Нужно готовиться к 10–20% годовой загрузке, надеюсь, наши отели выйдут в ноль. Рынок реанимируется в июне 2021‑го, если ктому времени появится массовая вакцина против вируса. У нас запас прочности до нового года.

Задумались о создании финансовой подушки в виде антикризисного фонда. С 2021 года будем направлять в него 3–5% выручки. Это позволит работать полгода без операционной деятельности и быть менее уязвимым к кризисам. Раньше 5% выручки откладывали на реновацию гостиниц.

Автоматизация убивает изюминку люксовых гостиниц – эмоцию. Она скорее подходит для трех‑ и четырехзвездочных отелей. В этом сегменте будет тренд на формат Holiday Inn Express, где минимизирован контакт с людьми.

Вакцина для путешествий. Как пытается выжить гостиничный бизнес /Фото 2

Наталия Чистякова, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International

«Ключевая проблема пятизвездочных отелей в том, что 70% их посетителей – бизнесмены из-за границы. На местный рынок надежды нет из-за низкой покупательной способности, чтобы выйти на окупаемость, нужно минимум 60% номерного фонда. Помочь может открытие казино: если зайдут крупные игровые операторы, доходность отелей даже может превысить докризисную»

Вакцина для путешествий. Как пытается выжить гостиничный бизнес /Фото 3

Александр Буй, генеральный директор отеля Premier Palace Hotel Kyiv

Отели сети работают в 11 украинских городах. Основные источники дохода – бизнес‑путешествия, мероприятия, туризм. 70% постояльцев – корпоративные клиенты, бизнес‑путешественники из Европы, Азии и США.

О КАРАНТИНЕ

Загрузка отелей во время карантина не превышала 10%. Доход на доступный номер снизился на 85%. Некоторые гостиницы закрыли. Сейчас загрузка на уровне от 15% до 60% в зависимости от города и номерного фонда отеля.

Снижать цены еще больше смысла нет: дополнительного спроса из‑за этого не появится.

Самый важный актив люксовой гостиницы – хороший персонал. Сильнее всего сократили штат в Киеве – на 30%. Часть сотрудников перевели на лето работать в новую гостиницу в Одессе.

Ввели почасовую оплату для горничных и официантов – теперь их зарплата зависит от загруженности гостиницы. Если карантин возобновится, придется сократить штат до 40–50%.

Партнеры пошли нам на уступки: сервисные компании снизили цены до 70% или перенесли оплату за обслуживание. Мы тоже сняли арендную плату с арендаторов на время карантина.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ

Ввели гибкую политику отмен. Если посетитель сообщал в заявке, что в течение шести месяцев не сможет посетить отель, бронь отменялась автоматически с возвращением денег. Большинство посетителей сначала переносили бронь, но когда ситуация ухудшилась, отменяли.

Тестируем сheck‑in/check-out через онлайн‑приложение. Когда этот бизнес‑процесс будет налажен, гостиница сможет сделать все операции бесконтактными. Гость сможет въехать и выехать, минуя рецепцию. Это не очень приятное явление для люкс‑отелей: холодный роботизированный сервис не для пяти звезд, но карантин показал, что этот функционал нужен.

Запускаем новые направления и усиливаем сервис– к примеру, доставку еды из ресторанов гостиницы.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Больше всего пострадал номерной фонд и мероприятия. Сезон всегда начинался в сентябре, сейчас число запросов от бизнес‑делегаций на осень равно нулю.

Спрос на конференции низкий. Компании перешли на онлайн‑формат работы. Другая проблема – ограничения. Если соблюдать все карантинные нормы, в нашем самом большом зале можно провести ивент на 60 человек.

Ситуация в корне отличается от кризисов 2008 и 2014 годов. Быстрее восстанавливаются гостиницы до 100 номеров в городах с высокой бизнес‑активностью– Киеве, Днепре, Харькове.

Если в октябре загрузка достигнет 30%, это будет серьезный прорыв. Мы ожидаем, что выручка номерного фонда по итогам 2020 года упадет на 60%. Глобальные отельеры ожидают возвращения на уровень 2019 года только в 2022‑м.  

Вакцина для путешествий. Как пытается выжить гостиничный бизнес /Фото 4

Андрей Леда, директор Nobilis Hotel (Львов)

«Пока не появятся гости, нет смысла тратить деньги на перетягивание клиента. Сейчас единственный выход – сокращение затрат. Мы видим рост: в июне – июле загрузка отеля была на уровне 10%, в августе – 20%. Гости уже готовы к путешествиям»

Опубликовано в третьем номере журнала Forbes (сентябрь 2020)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине