Кризис стал тестом на устойчивость для миллионов компаний. В этой рубрике Forbes будет анализировать, как предприниматели, которые оказались под ударом, ищут путь к спасению и меняют бизнес-модели. Начнем с коворкингов.
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
Илья Кенигштейн, совладелец и СЕО Creative States
Компания арендует помещения площадью 1800 и 2200 кв. м в столичных бизнес-центрах Senator и Gulliver, а также в ангаре завода «Арсенал» площадью более 4000 кв. м. Они разбиты на небольшие зоны, где могут работать как отдельные лица, так и компании из 30 сотрудников. Зоны до карантина сдавались в аренду на срок от одного месяца до года, но коронакризис заставил Кенигштейна стать более гибким. Бизнес-пространство запустило аренду офиса на день – из-за появления свободных помещений на локациях. Дополнительный источник доходов – бизнес-сервисы.
ОБ УСТОЙЧИВОСТИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ
Среди клиентов коворкинга – фрилансеры и зрелый бизнес. 90% резидентов – айтишники, остальные – венчурные фонды, адвокатские и туристические фирмы. Большинство из них заключает краткосрочные контракты, которые можно разорвать через один-два месяца. Около 20% помещений оставляем свободными для растущих компаний.
В первый месяц карантина прибыли практически не изменились, потому что ни мы, ни наши клиенты не понимали, как долго продлится эта ситуация. Но в апреле ожидаю проседания на 20%, поскольку договоры с коворкингами разорвали 5–10% клиентов, остальные попросили скидку или отсрочку оплаты аренды. Мы их дали. Нам пришлось полностью оплатить аренду в бизнес-центрах, так как скидок никто не дал.
Черный день уже наступил – будем использовать деньги из резервов.
Во время карантина в коворкингах присутствовали лишь 10% резидентов.
О БИЗНЕС-МОДЕЛЯХ WEWORK И IWG
WeWork зашла в кризис еще до выхода на IPO. Главная ошибка компании – бешеная экспансия, во время которой в ней не поняли, что теряют лидерство. Ее опыт показывает, что предпринимателям в первую очередь нужно думать о продажах и прибыли.
У IWG, которая работает в Украине под брендами Regus и Spaces, простые офисы, но у них можно позаимствовать модель продаж и обратить внимание на темпы расширения.
О КРИЗИСЕ КАК ШАНСЕ
Наступает период профессиональных операторов офисной недвижимости. Ожидаю, что после карантина клиентов будет больше, чем до его введения, поскольку появится эффект отложенного спроса. Рынок быстро восстановится.
Компании поняли, что им необходимо меньше квадратных метров. Во-первых, так они экономят. Во-вторых, больше никто не хочет заходить в долгосрочную аренду, ведь непонятно, что будет с рынками даже через несколько месяцев.
Современные компании «дышат»: они то увеличивают, то уменьшают количество работников. После кризиса бизнес-пространства, кроме IT-компаний, займут представители отделов продаж, юристы и аудиторы.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В БИЗНЕС-МОДЕЛИ
Задумался над идеей занять нишу квазиофисов, которые будут альтернативой прямой аренде. Кризис освободил многие тысячи квадратных метров офисных и ресторанных помещений. Я обратился к их владельцам с предложением открыть там наши локации. Мы получили около 30 предложений, некоторые переговоры уже на финальной стадии. Квазиофисы планируем развивать под брендом Versus, но это не окончательное название. Локации пересдадим одной-двум компаниям вместе с дополнительными услугами.
Такая модель позволит сэкономить сотни тысяч долларов на ремонте при открытии новых локаций. В среднем мы тратили на ремонт помещений около $500 за кв. м. Поскольку эти помещения будут соответствовать нашим стандартам, то максимальные расходы составят $100, а в некоторых случаях – вообще ноль.
Роман Хмиль, совладелец Creative Quarter
Компания арендует помещения площадью 2200 и 10 500 кв. м в столичных бизнес-центрах Gulliver и Astarta и пересдает их преимущественно IT-компаниям с количеством сотрудников от 30 до 50. Бизнес-модель сосредоточена на офисах «под ключ» и предоставлении дополнительных услуг – например, аутстаффинга. Зарубежным компаниям предлагаются рекрутинговые услуги с условием, что их сотрудники будут арендовать места в коворкингах. До кризиса таким методом бизнес-пространства сдавали в аренду 20% рабочих мест.
ОБ УСТОЙЧИВОСТИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ
В период карантина мы ввели программу «доставки рабочего места» – заказ офисной мебели и компьютерной техники на дом. Ею воспользовались около 20% клиентов.
Мы не получили никаких скидок на аренду помещений. Во-первых, офисы не попали под форс-мажор, во-вторых – бизнес-центры, в которых размещены наши коворкинги, заполнены на 100% и многие арендаторы платят за помещения еще по ставкам 2016 года. Мы не смогли пойти на уступки резидентам при отсрочке оплаты и предоставили всего 5% скидки. Коворкинг потерял все краткосрочные контракты, а это 20% от общего количества. Это помесячные соглашения с малым бизнесом и фрилансерами. Доля контрактов сроком от одного до пяти лет, которых около 80%, осталась неизменной.
Убытки от карантина оцениваем в сотни тысяч долларов: часть наших резидентов вернется в июне, а некоторые – даже в сентябре. Среди новых клиентов ожидаем компании, которые ранее арендовали обычные офисы, а также представительства западных компаний, которые планируют зайти на рынок.
О БИЗНЕС-МОДЕЛИ WEWORK И IWG
Проблема WeWork – только в плохом корпоративном управлении. Они видели своими резидентами фрилансеров, а корпоративный сектор начали привлекать поздно и поэтому оказались не готовы к кризису. IWG адаптированы лучше: они уже пережили кризис в 2001 году и даже обанкротились. Их бизнес-модель выживет и будет развиваться, имея 20–30% рентабельности.
О КРИЗИСЕ КАК ШАНСЕ
Если 10–20% украинской экономики погибнет, компании не смогут платить за коворкинг, как до карантина. Если экономика США просядет на 10%, то часть бизнеса, где работают наши резиденты, обанкротится, а те, кто выживут, сократят расходы на офисы.
Экономика будет выходить из кризиса медленно, потому что два месяца простоя для большинства компаний – банкротство. Они потеряли капиталы, основные активы.
Кризис приведет к перебалансировке клиентов в нашем бизнесе. К IT-компаниям добавятся фирмы, которые ранее арендовали собственные офисы, а сейчас сосредоточили свой бизнес в онлайне.
Компании быстро поймут, что вирус не страшен, и вернутся в коворкинг. Но будут и те, которые предпочтут работу на дому.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В БИЗНЕС-МОДЕЛИ
Мы переключились на предоставление услуг аутстаффинга за рубежом. Увеличили втрое количество работников, занимающихся продажами наших услуг средним и крупным IT-компаниям на западных рынках. Рассчитываем покрыть половину рабочих мест, которые сейчас создаются.
В 2020 году рассчитывали расшириться вдвое – на 10 000 – 15 000 кв. м. Но поскольку до сентября рынок замер, нам нужна только четверть этой площади.
Опубликовано в первом номере журнала Forbes (июнь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.