Іванна Слободянюк, засновниця кінопродакшн‐студії Felix.production /Антон Забельский для Forbes Ukraine
Категория
Свой бизнес
Дата

Отчаянные. Forbes собрал истории предпринимателей, запустивших бизнес в разгар большой войны. Чем они руководствовались

6 хв читання

Иванна Слободянюк, основательница кинопродакшн-студии Felix.production Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Сеть шаурмы, коллекционные солдатики, электронное издательство и еще пять компаний малого бизнеса, которые запустили в первые месяцы полномасштабной войны

1. Показать миру правду

Иванна Слободянюк, 29

Основательница кинопродакшн-студии Felix.production

  • Дата основания: август 2022 года
  • Инвестиции: 370 000 грн
  • Продукт: документальное кино
  • Количество сотрудников: пять
  • Выручка за 2022 год: 0 грн

Мотивация

Журналистка и телеведущая Иванна Слободянюк создала компанию в честь своего друга – оператора дронов Феликса Куртанича, погибшего в апреле 2022 года. «Он мечтал снимать кино», – говорит Слободянюк.

Команда Felix.production: Паша Василенко, Ксения Вапельник, Руслан Гришко, Иванна Слободянюк, Юрий Звонарь, Артем Шемет /из личного архива

Команда Felix.production: Паша Василенко, Ксения Вапельник, Руслан Гришко, Иванна Слободянюк, Юрий Звонарь, Артем Шемет Фото из личного архива

Конкурентное преимущество

Слободянюк собирается снимать документальное кино, которое через истории людей будет рассказывать о войне. Премьерный показ дебютной картины «Феликс» состоялся 27 апреля 2023 года – это фильм о погибшем Феликсе Куртаниче, который в гражданской жизни был оператором дронов. Его самая известная акция – запуск над Майданом БПЛА с объявлением «Продам гараж на Соломе» с номером российского посольства.

Амбиция на пять лет

Развивать культуру украинского кино, а Felix.production – сделать узнаваемым брендом в мире.

2. Одеть воинов

Юрий Нестуля, 35, и Алексей Носков, 36, соучредители DEF.ua /Павел Даниленко для DEF.ua

Юрий Нестуля, 35, и Алексей Носков, 36, соучредители DEF.ua Фото Павел Даниленко для DEF.ua

Юрий Нестуля, 35, и Алексей Носков, 36

Соучредители DEF.ua

  • Дата основания: апрель 2022 года
  • Инвестиции: 2,24 млн грн
  • Продукт: тактическое снаряжение и экипировка
  • Количество сотрудников: 14–25
  • Выручка за 2022 год: 4 млн грн

Мотивация

Столкнувшись в начале войны с дефицитом тактического снаряжения для военных, волонтеры Юрий Нестуля и Алексей Носков принялись производить его самостоятельно. У обоих уже был опыт организации швейного производства. Компаньоны арендовали цех в родной Полтаве, где начали производить плитоноски, тактические рюкзаки, ременные системы, а впоследствии и другую экипировку для военных.

После победы основатели DEF.ua намерены попробовать силы на международных рынках /предоставлено DEF.ua

После победы основатели DEF.ua намерены попробовать силы на международных рынках Фото предоставлено DEF.ua

Конкурентное преимущество

Глубокая экспертиза специфики продуктов – в разработке продуктов принимают участие военные, воюющие на передовой.

Амбиция на пять лет

Компания планирует выходить на рынки товаров для рыболовства и охоты, а также поставлять товары страйкбольным клубам. После победы основатели DEF.ua намерены попробовать силы на международных рынках.

3. Универсальный солдатик

Михаил Золотарь, 34, основатель Sky Hobby /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Михаил Золотарь, 34, основатель Sky Hobby Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Михаил Золотарь, 34

Основатель Sky Hobby

  • Дата основания: март 2022 года
  • Инвестиции: 1 млн грн
  • Продукт: коллекционные солдатики – украинские военные и политические деятели
  • Количество сотрудников: 20
  • Выручка за 2022 год: 1,3 млн грн

Мотивация

Предприниматель Михаил Золотарь три десятилетия коллекционирует солдатиков. Поняв, что в коллекции не хватает фигурок украинских военных, решил сделать их сам.

Первая фигурка главнокомандующего Вооруженными силами Украины Валерия Залужного /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Первая фигурка главнокомандующего Вооруженными силами Украины Валерия Залужного Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Конкурентное преимущество

Sky Hobby выпускает фигурки украинских военных и политических деятелей, для которых макетами становятся реальные люди или знаковые образы.

Среди героев – снайпер Евгения Эмеральд, Призрак Киева, волонтер Алла Мартынюк, а также Владимир Зеленский. Золотарь говорит, что достигнута договоренность с главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным о выпуске его фигурки.

Амбиция на пять лет

Фигурки Sky Hobby продаются по всему миру, так же как и продукция Marvel и DC.

4. Шаурмены

Евгений Таллер, 29, и Спартак Велишаев, 30, соучредители сетей «Министерство шаурмы» и «Министерство чебуреков» /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Евгений Таллер, 29, и Спартак Велишаев, 30, соучредители сетей «Министерство шаурмы» и «Министерство чебуреков» Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Евгений Таллер, 29, и Спартак Велишаев, 30

Соучредители сетей «Министерство шаурмы» и «Министерство чебуреков»

  • Дата основания: август 2022 года
  • Инвестиции: $510 000
  • Продукт: стритфуд
  • Количество сотрудников: 45
  • Выручка за 2022 год: 33,3 млн грн

Мотивация

Основатель агентства WhyNot? Enot Евгений Таллер (на фото справа) имеет образование менеджера ресторанно-гостиничного бизнеса. О собственном заведении он мечтал с 2010 года. Обвал спроса на услуги агентства после начала полномасштабного вторжения прибавил решительности. «Люди будут хотеть есть всегда», – говорит Таллер. Процесс запуска первого ресторана на Бессарабке занял 2,5 месяца.

Конкурентное преимущество

Популярный стритфуд предлагают в стильно оформленных ресторанах по демократичным ценам. При этом Таллер заморачивается на подлинности рецептов. К примеру, отказался от электрогрилей – шаурму выпекают на углях.

«Реалистическая цель – сеть «Министерств» по всей Украине. Космос-цель – заведения по всему миру», – говорит Таллер /предоставлено пресс-службой

«Реалистическая цель – сеть «Министерств» по всей Украине. Космос-цель – заведения по всему миру», – говорит Таллер Фото предоставлено пресс-службой

Амбиция на пять лет

«Реалистическая цель – сеть «Министерств» по всей Украине. Космос-цель – заведения по всему миру», – говорит Таллер.

Евгений Таллер:

«Когда решили открыть заведение, то не сомневались в том, что это будет шаурма. Мы любим стритфуд, и даже президент нашей страны говорит, что «Киев – это запах цветущих лип и шаурмы у метро».

Наш продукт технологически не самый легкий, потому что мы отказались от электрогрилей, на которых обычно делают шаурму. Мы делаем ее на углях. Было очень сложно, потому что много хороших подрядчиков из-за войны уехали и не было большого выбора специалистов.

Мы рассчитывали, что в первое «Министерство шаурмы», открывшееся на Бессарабке, инвестиции составят $1000 в квадратный метр. Но получилось дороже – где-то $1300–1400. В частности потому, что мы не ожидали такого потока людей, поэтому пришлось делать дополнительные инвестиции.

Со вторым заведением – на Подоле – было легче. Нам уже не нужно было начинать с нуля: технология была отработана, поэтому удалось избежать каких-то ошибок. Инвестиции составили $1000 в квадрат. В новом «Министерстве чебуреков» на Бассейной – $1500 в квадратный метр.

В июне открылось наше первое франчайзинговое заведение в Одессе – «Министерство чебуреков». Теперь ведем переговоры с потенциальными партнерами еще в трех городах».

Отчаянные. Forbes собрал истории предпринимателей, запустивших бизнес в разгар большой войны. Чем они руководствовались /Фото 1

5. Обойти McKinsey

Антон Забельский для Forbes Ukraine

Алексей Сивирин, 29, и Владимир Бородянский, 49, партнеры консалтинговой компании Saturday Team Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Алексей Сивирин, 29, и Владимир Бородянский, 49

Партнеры консалтинговой компании Saturday Team

  • Дата основания: май 2022 года
  • Инвестиции: $70 000
  • Продукт: консалтинг и аналитика на англоязычных рынках и в Украине
  • Количество сотрудников: 19
  • Выручка за 2022 год: $200 000

Мотивация

Оправившись от первого шока войны, экс-консультант McKinsey Алексей Сивирин (на фото справа) и бывший СЕО StarlightMedia Владимир Бородянский решили создать консалтинговую компанию, которая бы компетентно и очень быстро предоставляла аналитические услуги, за которыми бизнес обычно обращается к глобальным консалтинговым компаниям. «Мотивировало желание выйти из состояния пассивности», – говорит Сивирин.

Алексей Сивирин, Владимир Бородянский и команда консалтинговой компании Saturday Team /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Алексей Сивирин, Владимир Бородянский и команда консалтинговой компании Saturday Team Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Конкурентное преимущество

«Самая востребованная услуга – быстрый market research европейских рынков для украинских клиентов», – говорит Сивирин.

Уникальное торговое предложение Saturday Team – скорость, гибкость и меньшая, чем у западных конкурентов, цена на услуги. Компания начинает работать над заданием в течение суток и готова к изменению его условий в процессе выполнения проекта.

Амбиция на пять лет

Увеличить штат до 1000 сотрудников и быть компанией первого выбора для выполнения аналитических задач. Выручка – $50 млн.

6. Национальный код

Анна Наконечная для Forbes Ukraine

Александр Ткачук, 32, и Яна Ткачук, 31, основатели компании «Вышиваночка» Фото Анна Наконечная для Forbes Ukraine

Александр Ткачук, 32, и Яна Ткачук, 31

Основатели компании «Вышиваночка»

  • Дата основания: май 2022 года
  • Инвестиции: 1,9 млн грн
  • Продукт: вышиванки по индивидуальным онлайн-заказам
  • Количество сотрудников: девять
  • Выручка за 2022 год: 1,05 млн грн

Мотивация

С начала полномасштабной войны Яна и Саша потеряли работу. «Хотелось делать что-нибудь полезное для общества и обязательно производство, чтобы иметь возможность экспортировать и зарабатывать деньги для страны», – рассказывает Александр Ткачук. В изготовлении вышиванок он видит символическое содержание: украинская народная одежда отрицает российский нарратив, что украинцев как нации не существует.

Есть планы на экспорт вышиванок по индивидуальным заказам. Для этого предприниматели собираются привлекать к сотрудничеству украинские диаспоры из разных стран /Анна Наконечная для Forbes Ukraine

Есть планы на экспорт вышиванок по индивидуальным заказам. Для этого предприниматели собираются привлекать к сотрудничеству украинские диаспоры из разных стран Фото Анна Наконечная для Forbes Ukraine

Конкурентное преимущество

Скорость выполнения заказов. Если другие мастерские изготавливают вышиванку за несколько недель, «Вышиваночка» – за пять дней. Большинство моделей может сшить на заказ за сутки.

Амбиция на пять лет

Александр и Яна нацелены на быстрый рост. Одна из их идей – развивать по франшизе сеть вышивальных мастерских по всей стране. А также открыть сеть офлайн-магазинов. Есть планы на экспорт вышиванок по индивидуальным заказам. Для этого предприниматели собираются привлекать к сотрудничеству украинские диаспоры из разных стран.

7. Пора читать

Елена Новицкая, 32, основательница и главная редактор первого украинского издательства электронных изданий Olean /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Елена Новицкая, 32, основательница и главная редактор первого украинского издательства электронных изданий Olean Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Елена Новицкая, 32

Основательница и главная редактор первого украинского издательства электронных изданий Olean

  • Дата основания: август 2022 года
  • Инвестиции: 500 000 грн
  • Продукт: электронные книги жанра нон-фикшн
  • Количество сотрудников: четыре

Мотивация

В марте Елена Новицкая, убегая из Киева от войны, попала в Испанию. Находясь за границей, она заметила неудовлетворенный спрос на книги на украинском и поставила перед собой цель – сделать отечественную книгу доступной где угодно. Одновременно предпринимательница увидела много хорошей нон-фикшн литературы, авторов которой не переводят на украинский язык. К примеру, из Польши.

В Olean вышел разбор коммуникационных приемов публичных выступлений Владимира Зеленского польского автора Марека Стончека «Мощность неуловимых слов» /из личного архива

В Olean вышел разбор коммуникационных приемов публичных выступлений Владимира Зеленского польского автора Марека Стончека «Мощность неуловимых слов» Фото из личного архива

Конкурентное преимущество

Olean специализируется на издании бизнес-литературы, политико-социальных и исторических книг в электронном формате. Предпочтение отдается нон-фикшн литературе из стран, не представленных на книжном рынке Украины.

К примеру, в Olean вышел разбор коммуникационных приемов публичных выступлений Владимира Зеленского польского автора Марека Стончека «Мощность неуловимых слов».

Амбиция на пять лет

Выдавать две сотни книг в год, экспортируя произведения качественных украинских авторов на зарубежные рынки. «Я очень хочу, чтобы украинских авторов переводили на французский, испанский, польский языки», – говорит Новицкая.

8. Упростить бизнесу все

Дмитрий Суслов, 45, Владимир Пимахов, 45 и Спартак Полищук, 28, соучредители Uspacy /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Дмитрий Суслов, 45, Владимир Пимахов, 45 и Спартак Полищук, 28, соучредители Uspacy Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Дмитрий Суслов, 45, Кирилл Мельничук, 35, Владимир Пимахов, 45 и Спартак Полищук, 28

Соучредители Uspacy

  • Дата основания: май 2022 года
  • Инвестиции: $300 000
  • Продукт: онлайновое рабочее пространство для коммуникации команды и бизнес-процессов
  • Количество сотрудников: 33

Мотивация

СЕО компании, представлявшей на украинском рынке российский сервис организации бизнеса «Битрикс24» Дмитрий Суслов (на фото слева, в центре Владимир Пимахов) отказался от сотрудничества с россиянами в начале полномасштабного вторжения. «Надо было действовать», – говорит он. Суслов решил делать то, в чем разбирается – создать универсальный онлайн-продукт для организации работы компании.

Кирилл Мельничук, соучредитель Uspacy /из личного архива

Кирилл Мельничук, соучредитель Uspacy Фото из личного архива

Конкурентное преимущество

Uspacy объединяет три функции: рабочее пространство для общения, постановки задач и работы с клиентами. Одна из функций – возможность принимать заказы через социальные сети.

Uspacy предлагает бесплатный доступ для команд до пяти человек и премиум по цене €10–20 в месяц для каждого пользователя. Для компаний из Украины – скидка 20%.

Амбиция на пять лет

Треть украинского бизнеса будет пользоваться Uspacy. В мире сервис Uspacy – продукт первого выбора для ищущих подобное решение.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд