Игорь Никонов, Андрей Здесенко и Сергей Созановский /Александр Чекменев
Категория
Компании
Дата

Пять минут – и решение принято. 90% владельцев украинского бизнеса вернулись в управление компаниями. Помогает ли это бизнесу

Игорь Никонов, Андрей Здесенко и Сергей Созановский Фото Александр Чекменев

Владельцы крупнейших компаний Украины массово возвращаются в управление бизнесом. Хотя в последние годы пытались, наоборот, дистанцироваться от операционной деятельности. Причины – высокие риски и ответственность, быстрые решения и падение доходов

⚡️Ми дуже хочемо, щоб наші читачі знали більше, створювали більше і заробляли більше. Тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом SMART до 19.05 Оформлюйте зараз за цим посиланням

«В девелоперском бизнесе сейчас самая большая проблема – если не принимается никакое решение», – говорит совладелец KAN Development Игорь Никонов. С началом полномасштабной войны в этой области «поломалось» много процессов: нет поставок, нарушена логистика, исчезли некоторые подрядчики, проблема с топливом.

В мае KAN начал возобновлять стройки, и это было персональное решение Никонова. С началом войны он больше углубился в операционное управление своей компанией. Раньше решал преимущественно стратегические вопросы и занимался GR. «Я здесь для того, чтобы через пять минут решение было принято и чтобы мы двигались – правильно это или нет, но двигались, – объясняет он. – Ответственность вся на мне, я освободил людей от оперативной ответственности».

Таких, как Никонов, 90% среди украинского бизнеса, говорит соучредитель шведско-украинского проекта DYB Игорь Гут. Владельцы пытаются сохранить свой бизнес в кризисе, поэтому берут полномочия на себя. «Все принимаемые сейчас решения нестандартны. А нестандартные решения – это не ответственность персонала», – говорит Никонов.

Владельцы становятся рядом с наемными топ-менеджерами, чтобы больше контролировать происходящее, объясняет СЕО Apple Consulting Юлия Плиева. Украинские бизнесмены возвращаются в бизнес почти в каждый кризис, говорит он.

В этом есть определенная логика. «Лучший кризисный менеджер – это тот, кто несет ответственность за свои средства и обязательства перед партнерами, поставщиками или клиентами», – считает Никонов.

В частности, погрузились в операционное управление Сергей Созановский из FILM.UA Group, Андрей Здесенко из Biosphere Corporation, Ирина Варагаш из «Экония», Александр Соколовский из «Текстиль-Контакт». А совладелец Dream Гарик Корогодский вообще вернулся в бизнес, которым прекратил заниматься в 2017 году. Также вернулся в операционное управление владелец «Дарницы» Глеб Загорий, а председатель совета директоров Darnitsa Group Дмитрий Шимкив ушел с должности. Мы побеседовали с некоторыми из них.

Почему приходится возвращаться

«На первых этапах войны моя роль была социальная – это люди, их эвакуация, помощь в решении семейных проблем. То есть роль усилилась настолько, что просто до уровня самого низкого – от грузчика до директора», – рассказывает владелица производителя питьевой воды и детского питания «Экония» Ирина Варагаш. До войны она постепенно отходила от операционного управления: это было ее стратегической целью.

Параллельно с решением социальных задач Варагаш пришлось переключиться на проблемы бизнеса. С началом войны стало невозможно сотрудничать с подрядчиками компании, находящимися в Беларуси. Они производили часть ассортимента детского питания. Варагаш решила заменить свою продукцию импортной. «Это было мое решение выйти, найти клиентов и взять на себя риск того, что этот продукт может быть неуспешным». Раньше на запуск импортного продукта уходило полгода, в этот раз – месяц.

Чтобы ускориться, предпринимательница подключилась к рабочим группам менеджеров уровня управляющих отделами. Она считает, что такие кардинальные решения они принимали бы дольше, чем она. «Я сразу говорила либо да, либо нет», – вспоминает Варагаш. Консультант по бизнесу Плиева считает, что в этом есть смысл: в кризис топ-менеджеры принимают более осторожные решения или не принимают их.

Еще одна причина возвращения в бизнес владельцев – часть топов и middle-менеджмента перестали полноценно работать, потому что уехали за границу или оказались на фронте, говорит совладелец Biosphere Corporation Андрей Здесенко. Чтобы компенсировать нехватку управленцев, бизнесмены берут на себя часть бизнес-процессов. В компании Здесенко все топ-менеджеры на месте, но он вернулся в операционное управление. В частности, приобщается к созданию продуктов, налаживанию логистики или экспорта. Слишком велики вызовы, объясняет он.

Кроме того, некоторые бизнесы попали в ситуацию, когда из-за падения доходов не могут платить топ-менеджерам довоенную зарплату, говорит Гут. К примеру, в строительном бизнесе продажи квартир в новостройках значительно просели. «Компании урезали зарплатные фонды или отправили работников в отпуск, – говорит Никонов. – Некоторые уже в марте не платили». В марте–апреле сильно упали обороты и в ритейле: в продуктовом – на 49%, в fashion – на 83%, в технике и электронике – на 74%.

Лидерство и помощь

Соучредитель FILM.UA Group Сергей Созановский теперь чаще проводит рабочие zoom-встречи с коллегами из киностудийного ресторана «Тарелка», показывая, что он находится в студии. «Это вселяет веру в работников и помогает процессу, даже если я не принимаю операционных решений, – говорит он. – У них глаза смотрят по-другому».

От оперативного управления Созановский ушел год назад, передав менеджменту более 80% обязанностей. Под его контролем была только разработка новых направлений. «Я вернулся (во время войны. – Forbes) частично в обязанности играющего тренера», – улыбается он.

Но помогает не только лидерством. Созановский говорит, что на топов упало большое количество задач, и владелец может подстраховать сотрудников, перебрав задания на себя.

FILM.UA возобновляет работу. Продолжаются подготовки к съемкам, постпродакшн, компания возобновила дубляжи лент, в частности для Netflix. Созановский гордится тем, что, несмотря на то что «девушки-голоса» уехали, ребята волонтерили, попали в ВСУ или ТрО, новый «Бэтмен» вышел в дубляже компании из группы FILM.UA.

Что дальше? Компании под влиянием войны уже трансформируют бизнес-модели: они переосмысливают свое существование, процессы и продуктовые портфели, объясняет Плиева. Свои рычаги влияния владельцы ослабят, когда ситуация стабилизируется и компании изобретут новые бизнес-модели, говорит она. «Война неизвестно когда завершится, и последствия уже драматичны, владельцы еще по крайней мере год будут все контролировать, – предполагает Плиева. – Это наиболее положительный прогноз».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине