Три друга из Швейцарии решили усовершенствовать то, что предлагают Nike, Adidas, Puma и New Balance, и создали максимально удобные для бега кроссовки «Франкенштейн». Троица вместе основала On Holding AG, в которую поверил и инвестировал легенда тенниса Роджер Федерер
Первая версия кроссовок On была настолько уродливой, шо основатели назвали ее «Франкенштейн». Об этом во время видеоконференции, которая прошла в среду спустя считанные часы после выхода компании на Нью-Йоркскую биржу, рассказал Дэвид Аллеманн, один из трех основателей бренда обуви для бега On.
Аллеманн вспоминает момент более 10-летней давности, когда его друг и бывший pro athlete в программе спортивных тренировок Ironman Оливье Бернхард представил ему и еще одному другу Каспару Коппетти свою идею кроссовок.
«Кроссовки были страшные, как атомная война, и выглядели так, будто их наспех слепили из того, что было под руками. Но когда мы с Каспаром Коппетти пробежались в них, то оба были поражены уникальными ощущениями. Это как ехать на двухподвесе или карвинговых лыжах», – говорит он, описывая продукт, который имел единственное предназначение – обувь для бега.
Уродливые кроссовки, в которых было классно бегать, дали трем друзьям возможность усовершенствовать то, что предлагают Nike, Adidas, Puma и New Balance, и создать собственный бизнес. Эта троица вместе основала On Holding AG в Цюрихе в январе 2010-го и быстро собрала основную базу клиентов-бегунов, которые были рады заплатить около $180 за пару кроссовок лучшего качества.
Компания расцвела в пандемический 2020 год как мировой бренд с верными последователями и доходами свыше $425 млн – это рост на 59% в год. Последние результаты указывают на дальнейший рост: чистые продажи On в первой половине 2021-го достигли $343 млн, что на 85% больше, чем за аналогичный период 2020-го.
Все это привлекло внимание к On и способствовало выходу компании на биржу. В среду акции On Holding начали продавать. К концу дня фирма спортивной обуви уже имела примерно $10 млрд рыночной капитализации. После выхода на биржу совокупный собственный капитал учредителей оценивается примерно в $1,8 млрд.
По результатам продаж акций в четверг, доля Оливье Бернхарда в бизнесе составляет $623 млн, Дэвида Аллеманна – $567 млн, а Каспара Коппетти – $579 млн. Неплохо для кроссовок, которые начинались, по словам Бернхарда, с «кусков шланга для полива», которые он «приклеил» на подошвы старых кроссовок.
О Роджере и кроссовках
Продажи, популярность кроссовок и центральная идея On – избавиться вулканизированной резины и создавать кроссовки, которые должны улучшить отталкивание и приземление стопы, – привлекли внимание известного человека в Швейцарии, 20-кратного победителя турнира «Большой шлем», звезды тенниса Роджера Федерера.
«Швейцария – маленькая страна, – говорит Аллеманн. – Однажды он (Федерер. – Ред.) позвонил нам и предложил угостить нас ужином. Мы поужинали вместе, и он сказал: «Я большой поклонник вашего продукта, и все вокруг носят ваши кроссовки». Мы ответили: «А почему бы тебе не стать предпринимателем вместе с нами? Нам потребуется много твоего времени, потому что мы убеждены: вместе создадим нечто замечательное». К счастью, он согласился. Он инвестировал в On свои деньги. А также провел с нами в лаборатории 20 дней, чтобы разработать кроссовки для профессиональных теннисистов».
Федерер, который лучше других знает размах, мощь и влияние гигантов спортивной одежды, ценит душевность продукта и свои отношения с On. «Это умные, очень приятные люди со страстью к тому, что они делают». Также он добавил в своем е-листе: «Они удивительно ловки: очень быстро приспособились к пандемии и необходимости перейти на онлайн-торговлю».
Похоже, что это очень гармоничные отношения. «Мы тесно сотрудничаем над разработкой дизайна продукта, – рассказывает Федерер. – Они действительно слушают, чтобы стать как можно более совершенными, насколько это возможно».
Для Федерера работа над разработкой кроссовок стала хорошим способом провести время на карантине. «Так здорово, что штаб-квартира этой прекрасной компании расположена очень близко к моему дому, – делится он с Forbes. – Поскольку пандемия заставила меня быть дома почти все время за последние 18 месяцев, у меня была возможность поработать с ними больше, чем было бы возможно при обычных обстоятельствах».
В 2019-м On объявила, что Федерер инвестировал неразглашенную сумму денег в On. Компания называет Федерера «другом и партнером», который «много дней провел в лаборатории On в разработке кроссовок с его именем и собственных кроссовок для соревнований».
On не подтвердила размер доли Федерера, ведь та не дотягивает до 5-процентного барьера, который требует обнародования этой информации; Федерер также не комментирует эту информацию. По оценке Sportico, его доля составляет примерно 3% и стоит около $300 млн.
Резиновые корни
On – это плод фантазии 53-летнего Бернхарда, шестикратного чемпиона программы тренировок Ironman на зеленых склонах швейцарских Альп. В 2009-м после завершения карьеры он почувствовал, что его кроссовкам чего не хватает, поэтому начал экспериментировать.
Его «эврика» пришла тогда, когда он прилепил куски домашней утвари к подошвам кроссовок, чтобы настроить то, что он называет «силами сдвига» в беге, усовершенствуя приземление и отталкивание во время каждого шага. Бернхард описал вездесущие вулканизированные подошвы, которые есть у большинстве кроссовок, в виде «твердого матраса». Он сказал, что за 10 лет On нашла «инженерное решение» по улучшению бега.
Его друзья Каспар Коппетти и Дэвид Аллемман, бывший сотрудник McKinsey, присоединились к нему через год, в 2010-м, чтобы создать бизнес на основе оригинальной идеи Бернхарда. С тех пор On нашла свою аудиторию среди фитнес-энтузиастов, которые ищут высокоэффективные кроссовки, а также среди тех, кого компания называет «лайфстайл-потребителями, помешанными на культуре». Бренд ориентируется также на людей, чьи экологические и этические принципы могут влиять на их покупательские привычки.
Эта идея нашла отклик у многих американских потребителей. В то время как кроссовки бренда продаются в почти 60 странах, около половины продаж приходится на американцев. Почему так? «Сарафанное радио, – говорит Бернхард. – Только цифровое. Если бы не сегодняшняя сила технологий, вся наше дело было бы невозможным».
Комбинация инновационного продукта с премиум-ценой и продажа его как онлайн, так и в более высококлассных спортивных магазинах, помогла On завоевать аудиторию тех, кто надеется в кроссовках за чуть более высокую цену лучше сжигать калории. А после длительного карантина на диване это имеет большое значение.
On – точно не единственная компания, которая воспользовалась этим. Когда из-за COVID в прошлом году были закрыты тренажерные залы во всех странах, миллионы людей стали заниматься спортом онлайн либо начали бегать. Лучше воспользовались ситуацией Peloton, производитель велотренажеров, орбитреков и тренажеров для плотины за $2000, и его гендиректор Джон Фоули, сегодня миллиардер; компания Beachbody и ее основатель, нынешний миллиардер Карл Дайкелер; и компания iFIT, производитель орбитреков NordicTrak, которая готовится к своему выходу на биржу, и ее миллиардер-гендиректор Скотт Ваттерсон.
Ни учредители On, ни известный инвестор компании еще не стали миллиардерами. Но у On есть четкий план на будущее.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.