Категория
Инновации
Дата

Водители электрокаров не любят тратить время в очереди на зарядку. Львовский стартап Go To-U намерен это решить

5 хв читання

Назар Шимоне-Давида, Елена и Любовь Артеменко: основатели Tesla Club Ukraine и глобальной платформы с зарядными станциями для электромобилей Go To-U. /из личного архива

Назар Шимоне-Давида, Елена и Любовь Артеменко: основатели Tesla Club Ukraine и глобальной платформы с зарядными станциями для электромобилей Go To-U. Фото из личного архива

Как основатели украинского стартапа Go To-U строят бизнес на электромобильном буме

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Львовянин Назар Шимоне-Давида, 37, хорошо известен в украинском электромобильном сообществе. В 2014 году он начал завозить в Украину первые Tesla и основал крупнейший в стране Tesla Club Ukraine. Сегодня на машинах с электрическим двигателем ездит уже более 25 000 украинцев, по статистике ассоциации «Укравтопром». Но еще тогда было понятно, что доступные зарядные станции – критический момент. Без инфраструктуры не будет и электрокаров.

Чтобы решить эту проблему Шимоне-Давида вместе с единомышленниками – супругой Еленой Артеменко, 33, и ее сестрой Любовью Артеменко, 31, – запустили стартап Go To-U. Строительство сети зарядных станций – дорогое удовольствие. Вместо капитальных инвестиций они нашли IT-решение. Как на нем заработать?

Управлять и помогать

Описать Go To-U одним предложением сложно. «Думаю, операционная система – лучшая аналогия», – говорит Шимоне-Давида. Их продукт – платформа для владельцев зарядных станций. Через нее можно управлять зарядками, получать оплату, видеть, когда порты заняты, а когда – простаивают.

Вторая часть системы – приложение для водителей с картой доступных станций. В нем можно забронировать зарядку на конкретное время и не переживать, что кто-то подключится вместо вас.

Идея стартапа появилась, когда будущие основатели вместе катались по Европе на Tesla. Путешествовали и ради удовольствия, и чтобы посмотреть на зарядную инфраструктуру в Германии, Италии, Франции, говорит Елена Артеменко. Оказалось, что зарядок хватает, но сервис есть куда улучшать. Например, путешественники не могли заранее узнать, будет ли занята ближайшая зарядка и как долго придется стоять в очереди. «Может быть 10 минут, а может – 10 часов», – говорит Артеменко.

Система бронирования показалась хорошим решением – ее и начали разрабатывать. В процессе основатели поняли, что и операторам зарядок нужна IT-система, которая будет эффективнее управлять сетью.

На сегодня у приложения Go To-U 12 000 скачиваний и более 20 000 зарядных сессий в месяц. Для водителей оно бесплатное – деньги списываются только за электроэнергию на зарядке. Зарабатывают на владельцах станций.

Построить миллионный бизнес на зарядной инфраструктуре вполне реально. В марте 2021 года калифорнийская компания ChargePoint стала первым в мире публичным оператором зарядных станций с капитализацией в $5,6 млрд. Путь на биржу потребовал 14 лет и почти $660 млн инвестиций.

Украинцы тоже рассчитывают выйти на американский рынок, но сетуют на пандемию. Партнерство с гигантами вроде ChargePoint или «дочкой» Volkswagen Electrify America пока не рассматривают – в приоритете небольшие операторы. Стать монополистом украинцы не рассчитывают, зато могут стать агрегатором разрозненных и несетевых точек. 

«Наш продукт легко масштабировать на любые рынки», – утверждает Шимоне-Давида. Стартап запускали с глобальным прицелом – главный офис Go To-U находится в Лос-Анджелесе. Но пока это скорее формальность, и 23 из 26 человек команды находятся во Львове. Клиенты пока тоже в основном из Украины. На втором месте – Таиланд, на третьем – Европа.

Где деньги

По состоянию на март 2021 года у Go To-U около 60 партнеров. Их «операционная система» установлена на 80 станциях на 22 кВт и пяти скоростных комплексах мощностью 120 кВт. До конца 2021 года стартап планирует увеличить количество скоростных зарядок в четыре раза.

Потенциальных клиентов немало. Первая и самая перспективная категория – операторы зарядных станций. Клиент сам покупает и устанавливает зарядку, а управляет сетью софт Go To-U. Для такого бизнеса есть смысл смотреть на скоростные зарядные станции, рассуждает Артеменко. Порог входа составляет около €35 000. «Это может быть как одна станция, так и сотни, – добавляет Шимоне-Давида. – Мы приводим клиентов, оплата проходит через нас».

Некоторые зарядки могут быть брендированы Go To-U, но стартапу они не принадлежат. Таким путем пошел один из первых партнеров стартапа Leo Green Investments. «Я для себя это рассматривал как пассивный доход», – говорит основатель компании Андрей Потинский. Начали с установки четырех скоростных зарядных комплексов возле крупных львовских ТРЦ. Каждый обошелся примерно в $70 000. «Пока этот бизнес не совсем оправдывает наши ожидания в части заполненности трафика и мультипликаторов», – признает он. 

По его расчетам в течение трех лет спрос на зарядки будет гораздо выше. Потому компания планирует продолжить строить скоростную сеть и присматривается к более медленным зарядкам.

Для другой категории клиентов зарядки – не основной бизнес, а скорее имиджевая услуга. Это владельцы ресторанов, отелей, торговых и бизнес-центров. «Для нас это дополнительный магнит», – говорит основатель львовского Холдинга эмоций !FEST Андрей Худо.

Первая зарядка от Go To-U появилась на территории пространства FESTrepublic. Вторую накануне карантина в прошлом году установили возле отеля !FEST hotel. «Не скажу, чтобы драматично, но на выбор гостей это влияет», – говорит Худо. Из двух одинаковых отелей владельцы электрокаров предпочитают тот, где можно зарядиться.

«В современных офисах обязательно должна быть зарядка для электромобилей», – считает административный директор IT-компании Intellias Николай Музала. На машинах с электродвигателем, по его подсчетам, ездит около 10% сотрудников. Для них возле нового львовского офиса компании несколько месяцев назад установили станцию на два автомобиля. Оценить ее пока смогли немногие – с начала карантина Intellias работает на удаленке. Но в компании не исключают, что в будущем поставят больше чарджеров.

Для разных клиентов у Go To-U разные условия. Отелям или IT-компаниям зарядки дохода не приносят, потому они платят только ежемесячную абонплату. С операторов берут месячную плату за подключение одной станции и процент с оборота. Точные тарифы основатели не называют – условия для всех индивидуальны, объясняют они. Средние цифры – до €100 абонплаты в месяц и до 20% оборота.

Сейчас выручка Go To-U достигла € 20 000 в месяц. Прибыли стартап еще не приносит – для этого, нужно поработать в нынешнем темпе еще как минимум год, полагают фаундеры.

Надежды на электрическое будущее

В Украине за кошельки владельцев электромобилей конкурирует немало компаний – в основном малый и средний бизнес. Энергетические гиганты – ДТЭК и Нафтогаз – включились в гонку только несколько лет назад.

Полноценная конкуренция еще не началась, считает основатель и CEO сети зарядных станций ТОКА Стефан Благовисный. Большинство украинцев ездят на бензиновых машинах, на электрических – меньше 0,5%. «Когда их будет хотя бы 10%, тогда уже начнется рынок», – отмечает он. А пока операторы наращивают обороты. За 2020 год сеть ТОКА увеличилась на 44% – до 497 точек зарядки. В планах на этот год – рост еще на 60%.

Основатели Go To-U считают, что их основные конкуренты за границей. Один из крупнейших – немецкая компания has·to·be с ее облачной платформой для зарядных станций be.ENERGISED. В 2020 году стартап разросся до клиентов в 35 странах и подключил к системе 35 000 точек зарядки. «Они очень большие и, на самом деле, старше нас года на три», – соглашается Артеменко.

Go To-U может расти не менее активно, уверены фаундеры. С 2017 года в стартап вложили около €700 000. Из них €270 000 получили от грантовых программ и акселераторов – в том числе от ЕБРР и американского Techstars. Остальное вложили основатели. Венчурные инвестиции не привлекали, но вскоре они понадобятся, отмечает Шимоне-Давида. «Этот рынок настолько быстро развивается, а мы находимся в настолько правильном месте и в правильное время, что это логичное развитие событий», – говорит он.

На старте акселерации в Techstars Go To-U получил стандартную оценку в $3 млн. По завершении программы эта сумма выросла до $10-15, ссылается Шимоне-Давида на оценки потенциальных инвесторов и партнеров.

из личного архива

На сегодня у приложения Go To-U 12 000 скачиваний и более 20 000 зарядных сессий в месяц. Фото из личного архива

Теперь задача – продолжить экспансию. Если компания будет работать в 25-30 странах, оценку можно умножать на пять, осторожно предполагает сооснователь общественной организации Greencubator Роман Зинченко.

Рынок вторит амбициям. Самый дорогой автопроизводитель мира – Tesla – выпускает только электрокары. В начале 2021 года сразу несколько автогигантов – General Motors, Ford и Volvo – заявили, что будут выпускать исключительно электрические машины через 10-15 лет. Параллельно рынок штурмуют бюджетные модели. Например, одна из последних европейских новинок – FreZe Nikrob EV за €10 000 от латвийского производителя внедорожников Dartz Motorz.

В Go To-U держат нос по ветру. «Мы могли либо наблюдать за этим, либо принимать в этом участие, – говорит Шимоне-Давида. – Решили принимать участие».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд