Категория
Инновации
Дата

Водители электрокаров не любят тратить время в очереди на зарядку. Львовский стартап Go To-U намерен это решить

Назар Шимоне-Давида, Елена и Любовь Артеменко: основатели Tesla Club Ukraine и глобальной платформы с зарядными станциями для электромобилей Go To-U. /из личного архива

Назар Шимоне-Давида, Елена и Любовь Артеменко: основатели Tesla Club Ukraine и глобальной платформы с зарядными станциями для электромобилей Go To-U. Фото из личного архива

Как основатели украинского стартапа Go To-U строят бизнес на электромобильном буме

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

Львовянин Назар Шимоне-Давида, 37, хорошо известен в украинском электромобильном сообществе. В 2014 году он начал завозить в Украину первые Tesla и основал крупнейший в стране Tesla Club Ukraine. Сегодня на машинах с электрическим двигателем ездит уже более 25 000 украинцев, по статистике ассоциации «Укравтопром». Но еще тогда было понятно, что доступные зарядные станции – критический момент. Без инфраструктуры не будет и электрокаров.

Чтобы решить эту проблему Шимоне-Давида вместе с единомышленниками – супругой Еленой Артеменко, 33, и ее сестрой Любовью Артеменко, 31, – запустили стартап Go To-U. Строительство сети зарядных станций – дорогое удовольствие. Вместо капитальных инвестиций они нашли IT-решение. Как на нем заработать?

Управлять и помогать

Описать Go To-U одним предложением сложно. «Думаю, операционная система – лучшая аналогия», – говорит Шимоне-Давида. Их продукт – платформа для владельцев зарядных станций. Через нее можно управлять зарядками, получать оплату, видеть, когда порты заняты, а когда – простаивают.

Вторая часть системы – приложение для водителей с картой доступных станций. В нем можно забронировать зарядку на конкретное время и не переживать, что кто-то подключится вместо вас.

Идея стартапа появилась, когда будущие основатели вместе катались по Европе на Tesla. Путешествовали и ради удовольствия, и чтобы посмотреть на зарядную инфраструктуру в Германии, Италии, Франции, говорит Елена Артеменко. Оказалось, что зарядок хватает, но сервис есть куда улучшать. Например, путешественники не могли заранее узнать, будет ли занята ближайшая зарядка и как долго придется стоять в очереди. «Может быть 10 минут, а может – 10 часов», – говорит Артеменко.

Система бронирования показалась хорошим решением – ее и начали разрабатывать. В процессе основатели поняли, что и операторам зарядок нужна IT-система, которая будет эффективнее управлять сетью.

На сегодня у приложения Go To-U 12 000 скачиваний и более 20 000 зарядных сессий в месяц. Для водителей оно бесплатное – деньги списываются только за электроэнергию на зарядке. Зарабатывают на владельцах станций.

Построить миллионный бизнес на зарядной инфраструктуре вполне реально. В марте 2021 года калифорнийская компания ChargePoint стала первым в мире публичным оператором зарядных станций с капитализацией в $5,6 млрд. Путь на биржу потребовал 14 лет и почти $660 млн инвестиций.

Украинцы тоже рассчитывают выйти на американский рынок, но сетуют на пандемию. Партнерство с гигантами вроде ChargePoint или «дочкой» Volkswagen Electrify America пока не рассматривают – в приоритете небольшие операторы. Стать монополистом украинцы не рассчитывают, зато могут стать агрегатором разрозненных и несетевых точек. 

«Наш продукт легко масштабировать на любые рынки», – утверждает Шимоне-Давида. Стартап запускали с глобальным прицелом – главный офис Go To-U находится в Лос-Анджелесе. Но пока это скорее формальность, и 23 из 26 человек команды находятся во Львове. Клиенты пока тоже в основном из Украины. На втором месте – Таиланд, на третьем – Европа.

Где деньги

По состоянию на март 2021 года у Go To-U около 60 партнеров. Их «операционная система» установлена на 80 станциях на 22 кВт и пяти скоростных комплексах мощностью 120 кВт. До конца 2021 года стартап планирует увеличить количество скоростных зарядок в четыре раза.

Потенциальных клиентов немало. Первая и самая перспективная категория – операторы зарядных станций. Клиент сам покупает и устанавливает зарядку, а управляет сетью софт Go To-U. Для такого бизнеса есть смысл смотреть на скоростные зарядные станции, рассуждает Артеменко. Порог входа составляет около €35 000. «Это может быть как одна станция, так и сотни, – добавляет Шимоне-Давида. – Мы приводим клиентов, оплата проходит через нас».

Некоторые зарядки могут быть брендированы Go To-U, но стартапу они не принадлежат. Таким путем пошел один из первых партнеров стартапа Leo Green Investments. «Я для себя это рассматривал как пассивный доход», – говорит основатель компании Андрей Потинский. Начали с установки четырех скоростных зарядных комплексов возле крупных львовских ТРЦ. Каждый обошелся примерно в $70 000. «Пока этот бизнес не совсем оправдывает наши ожидания в части заполненности трафика и мультипликаторов», – признает он. 

По его расчетам в течение трех лет спрос на зарядки будет гораздо выше. Потому компания планирует продолжить строить скоростную сеть и присматривается к более медленным зарядкам.

Для другой категории клиентов зарядки – не основной бизнес, а скорее имиджевая услуга. Это владельцы ресторанов, отелей, торговых и бизнес-центров. «Для нас это дополнительный магнит», – говорит основатель львовского Холдинга эмоций !FEST Андрей Худо.

Первая зарядка от Go To-U появилась на территории пространства FESTrepublic. Вторую накануне карантина в прошлом году установили возле отеля !FEST hotel. «Не скажу, чтобы драматично, но на выбор гостей это влияет», – говорит Худо. Из двух одинаковых отелей владельцы электрокаров предпочитают тот, где можно зарядиться.

«В современных офисах обязательно должна быть зарядка для электромобилей», – считает административный директор IT-компании Intellias Николай Музала. На машинах с электродвигателем, по его подсчетам, ездит около 10% сотрудников. Для них возле нового львовского офиса компании несколько месяцев назад установили станцию на два автомобиля. Оценить ее пока смогли немногие – с начала карантина Intellias работает на удаленке. Но в компании не исключают, что в будущем поставят больше чарджеров.

Для разных клиентов у Go To-U разные условия. Отелям или IT-компаниям зарядки дохода не приносят, потому они платят только ежемесячную абонплату. С операторов берут месячную плату за подключение одной станции и процент с оборота. Точные тарифы основатели не называют – условия для всех индивидуальны, объясняют они. Средние цифры – до €100 абонплаты в месяц и до 20% оборота.

Сейчас выручка Go To-U достигла € 20 000 в месяц. Прибыли стартап еще не приносит – для этого, нужно поработать в нынешнем темпе еще как минимум год, полагают фаундеры.

Надежды на электрическое будущее

В Украине за кошельки владельцев электромобилей конкурирует немало компаний – в основном малый и средний бизнес. Энергетические гиганты – ДТЭК и Нафтогаз – включились в гонку только несколько лет назад.

Полноценная конкуренция еще не началась, считает основатель и CEO сети зарядных станций ТОКА Стефан Благовисный. Большинство украинцев ездят на бензиновых машинах, на электрических – меньше 0,5%. «Когда их будет хотя бы 10%, тогда уже начнется рынок», – отмечает он. А пока операторы наращивают обороты. За 2020 год сеть ТОКА увеличилась на 44% – до 497 точек зарядки. В планах на этот год – рост еще на 60%.

Основатели Go To-U считают, что их основные конкуренты за границей. Один из крупнейших – немецкая компания has·to·be с ее облачной платформой для зарядных станций be.ENERGISED. В 2020 году стартап разросся до клиентов в 35 странах и подключил к системе 35 000 точек зарядки. «Они очень большие и, на самом деле, старше нас года на три», – соглашается Артеменко.

Go To-U может расти не менее активно, уверены фаундеры. С 2017 года в стартап вложили около €700 000. Из них €270 000 получили от грантовых программ и акселераторов – в том числе от ЕБРР и американского Techstars. Остальное вложили основатели. Венчурные инвестиции не привлекали, но вскоре они понадобятся, отмечает Шимоне-Давида. «Этот рынок настолько быстро развивается, а мы находимся в настолько правильном месте и в правильное время, что это логичное развитие событий», – говорит он.

На старте акселерации в Techstars Go To-U получил стандартную оценку в $3 млн. По завершении программы эта сумма выросла до $10-15, ссылается Шимоне-Давида на оценки потенциальных инвесторов и партнеров.

из личного архива

На сегодня у приложения Go To-U 12 000 скачиваний и более 20 000 зарядных сессий в месяц. Фото из личного архива

Теперь задача – продолжить экспансию. Если компания будет работать в 25-30 странах, оценку можно умножать на пять, осторожно предполагает сооснователь общественной организации Greencubator Роман Зинченко.

Рынок вторит амбициям. Самый дорогой автопроизводитель мира – Tesla – выпускает только электрокары. В начале 2021 года сразу несколько автогигантов – General Motors, Ford и Volvo – заявили, что будут выпускать исключительно электрические машины через 10-15 лет. Параллельно рынок штурмуют бюджетные модели. Например, одна из последних европейских новинок – FreZe Nikrob EV за €10 000 от латвийского производителя внедорожников Dartz Motorz.

В Go To-U держат нос по ветру. «Мы могли либо наблюдать за этим, либо принимать в этом участие, – говорит Шимоне-Давида. – Решили принимать участие».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине