Украинское производство кормов для домашних животных «Кормотех» – часть семейного бизнеса львовских предпринимателей Елены и Ростислава Вовк. Последний – не новичок в ангельских инвестициях. Зачем ему еще и внутреннее «венчурное крыло» – фонд Kormotech Ventures
«Нам все труднее становится воспринимать быстрые инновации», – говорит соучредитель и CEO «Кормотеха» Ростислав Вовк, 43. Двадцатилетнее производство кормов для домашних животных экспортирует продукцию в четыре десятка стран – от Великобритании до Чили. В 2022 году, несмотря на потерю 15% зарубежного бизнеса из-за выхода из Беларуси, компания нарастила выручку до $124 млн. Минусы? Длительный цикл принятия решений.
В сентябре 2023-го компания запустила Kormotech Ventures – внутреннее венчурное подразделение, которое будет инвестировать в технологические стартапы. Чек – до $100 000, фокус – на знакомой индустрии по уходу за животными. Первое соглашение уже закрыто. «Кормотех» приобрел контрольный пакет Rocketo, молодого литовского производителя органических кормов, в который сначала вложился сам Вовк. О том, зачем крупной компании венчурные инвестиции и как это поможет влить свежую кровь в бизнес, редактор Forbes поговорила с Вовком и главой Kormotech Ventures и руководителем американского направления «Кормотех» Ярославом Хромяком, 37.
Интервью было сокращено и отредактировано для ясности
Ростислав, вы – достаточно активный ангельский инвестор. К примеру, вложили $100 000 в проект по расшифровке голосовых заметок Senstone, €350 000 – в создание органической еды для собак Rocketo и $400 000 – в интернациональную базу данных домашних животных Animal ID. Зачем «Кормотеху» собственное венчурное подразделение?
Ростислав Вовк: Не могу считать себя суперизвестным инвестором, у меня всего четыре инвестиции. Я еще пробую (улыбается).
«Кормотех» – наш основной бизнес, занимающийся производством, продажей, созданием брендов питания для домашних животных. И нам все труднее становится воспринимать быстрые инновации. Нам достаточно трудно оценивать или выполнять проекты, имеющие гораздо более высокую или супервысокую степень неопределенности. Ведь всегда есть наши основные бренды, продажи, «Клуб 4 лапы», на которые приходится весь фокус.
И с какой-то идеей достаточно тяжело пройти «сито» нашей громоздкой группы топ-менеджмента. Всегда начинается оценка рисков, оказывается, что нам сегодня больше нужно защититься от конкурентов в Румынии и так далее.
Идеи периодически залетают, если что-то сильно затрагивает меня или Ярослава (Ярослав Хромяк, глава подразделения Kormotech Ventures, – Forbes), мы пытаемся их продвигать. Но, наконец, Ярослав предложил упорядочить все эти бизнес-процессы, чтобы не терять кучу людей и не забывать о будущем. Потому что мы постоянно должны создавать новые так называемые вопросы, которые потом станут звездами, а те – коровами согласно матрице Boston Consulting Group.
Идея создать подразделение, куда и наши внутренние, и внешние инноваторы и предприниматели смогут обратиться с идеей. Это одна часть работы. Вторая – это подразделение будет управлять уже существующими нашими венчурными инвестициями. Мы начали с Rocketo. Animal ID и другие мы туда еще не заводим, нужно выстроить весь бизнес-процесс. Это цель до конца этого года, возможно, начала следующего года.
Ключевой вопрос в том, что большая компания живет немного другими метриками и KPI. Мы говорим об EBITDA, просчитанном росте, добыче рынков, построении брендов. В стартапах все иначе, там не нарисуешь бизнес-план на 30 лет и не пойдешь с ним в ЕБРР.
Если сформулировать одним предложением, в чем главная идея Kormotech Ventures? Ведь выглядит, что это не классический венчур, который ищет заработка на мощно растущих стартапах.
Мы хотим быть на гребне инноваций, чтобы иметь возможность создавать или покупать новые продукты для всего рынка. Это ключевая вещь, делящаяся на три подцели. Во-первых, нам нужно оптимизировать все наши венчурные проекты, чтобы понимать, как мы работаем и что можем совместить. Второе – оперативно узнавали все имеющиеся в мире инновации. Хотим иметь «леечку», в которую будут попадать новые идеи. Мы будем обсуждать их и понимать, куда движется рынок и куда мы хотим вместе с этим рынком двигаться.
И не нужно забывать о новых талантах. Мне очень интересно получить новых людей, влить свежую, инновационную кровь в компанию. В будущем эти стартапы будут на определенном этапе имплементироваться в основной бизнес «Кормотеха» вместе с командами и талантами.
Поговорим о цифрах. А какой у вас таргет по инвестициям? На какие чеки ориентируетесь, на каких условиях готовы заходить в проекты?
Ярослав Хромяк : Мы не заинтересованы в том, чтобы заходить на совершенно ранних этапах, планируем инвестировать на стадиях pre-seed и seed. Фокус – чисто на индустрии питания и ухода для домашних животных. Очевидно, что мы хотим помогать не только деньгами, но и экспертизой компании «Кормотех».
Предполагаем, что сумма инвестиций на этапе входа будет примерно от $20 000 до $100 000. Опять же это связано с тем, что на раннем этапе такие сравнительно небольшие суммы позволят нам получать значительную долю.
Но также предполагаем, что будем инвестировать большие суммы в стартапы, которые будут развиваться в пределах, предусмотренных KPI. Rocketo – яркий пример. Мы поначалу зашли с миноритарным пакетом, а в итоге дошло до интеграции.
Каков у вас план по инвестициям на конец 2023 и 2024 год?
Р.В.: Мы не ставим целью проинвестировать в определенное количество стартапов. Мы начинаем общаться с потенциальными компаниями, потенциальными инноваторами. Внутри компании есть венчурный комитет, в который входят Ярослав и еще несколько человек. Они будут собираться раз в месяц, рассматривать новые идеи и решать: идем, не идем, интересно, не интересно и т.д.
Не исключаю, что в следующем году это может быть ноль стартапов, а может быть два или три. На мой взгляд, компания без проблем может выделить на новые инвестиции $200 000 – 300 000 в год.
Я.Х.: Еще важна география – у нас фокус на Америку и Европу, куда мы, конечно, включаем и Украину. На этих рынках у нас больше опыта, поэтому там действительно можем помогать, делиться контактами, экспертизой, быть реальными партнерами для стартапов.
Какие именно технологии вам интересны? На первый взгляд, pet care – узкая ниша. Но ведь это может быть и софт, и хард, и биотех, и классические корма и средства по уходу за домашними животными.
Р.В.: Фокус на всем, что связано с сосуществованием животного и человека. Сейчас готовы рассматривать любые инвестиции: программное обеспечение, производство инновационной пищи для животных.
Очевидный, но не единственный критерий – потенциальная синергия с Кормотехом. Но если компания, например, создает программное обеспечение для облегчения сожительства животного и человека, и на сегодняшний день естественной синергии мы не видим, все равно будем инвестировать. Даже если она останется исключительно портфельной инвестицией для заработка.
Бизнес-метрики стартапа имеют значение, важнее ли технология?
Я.Х.: На таком раннем этапе метрики достаточно ограничены. Мы не можем привязывать сугубо к показателям роста, но хотим видеть, что компания понимает юнит-экономику. Даже если сегодня ее нет, то как этого достичь через два-три года.
Ростислав. Как минимум MVP должно быть.
Первая инвестиция Kormotech Ventures – контрольный пакет акций Rocketo. Расскажите подробности сделки?
Р.В.: Это созданный литовцами стартап. Они производят нестандартное питание, полностью органические продукты, изготовленные методом высушивания. Мы не производим такого на своих заводах, но на других рынках уже появляться подобные идеи.
Я увидел, как хорошо этот продукт работает на животном, как оно выглядит после него. Животное нельзя «намахать», нельзя заплатить и заставить его сказать: «Ой, все очень хорошо» (улыбается).
Плюс, интересно, что это был D2C-продукт, он продавался напрямую конечному клиенту. Поэтому я зашел туда небольшим чеком в $100 000, затем доинвестировал еще $300 000, чтобы выдержать долю 6-7%.
Я был в совете директоров. Оно понемногу набирало обороты, но к сожалению руководителям не удалось найти следующих инвесторов. Не буду долго на этом останавливаться, но они совершили несколько операционных ошибок, немного забавились в дижитал-маркетинг, в котором не были сильны.
После этого подключился Ярослав, и мы начали думать, что делать дальше: стартап или умрет, или мы понимаем, как из него сделать выигрышную позицию.
Я.Х.: Мы очень верили и продолжаем верить в продукт Rocketo. Он работает. Реально 80% людей давали положительные отзывы, несмотря на множество операционных проблем, задержки с доставкой и т.д.
Поэтому фактически мы согласились стать основным инвестором в следующем раунде финансирования, Кормотех получил мажоритарную долю в компании и перенял управление.
Основатель Rocketo продолжает работать в компании, отвечает за продукты и инновационную деятельность. Мы оптимизировали менеджмент, сильно сфокусировались на географии. Даже до выкупа 80% продаж давал рынок Великобритании, поэтому сейчас мы концентрируемся исключительно на нем. Также оптимизировали портфель продуктов, сосредоточившихся на бестселлерах. Затем будем развивать другие линейки. То есть выводим операционную деятельность на новый уровень, чтобы впоследствии начать агрессивный рост и экспансию.
Какова общая сумма инвестиций в этот стартап?
Р.В.: К моменту, когда мы согласились на выкуп и дальнейшие инвестиции на следующие полтора года, они подняли около €2 млн. Конечно, все они были сожжены. Мы подписались на €1,5 млн инвестиций к началу 2024 года и ежемесячно доинвестируем деньги.
Сколько денег нужно, чтоб вывести Rocketo в ноль и на операционную прибыль?
Я.Х.: Зависеть от того, насколько агрессивен будет рост. Один из KPI – не рост ради роста, а потенциальный выход на прибыльность. Реалистичное предсказание – дополнительно понадобится еще €1-1,5 млн.
Мы рассматриваем привлечение других потенциальных инвесторов, если они смогут помочь в достижении определенных показателей гораздо быстрее.
Р.В.: Когда мы впервые общались о Rocketo, Ярослав спросил: ты хочешь, чтобы это был операционно прибыльный бизнес и часть «Кормотеха» или надуть очень хороший пузырь и потом красиво его продать с хорошими иксами? Я выбрал первое.
Ок, Ростислав, как обстоят дела у других ваших портфельных проектов и какой четвертый в списке?
Моей первой инвестиции – Senstone – не существует. Он скончался. Бывший фаундер что-то периодически пишет, но компания умерла, продукта не существует, я в него не верю.
Animal ID вышел на окупаемость, мы больше полутора лет ничего туда не доинвестируем. Но не могу сказать, что сейчас вижу продукт, который сделает из этого стартапа крупный прибыльный бизнес.
Они сперва фокусировались только на Украине, имеют здесь огромную базу домашних животных. Несколько лет назад мы решили, что нужно с ней что-то делать, например продавать по подписке конечным клиентам. Но поняли, что в Украине люди не готовы за это платить, или очень мало. Эта база стала интересна производителям ошейников, питанию – они дают информацию о своих новинках и на этом компания зарабатывает.
Ребята уже полтора года фокусируются на США. Это совсем непросто и очень дорого. Надо искать дополнительных инвесторов, а сперва – сделать базу равноценную украинскому. На этом этапе они сделали пивот, и сконцентрировались на производителях товаров для животных – делают дня них брендовые базы данных, но информация остается в собственности Animal ID. Думаю, через год-полтора станет ясно, будет ли там прорыв или нет.
Еще один стартап мы создали с сестрой (Еленой Волк — Ред.) и профессором из Германии. Мы называем его лабораторией. Не могу многое об этом говорить, но она занимается расшифровкой ДНК и созданием новых протеинов. Первоначальная идея была создать инновационное создание любых протеинов для лекарств.
Параллельно зарабатываем средства на расшифровке ДНК, создании новых штаммов для нашего дрожжевого производства, университетов, фармпроизводителей. Система производства протеинов создана два месяца назад, теперь ищем людей, которые будут заниматься ее продажами.
Это супер-проект, но он точно будет продаваться. Нет необходимости делать его частью нашего бизнеса. Это стартап сделанный сугубо под заработок средств. Разве что через год там что-нибудь изменится и мы решим его оставить себе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.