Ілюстрація: Shutterstock / логотипи компаній / Анна Наконечна
Категория
Инновации
Дата

Glovo договаривается о покупке Zakaz. Почему сервис Черновецкого должен стоить около $40 млн

4 хв читання

Ілюстрація: Shutterstock / логотипи компаній / Анна Наконечна

Испанский стартап быстрой доставки Glovo ведет переговоры о покупке украинского Zakaz, который возит продукты из супермаркетов. Стороны пока не достигли согласия об условиях, говорят Forbes на условиях анонимности близкие к транзакции источники. Издание AIN.UA оценивало сделку в $60–80 млн. Почему Zakaz может быть дешевле

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.

Краткая история двух компаний

Glovo – испанский единорог из сферы быстрой доставки. Через их приложение можно заказывать блюда из ресторанов, «темных кухонь», супермаркетов, аптек и так далее. На счету компании более 10 млн активных клиентов и $1,2 млрд инвестиций. В Украину Glovo зашел в 2018 году, компания занимает первое место в сегменте быстрой доставки и кроме операционной деятельности строит здесь центр разработки.

Zakaz.ua в 2010 году открыл украинский предприниматель Егор Анчишкин. Суть сервиса – доставлять большие заказы (до 40 кг) из супермаркетов в формате «на вечер-завтра». Партнерами компании выступают почти все крупные супермаркет-сети, кроме АТБ и проектов Fozzy Group. Также Zakaz вышел на рынки Молдовы и Узбекистана. 

На старте в компанию инвестировали Александр Ольшанский, Евгения Дубинская, Денис Довгополый, Бас Годска и ряд частных инвесторов. В дальнейшем контроль над проектом выкупил фонд Chernovetskiy Investment Group. С 2014 по 2019 годы CIG Степана Черновецкого инвестировал в Zakaz.ua около $15 млн и увеличил долю до 98,8%.

После неудачной попытки масштабировать Zakaz в США, Анчишкин полностью покинул проект и остался развивать новый бизнес в Америке. В интервью Forbes Степан Черновецкий рассказывал, что Zakaz – флагманский проект его фонда и оценивал оборот платформы в $80 млн в 2020 году. В 2021-м показатель должен приблизиться к $130 млн.

В ответ на запрос Forbes представители Zakaz.ua и CIG опровергли заключение сделки, но отметили, что компания открыта к переговорам. По просьбе Forbes Senior Investment Associate в SocialTech Александр Мацюк рассказывает, почему Zakaz должен обойтись покупателю дешевле, чем $60–80 млн.

Glovo договаривается о покупке Zakaz. Почему сервис Черновецкого должен стоить около $40 млн /Фото 1

Приложения Glovo и Zakaz

Конкурентное поле: как анализировать M&A-стратегию Glovo

Glovo подняла последний раунд в марте 2021 года, его сумма составила около $528 млн. Тогда компания не объявляла новую оценку, но платформа Dealroom оценивает стартап примерно в $2,2 млрд. 

Глобально компания не вышла на операционную прибыльность и сжигает деньги в пользу экспансии и покорения новых рынков. Золотое правило быстрорастущих стартапов в таких условиях – поднимать деньги на 12–16 месяцев работы. Можно предположить, что Glovo теряет чистыми порядка $40 млн в месяц.

При этом с начала 2021-го испанцы уже провели несколько поглощений. В мае купили за €170 млн подразделения агрегатора Foodpanda в Румынии и Болгарии, в сентябре поглотили два аналога Zakaz – сервисы доставки из супермаркетов Lola Market (Испания) и Mercadao (Португалия). В двух последних сделках сумма транзакции не раскрывалась.

Сколько могут потратить в Украине? Скорее всего, от $30 до $40 млн, причем вероятнее всего – ближе к нижней планке. Почему не вдвое дороже, как сообщалось ранее? Цену Zakaz.ua для внешнего инвестора дисконтируют несколько факторов.

Мало потенциальных покупателей

Zakaz пока не масштабировал бизнес глобально, он сосредоточен в Украине. Кроме Glovo, здесь у проекта такого масштаба практически нет альтернативных покупателей. У Rocket недостаточно капитала, чтобы побороться с Glovo, Bolt скорее заинтересован в том, чтобы догнать лидеров рынка в категории доставки из магазинов. 

Если говорить про стратегических покупателей, то ни одна ритейл-сеть не может поглотить такой стартап – с ним прекратят сотрудничать другие контрагенты, что может сильно навредить бизнесу. Нет здесь и борьбы интернет-холдингов – к примеру, в России сервис доставки из супермаркетов Instamart купил «Сбер», инвестировав в компанию около €160 млн. Он соперничает с экосистемой от Mail.ru и Yandex. На рынке, где Glovo – единственный покупатель, именно они могут диктовать цену и покупать компанию по нижнему порогу оценки.

Вряд ли в таких условиях Glovo пойдет на то, чтобы потратить свой денежный резерв на два месяца. Украина – стратегически важный, но не настолько конкурентный рынок, где Glovo до сих удерживает лидерство. Больше опасений будут вызывать другие географии, где агрессивно ведут себя конкуренты: эстонский Bolt, финский Wolt, российский Yandex, турецкий Getir и так далее.

Сложная бизнес-модель

Агрегаторы быстрой доставки вроде Glovo выживают благодаря высокой частоте и плотности заказов. Glovo выгодно, чтобы пользователи часто заказывали, и для этого они постоянно расширяют продуктовое предложение, добавляя новые категории, такие как доставка лекарств или быстрая доставка продуктов из своих «темных магазинов». 

У Zakaz.ua, из-за специфики бизнес-модели нет высокой частоты заказов. Даже активные пользователи вряд ли заказывают чаще нескольких раз в месяц. К тому же, структура логистики также отличается – в Glovo велосипеды и мопеды, в Zakaz.ua – габаритные автомобили. 

Zakaz.ua не спасает даже сравнительно высокий средний чек – более 1700 грн. Компания берет 69–79 грн за доставку, но выставляет менее агрессивные комиссионные, в пределах 5–10%. Больше не позволяет маржинальность ритейл-бизнеса. Glovo, даже при меньше среднем чеке, скорее всего зарабатывает такую же прибыль с заказа, учитывая комиссии в 25–30% и сопоставимую стоимость доставки.

В бизнесе доставки технологии стоят мало, главная ценность – операционная эффективность. Специалисты Glovo хорошо в этом разбираются и могли бы сделать аналогичный Zakaz продукт своими силами, пусть и не такой качественный. Они уже системно заступают на рынок доставки продуктов – в рамках направления Q-Commerce запускают «темные магазины» Glovo Express. Они должны доставлять базовые товары за 15–20 минут.

Что это значит для инвестора

В случае поглощения выручка Zakaz будет важнее оборота (GMV), которым хвастается инвестор. Если учитывать, что в 2021-м Zakaz сохранил прежние темпы роста, то при сумме сделки в $30–40 млн его могли купить по мультипликатору примерно 4–5 к выручке. Это вполне нормальная сделка для Украины.

Информация о темпе финансирования Zakaz противоречива. Согласно Pitchbook, фонд CIG совокупно инвестировал в проект $13,78 млн. Последний раунд – $10 млн, разбитых на два транша, – прошел в середине 2020 года. Для CIG продажа за $30–40 млн означает как минимум двукратный возврат вложенного. Это не заоблачные показатели, но хороший заработок на непростом рынке. Хорошая тому иллюстрация – Depositphotos, который собственники оценивали в $200 млн, а продали за $85 млн.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні