Испанский стартап быстрой доставки Glovo ведет переговоры о покупке украинского Zakaz, который возит продукты из супермаркетов. Стороны пока не достигли согласия об условиях, говорят Forbes на условиях анонимности близкие к транзакции источники. Издание AIN.UA оценивало сделку в $60–80 млн. Почему Zakaz может быть дешевле
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Краткая история двух компаний
Glovo – испанский единорог из сферы быстрой доставки. Через их приложение можно заказывать блюда из ресторанов, «темных кухонь», супермаркетов, аптек и так далее. На счету компании более 10 млн активных клиентов и $1,2 млрд инвестиций. В Украину Glovo зашел в 2018 году, компания занимает первое место в сегменте быстрой доставки и кроме операционной деятельности строит здесь центр разработки.
Zakaz.ua в 2010 году открыл украинский предприниматель Егор Анчишкин. Суть сервиса – доставлять большие заказы (до 40 кг) из супермаркетов в формате «на вечер-завтра». Партнерами компании выступают почти все крупные супермаркет-сети, кроме АТБ и проектов Fozzy Group. Также Zakaz вышел на рынки Молдовы и Узбекистана.
На старте в компанию инвестировали Александр Ольшанский, Евгения Дубинская, Денис Довгополый, Бас Годска и ряд частных инвесторов. В дальнейшем контроль над проектом выкупил фонд Chernovetskiy Investment Group. С 2014 по 2019 годы CIG Степана Черновецкого инвестировал в Zakaz.ua около $15 млн и увеличил долю до 98,8%.
После неудачной попытки масштабировать Zakaz в США, Анчишкин полностью покинул проект и остался развивать новый бизнес в Америке. В интервью Forbes Степан Черновецкий рассказывал, что Zakaz – флагманский проект его фонда и оценивал оборот платформы в $80 млн в 2020 году. В 2021-м показатель должен приблизиться к $130 млн.
В ответ на запрос Forbes представители Zakaz.ua и CIG опровергли заключение сделки, но отметили, что компания открыта к переговорам. По просьбе Forbes Senior Investment Associate в SocialTech Александр Мацюк рассказывает, почему Zakaz должен обойтись покупателю дешевле, чем $60–80 млн.
Конкурентное поле: как анализировать M&A-стратегию Glovo
Glovo подняла последний раунд в марте 2021 года, его сумма составила около $528 млн. Тогда компания не объявляла новую оценку, но платформа Dealroom оценивает стартап примерно в $2,2 млрд.
Глобально компания не вышла на операционную прибыльность и сжигает деньги в пользу экспансии и покорения новых рынков. Золотое правило быстрорастущих стартапов в таких условиях – поднимать деньги на 12–16 месяцев работы. Можно предположить, что Glovo теряет чистыми порядка $40 млн в месяц.
При этом с начала 2021-го испанцы уже провели несколько поглощений. В мае купили за €170 млн подразделения агрегатора Foodpanda в Румынии и Болгарии, в сентябре поглотили два аналога Zakaz – сервисы доставки из супермаркетов Lola Market (Испания) и Mercadao (Португалия). В двух последних сделках сумма транзакции не раскрывалась.
Сколько могут потратить в Украине? Скорее всего, от $30 до $40 млн, причем вероятнее всего – ближе к нижней планке. Почему не вдвое дороже, как сообщалось ранее? Цену Zakaz.ua для внешнего инвестора дисконтируют несколько факторов.
Мало потенциальных покупателей
Zakaz пока не масштабировал бизнес глобально, он сосредоточен в Украине. Кроме Glovo, здесь у проекта такого масштаба практически нет альтернативных покупателей. У Rocket недостаточно капитала, чтобы побороться с Glovo, Bolt скорее заинтересован в том, чтобы догнать лидеров рынка в категории доставки из магазинов.
Если говорить про стратегических покупателей, то ни одна ритейл-сеть не может поглотить такой стартап – с ним прекратят сотрудничать другие контрагенты, что может сильно навредить бизнесу. Нет здесь и борьбы интернет-холдингов – к примеру, в России сервис доставки из супермаркетов Instamart купил «Сбер», инвестировав в компанию около €160 млн. Он соперничает с экосистемой от Mail.ru и Yandex. На рынке, где Glovo – единственный покупатель, именно они могут диктовать цену и покупать компанию по нижнему порогу оценки.
Вряд ли в таких условиях Glovo пойдет на то, чтобы потратить свой денежный резерв на два месяца. Украина – стратегически важный, но не настолько конкурентный рынок, где Glovo до сих удерживает лидерство. Больше опасений будут вызывать другие географии, где агрессивно ведут себя конкуренты: эстонский Bolt, финский Wolt, российский Yandex, турецкий Getir и так далее.
Сложная бизнес-модель
Агрегаторы быстрой доставки вроде Glovo выживают благодаря высокой частоте и плотности заказов. Glovo выгодно, чтобы пользователи часто заказывали, и для этого они постоянно расширяют продуктовое предложение, добавляя новые категории, такие как доставка лекарств или быстрая доставка продуктов из своих «темных магазинов».
У Zakaz.ua, из-за специфики бизнес-модели нет высокой частоты заказов. Даже активные пользователи вряд ли заказывают чаще нескольких раз в месяц. К тому же, структура логистики также отличается – в Glovo велосипеды и мопеды, в Zakaz.ua – габаритные автомобили.
Zakaz.ua не спасает даже сравнительно высокий средний чек – более 1700 грн. Компания берет 69–79 грн за доставку, но выставляет менее агрессивные комиссионные, в пределах 5–10%. Больше не позволяет маржинальность ритейл-бизнеса. Glovo, даже при меньше среднем чеке, скорее всего зарабатывает такую же прибыль с заказа, учитывая комиссии в 25–30% и сопоставимую стоимость доставки.
В бизнесе доставки технологии стоят мало, главная ценность – операционная эффективность. Специалисты Glovo хорошо в этом разбираются и могли бы сделать аналогичный Zakaz продукт своими силами, пусть и не такой качественный. Они уже системно заступают на рынок доставки продуктов – в рамках направления Q-Commerce запускают «темные магазины» Glovo Express. Они должны доставлять базовые товары за 15–20 минут.
Что это значит для инвестора
В случае поглощения выручка Zakaz будет важнее оборота (GMV), которым хвастается инвестор. Если учитывать, что в 2021-м Zakaz сохранил прежние темпы роста, то при сумме сделки в $30–40 млн его могли купить по мультипликатору примерно 4–5 к выручке. Это вполне нормальная сделка для Украины.
Информация о темпе финансирования Zakaz противоречива. Согласно Pitchbook, фонд CIG совокупно инвестировал в проект $13,78 млн. Последний раунд – $10 млн, разбитых на два транша, – прошел в середине 2020 года. Для CIG продажа за $30–40 млн означает как минимум двукратный возврат вложенного. Это не заоблачные показатели, но хороший заработок на непростом рынке. Хорошая тому иллюстрация – Depositphotos, который собственники оценивали в $200 млн, а продали за $85 млн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.