Не только SpaceX. В мире более 150 стартапов разрабатывают ракеты. Как украинские инженеры помогают им добраться до орбиты
Категория
Картина дня
Дата

Не только SpaceX. В мире более 150 стартапов разрабатывают ракеты. Как украинские инженеры помогают им добраться до орбиты

Иллюстрация Shutterstock/Анна Наконечная

20 лет назад ключи от космоса были у сверхдержав. Теперь достаточно предпринимателя и сотни миллионов 

Через 30 секунд после старта Falcon 1 с камеры на ракете видно тропический островок посреди бирюзовой воды. 28 сентября 2008 года она стала первой жидкостной ракетой, разработанной на частные деньги и достигшей орбиты. На это потребовалось четыре попытки и $100 млн Илона Маска.

Тот полет изменил отношение к ракетным стартапам. «Каждый производитель комплектующих хочет работать с нами, потому что мы можем быть следующей SpaceX», – говорит Макс Хаот, 44, основатель стартапа Launcher.

В стартапе работает около 40 человек, 15 из них – в Днепре. Главный дизайнер Launcher Игорь Никищенко 31 год проработал в конструкторском бюро «Южное». У украинского предприятия стартап лицензировал технологии маневрового двигателя второй ступени «Зенита» – РД‑8, турбо‑ и кислородного насоса. Даже с таким заделом Хаот считает, что на разработку маршевого двигателя потребуется пять, а орбитальной ракеты – 10 лет.

SpaceX понадобилось шесть лет, чтобы добраться до орбиты. У RocketLab ушло 10, у Virgin Orbit – 14 лет. 20 ноября 2021 года с четвертой попытки орбиты достигла американская Astra – один из конкурентов Launcher. Формально, ей удалось поставить рекорд – пять лет и один месяц с момента основания компании в 2016 году. Но команда работала вместе с 2005, в том числе разрабатывая электронасос для будущей ракеты Astra. Так что реальный срок — ближе к 15 годам.

С 2012-го по октябрь 2021 года 93 компании, разрабатывающие легкие ракеты, получили $6,1 млрд, свидетельствуют данные Space Capital. Аналитики Deutsche Bank прогнозируют, что рынок пусковых услуг вырастет с $8 млрд в 2021-м до $38 млрд к 2030 году. Сегмент легких носителей с полезными грузом до 1,5 т – с $300 млн до $3,2 млрд. 

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Ракеты – ключ к значительно большему рынку. Космическая экономика по прогнозу Morgan Stanley вырастет к 2040 году до $1 трлн. 

Инвестбанкиры любят преувеличивать, полагает партнер Future Ventures Марианна Саенко. Ее фонд инвестировал в SpaceX на ранней стадии и больше не вкладывался в космос, хотя и получил питчи от более чем 100 ракетных стартапов. «На этом рынке полно компаний, которые повторяют одну и ту же бизнес-идею», – говорит она.

Основатель Launcher Хаот не верит аналитикам. Два предыдущих стартапа он продал Vimeo и Logitech и больше полагается на предпринимательское чутье. Оно указывает, что вес и стоимость спутников упала на порядки, а спрос на данные из космоса растет. «Это как начало интернета, – говорит предприниматель. – Предсказать возможности на земной орбите в 2030-х так же сложно, как предвидеть Uber в 1997-м». 

С 2017 года на рынке пусковых услуг доминирует SpaceX. По количеству пусков компания в одиночку конкурирует с Россией и Китаем, которые запускают 11 разных ракет. Корректнее анализировать массу полезного груза. На пике, в конце 1980-х, человечество выводило на орбиту около 600 т в год. Последние 20 лет — в среднем по 350 т. Но в 2020 году дополнительно SpaceX вывела на орбиту 240 т интернет-спутников Starlink. Благодаря этому человечество вновь вышло на 600 пиковых тонн, говорит директор по исследованиям аналитической компании Eurospace Пьер Лионэ. 

Стартапы избегают лобовой конкуренции с Falcon 9, которая способна доставить 16,8 т за $50 млн на низкую орбиту и посадить первую ступень. Обычно ракета запускает многотонные спутники, но в 2021 году SpaceX вывела сборную миссию со 133 мелкими аппаратами. Место на таком полете спутнику весом в сотню килограммов обойдется в $1 млн. Минус – летишь с толпой. 

В логике наземного транспорта Falcon 9 – автобус. Он дешево довезет вас до автовокзала. До квартиры придется добираться самостоятельно. Легкие ракеты вроде Rocket Lab или Launcher – такси. Платите больше – Rocket Lab берет около $7 млн за место до 300 кг, зато едете куда нужно. 

Украина неплохо представлена на конкурентном рынке. Помимо Launcher еще три компании полагаются на наших инженеров. Ближе всего к орбите американская Firefly, в которую Максим Поляков вложил $210 млн. 200 инженеров днепровского офиса разработали для ракеты Alpha турбонасосный агрегат. «То, что заняло бы у нас два-три года, украинские инженеры сделали за шесть месяцев», – рассказывает СЕО Firefly Том Маркусик. Первый пуск Alpha в сентябре 2021-го закончился аварией. Вторая попытка – в январе 2022-го. 

Британская Skyrora, которую основал бывший менеджер Полякова Владимир Левыкин, планирует достичь орбиты в 2022 году. По данным Pitchbook, стартап привлек $59,3 млн, включая грант от Европейского космического агентства (€3 млн). Примерно четверть из 80 сотрудников Skyrora работают в Днепре. 

Зарегистрированный в Британии стартап Orbit Boy основали три бывших главы украинского космического агентства – Любомир Сабадош, Юрий Алексеев и Владимир Усов. Ракета, способная выводить до 260 кг на низкую орбиту за $5 млн, стартует после выброса из самолета. В отличие от Virgin Orbit Ричарда Брэнсона, украинской ракете не нужен специальный авиалайнер. Подойдут стандартные грузовые Ил-76, Ан-70 или Boeing C-17. «Так легче масштабироваться», – поясняет Усов. 

В Украине у Orbit Boy около 25 инженеров. Больше пока не потребуется, поскольку ракету будут производить на «Южмаше». Стартап привлек $3 млн, которых должно хватить до тестового выброса инженерной модели ракеты летом 2022 года. До первых коммерческих пусков в 2024 году понадобится $150 млн. Усов планирует выйти на 24 старта в год.

КБ «Южное» и «Южмаш» в кооперации с канадской Maritime Launch Services тоже планируют выйти на рынок пусковых услуг. Их «Циклон-4М» по грузоподъемности ближе к микроавтобусу – доставит около 5 т на низкую орбиту за $45 млн. Запускать ракету планировали с нового космодрома в Канаде в 2020 году, но и ракета, и площадка не готовы. 

Двигатель для первой ступени «Циклона» готов на 50%, утверждает глава космического агентства Владимир Тафтай. В проекте космической программы на 2021–2025 годы заложено 1,1 млрд грн на разработку двигателя. На первый запуск CEO MLS Стив Матье планирует выйти в 2023-м, а в 2025-м запустить уже пять ракет. Первый клиент и поддержка космических агентств двух стран уже есть. Осталось привлечь около $200 млн. Для этого MLS собирается выйти на канадскую биржу. 

Государствам-заказчикам проект позволяет получить доступ к орбите. Многие страны хотели бы этого, но мало кто пытался, учитывая космические затраты на создание ракет в 1980–1990-х. «Теперь понятно, что с правильными предпринимателями это возможно», – говорит Макс Хаот. Дело за правительствами.

Материалы по теме