Иллюстрация Shutterstock/Анна Наконечная
Категория
Картина дня
Дата

Не только SpaceX. В мире более 150 стартапов разрабатывают ракеты. Как украинские инженеры помогают им добраться до орбиты

Иллюстрация Shutterstock/Анна Наконечная

20 лет назад ключи от космоса были у сверхдержав. Теперь достаточно предпринимателя и сотни миллионов 

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Через 30 секунд после старта Falcon 1 с камеры на ракете видно тропический островок посреди бирюзовой воды. 28 сентября 2008 года она стала первой жидкостной ракетой, разработанной на частные деньги и достигшей орбиты. На это потребовалось четыре попытки и $100 млн Илона Маска.

Тот полет изменил отношение к ракетным стартапам. «Каждый производитель комплектующих хочет работать с нами, потому что мы можем быть следующей SpaceX», – говорит Макс Хаот, 44, основатель стартапа Launcher.

В стартапе работает около 40 человек, 15 из них – в Днепре. Главный дизайнер Launcher Игорь Никищенко 31 год проработал в конструкторском бюро «Южное». У украинского предприятия стартап лицензировал технологии маневрового двигателя второй ступени «Зенита» – РД‑8, турбо‑ и кислородного насоса. Даже с таким заделом Хаот считает, что на разработку маршевого двигателя потребуется пять, а орбитальной ракеты – 10 лет.

SpaceX понадобилось шесть лет, чтобы добраться до орбиты. У RocketLab ушло 10, у Virgin Orbit – 14 лет. 20 ноября 2021 года с четвертой попытки орбиты достигла американская Astra – один из конкурентов Launcher. Формально, ей удалось поставить рекорд – пять лет и один месяц с момента основания компании в 2016 году. Но команда работала вместе с 2005, в том числе разрабатывая электронасос для будущей ракеты Astra. Так что реальный срок — ближе к 15 годам.

С 2012-го по октябрь 2021 года 93 компании, разрабатывающие легкие ракеты, получили $6,1 млрд, свидетельствуют данные Space Capital. Аналитики Deutsche Bank прогнозируют, что рынок пусковых услуг вырастет с $8 млрд в 2021-м до $38 млрд к 2030 году. Сегмент легких носителей с полезными грузом до 1,5 т – с $300 млн до $3,2 млрд. 

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Ракеты – ключ к значительно большему рынку. Космическая экономика по прогнозу Morgan Stanley вырастет к 2040 году до $1 трлн. 

Инвестбанкиры любят преувеличивать, полагает партнер Future Ventures Марианна Саенко. Ее фонд инвестировал в SpaceX на ранней стадии и больше не вкладывался в космос, хотя и получил питчи от более чем 100 ракетных стартапов. «На этом рынке полно компаний, которые повторяют одну и ту же бизнес-идею», – говорит она.

Основатель Launcher Хаот не верит аналитикам. Два предыдущих стартапа он продал Vimeo и Logitech и больше полагается на предпринимательское чутье. Оно указывает, что вес и стоимость спутников упала на порядки, а спрос на данные из космоса растет. «Это как начало интернета, – говорит предприниматель. – Предсказать возможности на земной орбите в 2030-х так же сложно, как предвидеть Uber в 1997-м». 

С 2017 года на рынке пусковых услуг доминирует SpaceX. По количеству пусков компания в одиночку конкурирует с Россией и Китаем, которые запускают 11 разных ракет. Корректнее анализировать массу полезного груза. На пике, в конце 1980-х, человечество выводило на орбиту около 600 т в год. Последние 20 лет — в среднем по 350 т. Но в 2020 году дополнительно SpaceX вывела на орбиту 240 т интернет-спутников Starlink. Благодаря этому человечество вновь вышло на 600 пиковых тонн, говорит директор по исследованиям аналитической компании Eurospace Пьер Лионэ. 

Стартапы избегают лобовой конкуренции с Falcon 9, которая способна доставить 16,8 т за $50 млн на низкую орбиту и посадить первую ступень. Обычно ракета запускает многотонные спутники, но в 2021 году SpaceX вывела сборную миссию со 133 мелкими аппаратами. Место на таком полете спутнику весом в сотню килограммов обойдется в $1 млн. Минус – летишь с толпой. 

В логике наземного транспорта Falcon 9 – автобус. Он дешево довезет вас до автовокзала. До квартиры придется добираться самостоятельно. Легкие ракеты вроде Rocket Lab или Launcher – такси. Платите больше – Rocket Lab берет около $7 млн за место до 300 кг, зато едете куда нужно. 

Украина неплохо представлена на конкурентном рынке. Помимо Launcher еще три компании полагаются на наших инженеров. Ближе всего к орбите американская Firefly, в которую Максим Поляков вложил $210 млн. 200 инженеров днепровского офиса разработали для ракеты Alpha турбонасосный агрегат. «То, что заняло бы у нас два-три года, украинские инженеры сделали за шесть месяцев», – рассказывает СЕО Firefly Том Маркусик. Первый пуск Alpha в сентябре 2021-го закончился аварией. Вторая попытка – в январе 2022-го. 

Британская Skyrora, которую основал бывший менеджер Полякова Владимир Левыкин, планирует достичь орбиты в 2022 году. По данным Pitchbook, стартап привлек $59,3 млн, включая грант от Европейского космического агентства (€3 млн). Примерно четверть из 80 сотрудников Skyrora работают в Днепре. 

Зарегистрированный в Британии стартап Orbit Boy основали три бывших главы украинского космического агентства – Любомир Сабадош, Юрий Алексеев и Владимир Усов. Ракета, способная выводить до 260 кг на низкую орбиту за $5 млн, стартует после выброса из самолета. В отличие от Virgin Orbit Ричарда Брэнсона, украинской ракете не нужен специальный авиалайнер. Подойдут стандартные грузовые Ил-76, Ан-70 или Boeing C-17. «Так легче масштабироваться», – поясняет Усов. 

В Украине у Orbit Boy около 25 инженеров. Больше пока не потребуется, поскольку ракету будут производить на «Южмаше». Стартап привлек $3 млн, которых должно хватить до тестового выброса инженерной модели ракеты летом 2022 года. До первых коммерческих пусков в 2024 году понадобится $150 млн. Усов планирует выйти на 24 старта в год.

КБ «Южное» и «Южмаш» в кооперации с канадской Maritime Launch Services тоже планируют выйти на рынок пусковых услуг. Их «Циклон-4М» по грузоподъемности ближе к микроавтобусу – доставит около 5 т на низкую орбиту за $45 млн. Запускать ракету планировали с нового космодрома в Канаде в 2020 году, но и ракета, и площадка не готовы. 

Двигатель для первой ступени «Циклона» готов на 50%, утверждает глава космического агентства Владимир Тафтай. В проекте космической программы на 2021–2025 годы заложено 1,1 млрд грн на разработку двигателя. На первый запуск CEO MLS Стив Матье планирует выйти в 2023-м, а в 2025-м запустить уже пять ракет. Первый клиент и поддержка космических агентств двух стран уже есть. Осталось привлечь около $200 млн. Для этого MLS собирается выйти на канадскую биржу. 

Государствам-заказчикам проект позволяет получить доступ к орбите. Многие страны хотели бы этого, но мало кто пытался, учитывая космические затраты на создание ракет в 1980–1990-х. «Теперь понятно, что с правильными предпринимателями это возможно», – говорит Макс Хаот. Дело за правительствами.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине