Украинский предприниматель с британским паспортом Максим Поляков ищет инвестиционный банк для продажи своих акций в космической компании Firefly Aerospace. Почему? Американское правительство опасается, что вовлеченность украинца и его компании Noosphere Venture в ракетный бизнес США угрожает национальной безопасности страны. Уже не первый раз Поляков сталкивается с таким недоверием – в мае этого года он продал более 30% акций, чтобы размыть долю в бизнесе. Почему украинцу так сложно строить американские ракеты
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Поляков выкупил активы техасской Firefly в 2017 году. За четыре года предприниматель вложил в компанию около $210 млн.
В среду, 29 декабря, американское издание Bloomberg написало, что правительство США хочет вычеркнуть Полякова из списка акционеров Firefly. В письме, которое украинец получил в конце ноября от Комитета по иностранным инвестициям США, правительство требовало, чтобы оно продало 50% акций компании, принадлежащих ему и Noosphere Venture.
В США переживают, что из-за Полякова интеллектуальная собственность на технологии Firefly попадет в Украину, Россию или другую страну, которая развивает свою ракетную программу. Предприниматель согласился привлечь к продаже акций инвестиционный банк, пишет Noosphere Venture в комментарии от компании, но отказался признавать, что его участие в Firefly вредит национальной безопасности.
За последние четыре года у США было много поводов проверить надежность Firefly Aerospace, рассказала Forbes пресс-служба Noosphere Venture. Компания подписывала контракты с исследовательским подразделением министерства обороны США, Воздушными силами и NASA. Также Firefl арендовала пусковую площадку на базе Ванденберг Космических сил США. «Никаких осложнений, связанных с вопросами безопасности, не было», – пишет Noosphere Ventures в комментарии компании.
В ноябре 2020 года Поляков и Noosphere Ventures решили поменять структуру собственности Firefly, чтобы вывести представителей Noosphere из совета директоров и закрыть доступ компании к любой информации Firefly, кроме финансовой. «Отчасти мы пошли на это, чтобы упростить наши контрактные отношения с правительством США, особенно для миссий в целях национальной безопасности», – объяснял СЕО Firefly Том Маркьюзик в интервью Forbes в ноябре 2021 года.
В мае этого года Поляков также уменьшил свою долю в компании с более чем 80% до около 50%, привлекая $75 млн от внешних инвесторов и продав долю Noosphere на $100 млн. Он вышел из совета директоров компании и не участвует в операционном управлении. Сейчас в совет директоров Firefly входят бывший секретарь Военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс и бывший директор Национального агентства геопространственной разведки Роберт Кардилло.
«Американцы предпочитают, чтобы активы в космическом секторе принадлежали гражданам страны или находились под соответствующим уровнем контроля», – сказал в интервью Forbes СЕО Noosphere Ventures и совладелец Firefly Aerospace Артем Анисимов.
Роль украинских инженеров в Firefly
После выкупа активов Firefly Поляковым в 2017 году, ракетная компания открыла официальное представительство в Украине. Более сотни ее инженеров работали над технологиями для ракеты Alpha. По словам CEO Firefly Тома Маркьюзика, они сыграли ключевую роль в создании турбонасосного агрегата. «Если бы мы делали его самостоятельно в США, это заняло бы два–три года. Украинские инженеры справились за шесть месяцев», – говорит Маркьюзик.
Сотрудничество проходило по лицензии Госдепартамента США. Американцы передавали днепровским инженерам базовые требования, в ответ получали готовые разработки. Права на интеллектуальную собственность на эти работы принадлежат американской компании.
Осенью 2020 года Поляков поменял структуру сотрудничества. Инженеры перешли из украинской «дочки» Firefly в днепровскую «Флайт Контрол», которую он контролирует. В представительстве Firefly осталось всего несколько специалистов по развитию бизнеса. «Firefly Украина могла работать только на американском рынке. «Флайт Контрол» может сотрудничать и с другими странами», – объясняет перестановки директор по коммуникациям Noosphere Ventures Петр Иванов.
Во время разговора с Forbes в начале ноября Маркьюзик утверждал, что инженеры «Флайт Контрол» работают над двигателями лунного лендера для Firefly. На нем в 2023 году американская компания доставит на Луну грузы для NASA за $93,3 млн.
Интеллектуальной собственностью на двигатели владеет украинская компания. Производство находится в Днепре, утверждал Поляков в разговоре с Forbes в сентябре. «Этот двигатель мы потом можем продавать в Европу. В сущности, готовый продукт», – говорит предприниматель.
Что думают представители Полякова
В Noosphere Venture считают, что одна из причин обеспокоенности США – война между Украиной и Россией. В Соединенных Штатах активно обсуждали напряжение между странами, когда Россия начала перебрасывать свои войска на территорию оккупированного Донбасса.
В США заявляли, что Россия может начать полноценное наступление на Украину, связывая это с усилением напряжения между Россией и Евросоюзом из-за слабых поставок российского газа и миграционного кризиса.
Поляков пока не комментирует ситуацию. Приближенное к нему лицо сказало Forbes, что для него продажа акций – не о деньгах: «Там пока одни эмоции».
В четверг, 30 декабря, Поляков опубликовал на своей странице в Facebook иллюстрацию с птичкой со связанными крыльями, а рядом с ней – фото по запуску ракеты Alpha компании Firefly Aerospace «Увидим, какая картинка верна, – написал Поляков. – Мечту невозможно уничтожить».
Что дальше
Noosphere Ventures сказали, что планируют выполнить требования Комитета по иностранным инвестициям США «наиболее эффективным и подходящим способом».
Пока Firefly не решит проблему с долей Полякова, правительство США приостановило подготовку ко второму запуску ракеты Firefly в Ванденберге. Он должен был состояться в январе. Запуск первой ракеты Alpha в сентябре шел удачно до 3-й минуты полета. Из-за проблемы с электроконтактами в одном из двигателей ракета потеряла контроль, и ее взорвали военные.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.