Максим Поляков, основатель аэрокосмической компании Firefly Aerospace. Фото Firefly / Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная
Категория
Новости
Дата

Посмотрим на Луну. Что известно о лунном спутнике Moon Orbiter, который разрабатывает космическая компания с украинскими корнями Firefly

4 хв читання

Максим Поляков, основатель аэрокосмической компании Firefly Aerospace. Фото Firefly / Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

Американская ракетная компания Firefly Aerospace разрабатывает новый спутник – Moon Orbiter, рассказал Forbes ее совладелец Максим Поляков. Что это за аппарат и для чего он нужен

Firefly начала работать над спутником Moon Orbiter, который облетит Луну и просканирует ее с помощью сенсоров. Его главная задача – изучить территорию для посадки исследовательских аппаратов. «Все хотят посадить (роверы, а затем и людей) на Луну, а куда садить, пока никто не понимает», – говорит Поляков.

За последние 20 лет космические компании отправили всего до 10 аппаратов, чтобы сделать карту Луны. Все они принадлежали государствам: США, Китаю, Индии, Японии и Европейскому космическому агентству. Сроки и стоимость разработки Moon Orbiter пока неизвестны. Потенциально аппарат может стать первым частным спутником на орбите Луны.

С аналогичной целью – картографирования и определения мест будущей посадки – Южная Корея планирует запустить первый лунный спутник в 2022 году. Korea Pathfinder Lunar Orbiter (KPLO) весит 678 кг. Из них около 40 кг – научные инструменты: магнитометр, гамма-спектрометр и три камеры. Они позволят делать снимки с разрешением от 2,5 м на пиксель.

Разработка KPLO началась в 2016 году и должна была стоить $165 млн. В связи с задержками на более двух лет расходы выросли до $196 млн. В издержки входит и запуск на ракете Falcon 9, стоимость которого около $50 млн. В Firefly, вероятнее всего, планируют потратить меньше: частные компании могут двигаться быстрее и гибче госагентств, а цель – не престиж, а заработок.

Сейчас на орбите Луны работают два оптических спутника: американский Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), запущенный в 2009-м, и индийский Чандраян-2, запущенный в 2019 году. Каков будет спрос и цена на снимки Moon Orbiter, не ясно. Изображения с LRO, который способен делать снимки с разрешением от 1 м, доступны любому желающему.

Вертикальная интеграция

Еще одна возможность снизить затраты на разработку – через другие проекты из орбиты Полякова. Moon Orbiter – не первый из спутниковых в портфеле Noosphere Ventures, крупнейшего инвестора Firefly.

В 2020-м фонд выкупил Dragonfly, разработчика оптических спутников из ЮАР. Среди его продуктов высокоточная оптика для спутников с разрешением от 0,7 м на пиксель. В октябре 2020-го Dragonfly подписал контракт на поставку в 2022 году сателлитов для другой компании Полякова – EOS Data Analytics, которая занимается анализом спутниковых фото.

Еще один проект Noosphere – EOS SAR. Он создает спутники, которые снимают поверхность с помощью радиолокации. Такой подход позволяет получать точные данные о рельефе, «видеть» через облака или ночью. Для Moon Orbiter это будет особенно ценным при исследовании темной стороны Луны.

Экспертиза компании SETS, которая тоже входит в группу Полякова, тоже будет полезной лунному спутнику Firefly. Она разрабатывает электрическую двигательную установку на ксеноне. Этот тип двигателей используется для перемещения космических аппаратов между орбитами. Дополняющая друга друга экспертиза поможет ускорить разработку Moon Orbiter и снизить затраты. 

Не только облететь, но и сесть

Активность на Луне в ближайшие годы увеличится. Только в 2022–2023 в рамках программы NASA CLPS четыре частные компании поланируют совершить шесть посадок на поверхность спутника Земли. Firefly среди них.

NASA выбрала компанию для доставки 10 полезных грузов в Море Кризисов в 2023 году. На «поездку» на новом посадочном модуле Blue Ghost в феврале 2021 года администрация выделила $93,3 млн. Лендер Firefly доставит для NASA 94 кг научных инструментов, среди которых испытательный образец стойкого к радиации компьютера. На Blue Ghost есть место для еще 50 кг, за продажу которых компания сможет выручить от $50 млн.

Firefly разрабатывает еще второй лендер. «За свои деньги», – говорит Поляков. R&D для этого лунного модуля, по его словам, полностью делается в Украине. Здесь также производят основной посадочный и восемь рулевых двигателей: у американской Firefly Aerospace есть дочернее предприятие, зарегистрированное в Днепре.

Космическая инфраструктура

В 2021 году Поляков покинул совет директоров Firefly и меньше вовлечен в операционное управление. По его словам, главной задачей был этап «настройки компании» и первый полет ракеты. Дальше – серийное производство. Для Полякова это не так интересно.

Теперь его фокус – лунные проекты и услуги транспортировки в космосе. Помимо Blue Ghost и Moon Orbiter для Луны, компания разрабатывает «орбитальный тягач» Space Utility Vehicle. Он позволит перемещать грузы в космосе, давая большую гибкость в выборе орбит для земных спутников. Тягач также можно использовать как платформу для различных сателлитов, у которых нет своего двигателя или солнечных панелей.

Еще один сегмент космической экономики, интересующий предпринимателя, – уборка мусора. «Остались считанные годы до того, как будет введен жесткий закон, по которому всё, что пускается на орбиту, должно иметь систему сведения», – говорит Поляков. Он не знает, как модель выиграет. Но электрическая двигательная установка SETS подойдет не только для Moon Orbiter, а и для аппарата, который сможет подлететь и свести с орбиты отработавшие спутники.

Ставки на разные сегменты космической экономики и проблемы ее конечных потребителей – часть стратегии Noosphere. «Только moon cargo – уже миллиардная тема», – говорит Поляков.

После четырех лет разработки, 3 сентября Firefly из США запустила первую ракету Alpha. Она нацелена не на сегмент moon cargo, а на выведение спутников на низкую околоземную орбиту. Из-за аномального отключения подачи топлива в один из четырех двигателей полет на третьей минуте пришлось прервать американским военным. Ракету взорвали после того, как она потеряла управление, достигнув сверхзвуковой скорости. 

В компании полет считают успешным, потому что удалось собрать ценные данные о работе систем. Следующий полет, как сообщил Поляков Forbes, планируют в декабре. Пока Firefly расследует причины нештатной ситуации. Поляков отказался раскрывать детали хода расследования, сославшись на политику компании, сказав лишь, что «ошибка была досадной».

Поляков занимается космическими проектами с 2015 года, когда основал компанию по анализу спутниковых снимков EOS Data Analytics. В 2016-м он попытался инвестировать, но получил отказ от прежних акционеров Firefly. Когда компания обанкротилась, Поляков выкупил ее долги, а затем на аукционе в процессе банкротства получил основные активы. С 2017 года он вложил более $210 млн в перезапущенную компанию.

4 мая 2021 года Firefly впервые привлекла $75 млн от внешних инвесторов. СЕО компании Том Маркьюзик заявил, что ее оценка после этого раунда – более $1 млрд. В рамках этого же раунда фонд Полякова Noosphere Ventures продал акций Firefly еще на $100 млн. Поляков, доля которого упала ниже 50% для соблюдения американского законодательства, остался мажоритарным акционером.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд