Категория
Инновации
Дата

Метавселенная сменит e-commerce. Что нужно знать бизнесу, чтобы успеть на этот поезд

5 хв читання

Метавселенная сменит e-commerce. Что нужно знать бизнесу, чтобы успеть на этот поезд /Getty Images

Getty Images

Какими будут ключевые бизнес-модели, на которых будет строиться e-commerce в метавселенной, и какие возможности они открывают для бизнеса

После крупного ребрендинга Facebook в Meta и позиционирования «Metaverse first» ряд технологических гигантов, таких как Microsoft, Amazon, Apple, взяли курс на «метаверсализацию» своих решений или создание совершенно новых в рамках метаверс-стратегий.

Gartner прогнозирует, что к 2026 году 25% людей будут проводить по меньшей мере час ежедневно в метавселенной, работая, совершая покупки, обучаясь или просто развлекаясь.

В то же время размер этого рынка, по оценкам City, может достичь от $8 до $13 трлн до 2030 года и охватить колоссальную аудиторию в 5 млрд человек.

Что такое метавселенная

Метавселенная – это грандиозная концепция, которая предусматривает переплетение цифрового и реального миров, что позволит пользователям взаимодействовать с цифровым контентом и приобретать иммерсивный опыт. Смотрели «Первому игроку приготовиться»? Если да, то вы уже понимаете нарратив и потенциально безграничные возможности этой концепции.

Важно осознавать, что до сих пор нет ни единого определения метавселенной, ни понимания, будет ли она цельной и открытой или будет состоять из множества «частных» метавселенных, которые будут взаимодействовать между собой. Впрочем, точно известны ключевые технологии, на которых она будет строиться: artificial intelligence (AI), augmented reality (AR), virtual reality (VR), Blockchain и non-fungible tokens (NFTs).

На полноценное развертывание метавселенной могут понадобиться десятки лет, поэтому целесообразно воспринимать его как путь, а не конечное место назначения, в котором мы можем оказаться за один день.

Футуристка Кэти Хекл структурировала торговлю в пять бизнес-моделей по отношению к покупателю:

- physical to physical (P2P);

- digital to physical (e-commerce);

- virtual to virtual (gaming);

- virtual to physical (new model);

- physical to virtual (new model).

Метавселенная сменит e-commerce. Что нужно знать бизнесу, чтобы успеть на этот поезд /Фото 1

На протяжении веков единственной моделью торговли была P2P, при которой участники сделки должны были встретиться лично и обменять товар на деньги или другой товар.

С появлением интернета началось развитие электронной торговли (digital to physical), при которой пользователь получил возможность приобрести товары или услуги без физического контакта с продавцом, и этот рынок уже достиг $5,55 трлн и продолжает расти. В то же время опыт e-commerce достаточно стерилен: у тебя есть монитор, ты смотришь на статические изображения, минимальная погруженность в происходящее на экране.

Игровая индустрия сформировала virtual to virtual – модель, при которой пользователи начали вкладывать деньги в виртуальные вещи, не имеющие никакой ценности в повседневной жизни, но очень ценные в пределах виртуальных игровых миров.

С развитием метаверса Кэти прогнозирует появление, по меньшей мере, двух новых моделей – virtual to physical и physical to virtual. Первая будет предусматривать возможность покупки в метаверсе с последующей доставкой продукции в реальной жизни. Вторая модель имеет обратную логику – клиент, посещая физический магазин или даже фестиваль, совершая покупку, сможет активировать дополнительные выгоды в виртуальной среде – скажем, игровую валюту, награду или мерч для своего цифрового аватара.

Рынок виртуальных товаров

Сегодня ближайший адопшн метаверса проходит через геймеров, для которых он уже вполне понятен. Райан Хилл, основатель The Open Meta DAO, говорит о бизнес-модели, которая приобретает популярность, – «direct to avatar» (D2A). Она не предполагает никакой логистики товара, его физического производства и доставки заказчику.

Ожидается, что рынок цифровых товаров Direct to Avatar для создания виртуальных миров, скинов, аватаров, цифровой моды, музыки, предметов коллекционирования и опыта станет крупнейшей цифровой экономикой в истории, превысив $1 трлн в ближайшие 10 лет.

Невероятный потенциал этого рынка скрыт не только в отсутствии физических ограничений на производство товара, но и в возможности «прокачивать» несколько аватаров параллельно или покупать виртуальные вещи для домашних питомцев. Snap уже несколько лет умеет распознавать животных и применять к ним AR-фильтры.

Ценность для клиента и брендов

Классический ритейл включает в себя опыт взаимодействия с брендом через стильные шоурумы или магазины и возможность персонализировать этот опыт через консультантов. E-commerce выбирают из-за скорости и удобства совершать покупку, не выходя из дома.

Метаверс-коммерс имеет потенциал объединить в себе преимущества двух подходов, ведь AR/VR позволяют примерить желаемые вещи или элементы интерьера, а виртуальные ассистенты могут сопровождать этот процесс, находясь далеко от вас. Технологии, входящие в концепцию метавселенной, позволяют создать уникальный персонализированный цифровой опыт между брендом и клиентами, а также разнообразят классический «klick-and-buy», делая из него «experience-and-buy».

Shopify утверждает, что продукты с 3D-контентом имели на 94% более высокую конверсию по сравнению с их аналогами без 3D-контента. Важно также и то, что примеряемая с помощью технологии дополненной реальности покупка уменьшает процент возвратов товара.

В то же время, логистика товаров не требует особых изменений, а платежи могут осуществляться как в криптовалюте, так и в привычном всем фиате.

На волне хайпа

Большие Fortune 500 бренды идут по пути поглощения агентств или VR/AR-студий, а также запускают коллаборации с популярными NFT-проектами и метаверс-платформами.

В декабре 2021 года Nike приобрели RTFKT, а уже в августе 2022 года их доход от продаж NFT-коллекций превысил $185 млн.

Метавселенная сменит e-commerce. Что нужно знать бизнесу, чтобы успеть на этот поезд /Фото 2

Adidas сперва приобрели Bored Ape Yacht Club NFT #8774, которого использовали в качестве своего метаверс-персонажа под именем Indigo Herz. Позже запустили собственную NFT-коллекцию Adidas Originals, продажи которой принесли бренду около $11 млн.

Метавселенная сменит e-commerce. Что нужно знать бизнесу, чтобы успеть на этот поезд /Фото 3

В пятерку лидеров по продажам собственных NFT-коллекций и метаверс-активаций входят также Dolce & Gabbana ($25,65 млн), Gucci ($11,56 млн) и Tiffany ($12,62 млн).

Фэшн-бренды пошли путем выпуска собственных NFT-коллекций, а также коллаборации с такими игровыми и метаверс-платформами, как Roblox, Decentraland, Sandbox.

Tiffany выпустили 250 NFT стоимостью примерно в $50 000, позволяющих владельцам популярной NFT-коллекции Crypto Punks получить копию своего NFT в виде украшения.

Метавселенная сменит e-commerce. Что нужно знать бизнесу, чтобы успеть на этот поезд /Фото 4

Несмотря на большие цифры, не все бренды ищут мгновенную монетизацию – многие заинтересованы в маркетинговой составляющей от присутствия компании в метавселенной. Кроме того, это возможность разнообразить коммуникацию бренда с клиентами поколения GenZ.

Украинцы в метавселенной

Основанный украинками Дарьей Шаповаловой и Наталией Моденовой стартап DressX, работающий в нише создания диджитал-одежды, привлек более $8 млн инвестиций.

Команда проекта выпустила коллекции цифровой одежды, доступные для аватаров в Meta и Roblox, а также одела в виртуальную одежду более 200 знаменитостей, среди которых Мадонна и Мэй Маск.

Метавселенная сменит e-commerce. Что нужно знать бизнесу, чтобы успеть на этот поезд /Фото 5

Party.Space – B2B-метаверс платформа, основанная в 2020 году Артуром Остапенко, Дмитрием Звадой и Юрием Филипчуком. Платформа специализируется на проведении онлайн-мероприятий, которые можно разнообразить путем их геймификации. Привлекли $1,7 млн ​​инвестиций.

В списке клиентов множество известных брендов: Slack, Zapier, Grammarly, UC Berkeley и даже футбольный клуб Juventus. Параллельно команда работает над разнообразными коллаборациями, например с актером Кейном Ходдером (Джейсон из «Пятница, 13-е») и дизайн-бюро MONO Architects.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд