Категория
Инновации
Дата

Между «закон разрешил» и «авто приехало без водителя» – пропасть. Почему роботакси не ездит по улицам ЕС и Украины в отличие от США? Рассказывает Юлия Малич из Bolt

4 хв читання

В США беспилотные автомобили на улицах уже не фантастика, но в Европе, а тем более в Украине, они еще не готовы к массовому запуску. Как отставание во внедрении регуляций и тестирование автономных такси влияет на будущее технологии и почему Украине нужно следить за европейским опытом, чтобы не отстать от тренда? Рассказывает руководитель публичной политики Bolt Юлия Малич

Покупайте годовую подписку на шесть журналов Forbes Ukraine по цене четырех. Если вы цените качество, глубину и силу реального опыта, эта подписка именно для вас.

Все слышали новости о беспилотных автомобилях. Кажется, еще немного – и машины без водителей будут возить нас на работу. Но если вы живете в ЕС или Украине, приготовьтесь ждать. Ибо между «разрешено законом» и «заедет за вами» – пропасть.

Да, у нас есть единые правила для всего ЕС. Да, производители могут получить разрешение один раз, и оно будет действовать во всех странах. Но это не значит, что завтра Берлин или Париж заполнится автономными такси. Пока мы видим только тесты – осторожные, контролируемые, с кучей условий.

Европа тормозит

В 2022 году ЕС принял Регламент 2022/1426 об утверждении типа (ЕС) для автономных систем управления (ASD). Производитель доказывает безопасность один раз, и этого достаточно для всех стран-членов.

Звучит прекрасно, но вот парадокс: даже если Брюссель говорит «да», каждый европейский город говорит «подождите». Потому что нужно согласовать маршруты, страхование, правила парковки, взаимодействие с полицией. А еще убедить людей в том, что это безопасно. Утверждение типа (ЕС) – далеко не то же самое, что готовность города пустить сервис в реальный трафик.

Европейские города – это узкие улицы, велосипедисты, пешеходы, которые переходят где угодно. Лондон открыто заявил: действующие правила для такси здесь не работают для полноценных роботакси; требуются новая регуляция и более высокие стандарты безопасности.

А пока мы пишем документы, роботакси Waymo ежедневно перевозит людей в нескольких американских городах – за деньги и без водителя. Вот это уже бизнес. До такого масштаба Европе еще далеко.

Беспилотное роботакси Waymo /Getty Images

Беспилотное роботакси Waymo везет пассажира в Сан-Франциско, штат Калифорния, 11 июля 2023 года. Waymo запустил услугу беспилотных такси в пригороде Феникса, Аризона, еще в 2019 году. Фото Getty Images

На шаг ближе к роботакси?

Что на самом деле происходит в странах ЕС относительно решения этого вопроса? Германия с 1 декабря 2025 года запускает StVFernLV – новые правила дистанционного управления. Но это не о машинах с автопилотом. Это о формате, когда авто на улице, а оператор управляет из центра в четко определенных зонах.

Связь должна быть защищенная, при малейшей проблеме – немедленная остановка. Это точно шаг вперед, но скорее для логистики, узких сценариев и ночных смен, а не для массовых поездок по городу.

Франция через декрет №2021-873 разрешила движение авто без водителя, но только на определенных маршрутах и ​​под наблюдением удаленного оператора. Это не свобода, а режим подконтрольных линий – как трамвай, только на колесах.

Ответственность и безопасность выписаны, но о полной свободе района речь не идет.

Испания построила системный подход через новые правила ES-AV от национальной дорожной службы. Есть три этапа: базовые тесты, расширение, предразвертывание сервиса. Есть «единое окно» для разрешений, прозрачная отчетность, даже нормы для дистанционного управления. Регион Мадрид параллельно подготавливает тестовый режим для экспериментов. Все подготовлено и продумано. Но это не о том, чтобы завтра открыть приложение и поехать.

Польша через Сейм завершила рамку для «разрешения на исследовательские работы» для уровня L3 и выше, но обязательно с водителем-надсмотрщиком.

Анализ рисков, регистраторы событий, штрафы – это об изучении технологии, а не о реальном сервисе без водителя в центре города. Кстати, международное правило ООН №157, об автоматизированном управлении на автостраде, позволяет L3 на автострадах и на более высоких скоростях, но это об условной автоматизации в конкретных условиях, а не о «роботакси повсюду».

берлинский стартап Vay, испытание автомобилей на дистанционном управлении

В 2021-м берлинский стартап Vay собрал $95 млн в раунде инвестиций Серии В после двух лет испытаний автомобилей на дистанционном управлении и тестировании услуги, по которой клиенты вызвали авто и сами садились за руль. Испытание же автомобилей на дистанционном управлении начал в немецкой столице еще в 2019-м.

Украине – подготовиться

Когда вы читаете новости с заголовками вроде «Европа разрешила автономные авто и такси» – это пока о правилах, а не об их реальном запуске на рынок. Реальный старт определяется местными властями, качеством данных о дорогах (лимиты скорости, знаки, ремонты), страховщиками и способностью оператора прозрачно отчитываться о происшествиях. Пилоты есть, а массовой коммерции пока нет.

И забудьте об исторических центрах с туристическим хаосом. Вместо этого ищите кампусы, индустриальные зоны, аэропорты, ночные коридоры «последней мили» и спецполосы. Там условия и зона работы попроще, а экономика окупается быстрее. Поэтому Германия делает ставку на дистанционное управление, чтобы сложные моменты подхватывал человек.

Украине нужно сделать три вещи прямо сейчас.

Следить за обновлениями правил, как за фондовым индексом: утверждение типа (ЕС) по Регламенту 2022/1426, национальные тестовые режимы типа ES-AV в Испании, дистанционное управление в Германии, движение без водителя во Франции. Это карта, по которой нужно бежать синхронно, а не догонять.

Копировать самое практичное: признать утверждение типа (ЕС) в качестве базы для наших пилотов, запустить дистанционное управление под строгие требования, сделать «единое окно» для разрешений и публичную отчетность о событиях, как в Испании.

Помните, что даже с законами мы не перепрыгнем городскую сложность за ночь. Ставка – на четкие условия и зоны работы, а также простые маршруты, где выгода и безопасность измеряются цифрами.

Если подытожить, то Европа – это о «медленно и безопасно», а США – о «уже едет». Это разные подходы к масштабированию. Тесты не равны бизнесу, это исследование плюс отчетность, а не «я вызываю автономное такси».

Документов станет больше, улиц с роботакси тоже прибавится, но точечно и медленно. Шанс Украины – не отставать во введении правил и первыми запускать практичные кейсы, где автономка действительно снимает боли города.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні