10 августа после долгих дебатов и лет тестовых выездов штат Калифорния разрешил компаниям по разработке технологий автономного вождения Waymo и Cruise круглосуточные коммерческие операции роботакси в Сан-Франциско. Как только технология будет полностью готова стать мейнстримной, выручка компаний может достичь $170–230 млрд. Но беспилотные авто оказались нежелательными с точки зрения некоторых американцев. Почему процесс одобрения занял так много времени и каковы преимущества и недостатки беспилотных технологий, исследовал Financial Times. Forbes пересказал статью.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В Сан-Франциско (США) движение Safe Street Rebel провело акцию против наличия беспилотных авто на улицах города. Активисты придумали ставить на капот таких машин дорожные конусы, которые заставляют их «оцепенивать». Это, в свою очередь, приводит к созданию пробки на дороге.
Последние 10 лет Сан-Франциско стало неофициальной штаб-квартирой для компаний беспилотных автомобилей. Офисы подразделения компании General Motors – Cruise, занимающегося разработкой электромобилей, и Zoox, которой владеет Amazon, расположены именно в этом калифорнийском городе, а компания по технологиям автономного вождения Waymo, основанная Alphabet, уже не один год тестирует здесь свои творения.
Сан-Франциско известно своим напряженным трафиком, что стало дополнительной приманкой для разработчиков беспилотных технологий, ведь алгоритм учится быстрее, если сталкивается с неожиданностями.
Директора этих компаний неоднократно отмечали преимущества роботизированного транспорта:
- роботы не засыпают за рулем, не отвлекаются и не злятся на других участников движения;
- роботы не водят авто подшофе, не говорят по телефону и никуда не спешат;
- у пассажиров, которым некомфортно садиться в такси к незнакомцу, особенно ночью, не будет таких проблем с роботакси.
Недостатки роботакси
Кроме «оцепенения» перед дорожным конусом, беспилотные авто слишком часто сбивают с толку, и они съезжают по обе стороны дороги или, что хуже, останавливаются посреди перекрестка и стоят там, пока за ними не приедет сотрудник компании. А на прошлой неделе роботакси застряло в свежем цементе.
Таких инцидентов не слишком много, особенно учитывая то, что большинство роботакси ездят в тестовом режиме с операторами внутри для подстраховки. Но чем больше на дорогах будет таких авто, тем, вероятно, больше будет инцидентов и, соответственно, недовольства населения.
Неудовлетворен такой ситуацией и пожарный департамент Сан-Франциско, которому за прошлый год нужно было 55 раз выезжать на вызовы из-за застрявших роботакси. Директор департамента говорит, что такая ситуация не приемлема и что они «не няньки для этих автомобилей».
10 августа после долгих дебатов, длившихся не один месяц, соответствующий регуляторный орган штата Калифорния разрешил Waymo и Cruise коммерческие операции в Сан-Франциско 24/7. Раньше компании могли брать деньги не за все перевозки пассажиров на роботакси.
Если в Кремниевой долине было так сложно получить добро на коммерческие беспилотные роботакси, то трудно сказать, на что рассчитывать этим компаниям в других городах страны.
Большинство населения США не готовы к вездесущим беспилотным авто, свидетельствуют данные прошлогоднего опроса Pew Research: широкомасштабное использование беспилотных авто – плохая идея, считают они. Большинство мужчин и женщин ответили, что никогда не сядут в беспилотный автомобиль, если у них будет возможность выбора.
Руководители компаний считают, что эти цифры изменятся, когда все больше людей воспользуются роботакси и осознают их преимущества безопасности. Но это никак не гарантировано.
Одна только Cruise планирует выпустить на дороги 1 млн роботакси до 2030-го. Но существует риск. Даже с уменьшением количества несчастных случаев с участием беспилотных авто те аварии, которые произойдут, будут освещать в СМИ с особым рвением. Это может сыграть не в пользу роботакси.
«Каждый инцидент будет чем-то вроде человека, укусившего собаку. То есть уникальные случаи привлекают многих, и дело часто доходит до суда, – говорит Амнон Шашуа, гендиректор израильской компании автомобильных технологий Mobileye. – Это может создавать препятствия для распространения беспилотных технологий».
«Больше, чем Google»
Более 10 лет назад соучредитель Google Ларри Пейдж после первой демонстрации езды по городу беспилотного авто сказал: «Если этот бизнес добьется успеха, он может быть больше, чем Google».
Этот рынок смог привлечь свыше $50 млрд, согласно McKinsey. Стартапы и опытные автогиганты, китайская Baidu и американская Apple увлеклись беспилотными технологиями.
Гендиректор GM Мэри Барра сказала инвесторам, что ожидает от Cruise $1 млрд в 2025-м, когда компания запустит коммерческие операции в США, ОАЭ и Японии, а к 2030-му – уже $50 млрд в год. «Мы на пути к тому, чтобы превзойти эти прогнозы, – заявляет соучредитель и гендиректор Cruise Кайл Уогт.
Исследование McKinsey указывает на то, что такие прогнозы слишком оптимистичны. Компания прогнозирует, что к 2030 году выручка всей мировой индустрии беспилотных автомобилей достигнет максимум $25 млрд. Но в течение пяти лет после того, как технология будет действительно полностью готова стать мейнстримной, McKinsey считает, что выручка вырастет до $170–230 млрд.
Впереди еще много работы
Чтобы добиться таких показателей, индустрии нужно как-то сократить время на принятие разрешений на коммерческие операции в новых городах и странах. В Сан-Франциско на это ушел не один год.
По словам директора по продукту Waymo Сасвата Паниграги, на то, чтобы зайти в Лос-Анджелес [после Сан-Франциско], понадобилось несколько месяцев. А чтобы получить разрешение в Фениксе, где кто угодно может вызвать роботакси, уже понадобилось лишь «несколько недель». Поэтому он считает, что этот процесс заметно ускоряется.
Алекс Кендалл, гендиректор лондонской компании беспилотных технологий Wayve, говорит, что его стартап использует машинное обучение, позволяющее изучить города, где их авто еще не ездили. Компания рассчитывает выпустить на дороги полностью беспилотные авто, после того как власти страны согласуют разрешение в 2025-м.
Кендалл считает, что при поддержке регуляторных органов в ЕС и Великобритании, здешний рынок роботакси может быть более открытым и благосклонным к такому виду перевозок. Все потому, говорит он, что здесь у меньшего количества людей есть собственные авто и общественный транспорт и другие решения более популярны.
Впрочем, опыт Waymo и Cruise в Сан-Франциско, которые годами тестировали там свои роботакси, но со скрипом получили разрешение на коммерческие операции, ведет к логическому вопросу: почему другие города должны более приветливо отнестись к технологии?
В этом году YouGov, занимающаяся опросами, обнаружила, что 42% респондентов в 18 странах имеют опасения в отношении беспилотных технологий. В Китае, где роботакси Apollo Go от Baidu получили лицензию на деятельность по крайней мере в четырех городах, их работой «обеспокоены» 37% респондентов.
Шашау из Mobileye, как и Илон Маск, считает, что перетащить людей на сторону технологии можно гораздо успешнее, если дать как можно большему количеству людей опробовать опцию беспилотного управления самостоятельно. То есть, лучше начать добавлять эту функцию в личные автомобили, чтобы люди убедились в том, что она надежна и безопасна. Опыт сотен тысяч водителей будет более показательным для общественности и регуляторов, чем 200 автомобилей, которые ездят в Сан-Франциско, говорит Шашау.
Потенциальная монетарная выгода
После того, как в 1896-м Бриджит Дрисколл стала первой жертвой экипажа с двигателем, который ехал со скоростью не более 13 км в час, коронер выразил желание, чтобы «такого больше никогда не произошло». К сожалению, его желание не исполнилось: в мире ежегодно в автокатастрофах погибает 1,3 млн человек, то есть 3700 смертей в день. В 2021-м в США ДТП унесли жизни почти 43 000 человек, это самый большой показатель за 16 лет.
В 2017-м специалист по роботизированным технологиям в МИТ Родни Брукс в своей научной работе написал, что общество не готово к смертям при участии беспилотных авто. «Десять смертей может быть многовато», – написал он. Да, это иррационально, учитывая количество смертей от обычных авто, добавляет ученый, но ничего с этим не поделаешь.
Такого же мнения и Илон Маск, который развивает технологию «автопилот», чтобы с ее помощью создать собственный автопарк роботакси. Он сказал, что люди, чьи жизнь спасли беспилотные технологии, не будут знать, что их жизнь была спасена.
Сегодня ДТП с участием беспилотных авто редкость, а большинство случившихся произошло из-за водителей-людей. В отчете о миллионе миль, которые наездили авто Waymo, сообщается о 18 «случаях контакта», в большинстве случаев (10) в недвижимый автомобиль Waymo врезались другие автомобили.
Только два из этих случаев подпадают под официальное определение «столкновения», но в них никто не пострадал, и не было ни одного случая с участием пешехода или велосипедиста.
Однако ряд адвокатских контор в Калифорнии уже начали специализироваться на несчастных случаях с участием беспилотных автомобилей. И неудивительно: если ответчиком будет выступать Alphabet, Cruise и Tesla, внимание общественности и потенциальная монетарная выгода будут огромными. Угроза судебных исков – это дополнительное давление на индустрию роботакси, которое также может тормозить коммерциализацию.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.