Владимир Оляницкий и Алекс Ильяш запустили foodtech-стартап Choice. /из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Основатели фудтех-стартапа Choice проверяют теорию, что кризис – время для возможностей. Что у них получается

5 хв читання

Владимир Оляницкий и Алекс Ильяш запустили foodtech-стартап Choice. Фото из личного архива

Алекс Ильяш и Владимир Оляницкий едва не потеряли две тревел-компании и запустили в год начала пандемии фудтех-стартап. Теперь они хотят заработать миллионы на онлайн-сервисах для ресторанов

Владимир Оляницкий, 27, и Алекс Ильяш, 27, дружат с раннего детства и управляют общей компанией из Киева и Праги. Запущенный меньше года назад фудтехстартап Choice – не первый их совместный бизнес. В 2012 году, вскоре после того, как Ильяш уехал на учебу в Чехию, партнеры основали компанию Eurotrips – туроператора с молодежными автобусными турами.

Через три года их пути временно разошлись. Ильяш решил, что хочет попробовать себя в IT, продал свою долю и улетел искать вдохновения в Кремниевой долине. Результатом поисков стал чешский стартап Davinci Travel System – онлайн-сервис по бронированию отелей для туристических операторов.

До прошлой весны дела у обоих фаундеров шли неплохо. Davinci собрал €2,1 млн инвестиций, нарастил годовой оборот до 100 млн чешских крон (около $4,5 млн) и собирался покорять азиатские рынки. У Eurotrips в 2019 году была команда из 40 человек и 10 000 клиентов. С наступлением пандемии коронавируса о росте и развитии пришлось забыть – обороты бизнесов рухнули на 80–90%.

Зато кафе и рестораны экстренно искали решения для доставки и самовывоза, а после ослабления локдаунов – и для бесконтактных меню. «Пять–шесть лет назад создавались похожие проекты, – рассказывает Оляницкий. – Но тогда рынок был не готов к таким трансформациям». За последний год только в США QR-меню появились в половине ресторанов, подсчитали в Национальной ресторанной ассоциации.

Новый шанс друзья решили не упускать и снова стали бизнес-партнерами. «Не было ни минуты времени, чтобы ждать, думать или планировать», – описывает запуск Choice Ильяш. Разработчиков, продажников и маркетологов искать не пришлось – к делу привлекли оставшихся без работы сотрудников из туристических проектов. «Все самые великие и большие компании на самом деле основывались во времена кризисов», – объясняет решение перейти из туризма в не менее пострадавшую ресторанную сферу Ильяш. 

Кризисное решение

Основной продукт Choice – онлайн-меню. Фаундеры сделали ставку на простоту и скорость оформления – заказчик оставляет заявку на платформе, решение для него делают под ключ. Сейчас у стартапа четыре тарифных плана – чем дороже, тем больше функций. Самый простой, только с QR-меню, стоит $12 в месяц.

В более «продвинутом» пакете Standart подключены онлайн- и офлайн-платежи, оформление доставки или самовывоза. Его, по словам фаундеров, покупают чаще всего. Среди дополнительных функций – отзывы, аналитика, автоматический перевод меню, сбор клиентской базы, SMS-уведомления для гостей. Полный набор обойдется в $71 в месяц. 

В гипотезу фаундеров поверили инвесторы Davinci – выделили $100 000 на проверку идеи. Еще $150 000 основатели вложили из своих денег. Закрыть первый полноценный раунд на $700 000 стартап планирует до середины 2021 года. Тогда же вложения первых инвесторов, среди которых и европейский фонд Seedcamp, конвертируются в доли.

За семь месяцев Choice нарастил ежемесячную выручку в Украине, России и Чехии до $20 000. «Мы растем на 30-40% в месяц», – уточняет Оляницкий.

Большие надежды фаундеры возлагают на решения для доставки и самовывоза. Популярные сервисы вроде Rocket, Glovo, Uber Eats часто называют бенефициарами пандемии. В Украине пик загрузок этих приложений был в марте 2020 года, подсчитали в компании GlobalLogic. У самого популярного сервиса Rocket количество заказов в марте выросло на 40%, а в следующем месяце удвоилось.

За последние полгода закрылось 5% ресторанов, кафе и баров. Зато мелких форматов – пекарен, кофеен, фастфудов – стало на 5–10% больше, описывает ситуацию на украинском рынке CEO сервиса Poster Родион Ерошек. «При этом доставки выросли на 30%», – добавляет он.

Основатели Choice считают, что у них есть серьезное преимущество перед приложениями для доставки – они не берут комиссию с заказов. Ресторанам выгоднее каждый месяц платить фиксированную сумму за сервис, чем отдавать 30-40% заработка агрегатору, аргументирует Ильяш. 

Кроме того, это дешевле, чем разрабатывать отдельный сайт для доставки, считает Оляницкий. «Большинство ресторанов, по сути, получают сайт всего за $20 в месяц, – продолжает фаундер. – В него уже включены все важные аспекты, подключена оплата, эквайринг».

Но рестораторам в таком случае придется самостоятельно организовывать работу курьеров и остальную логистику, говорит сооснователь сервиса доставки Rocket Станислав Дмитрик. «Когда дело доходит до определенного количества заказов, для многих это становится реальной головной болью и уже отдельным бизнесом, – отмечает он. – Ты должен фокусироваться не только на своем ресторане, но и еще на своей доставке». В Rocket уверены, что более 70% рынка доставки все равно останутся за агрегаторами.

Посткризисные планы

Поймать момент основателям Choice удалось. «Они появились в нужное время в нужном месте», – говорит основатель фестивалей Ulichnaya Eda и фудкорта БУХТА Роман Тугашев. Сервис онлайн-меню с функцией оплаты прямо в приложении для БУХТЫ он искал еще до пандемии. Точек с уличной едой на локации много, на выбор и оплату заказов в нескольких местах гости тратят много времени, объясняет Тугашев. «Мы искали возможность упростить им эту задачу», – продолжает он.

Диджитализация ресторанного бизнеса только начинается, считает сооснователь платформы для запуска сервисов доставки еды Dots Platform Ярослав Цыганенко. И подчеркивает, что прямых конкурентов в Украине у его продукта нет. «Choice, Justo, ServeMe, Stravopys и другие сервисы онлайн-меню за $10-20 в месяц – это простые инструменты, которые решают конкретные точечные задачи», – отмечает Цыганенко. 

Фаундеры Choice согласны с таким прогнозом и ждут окончания карантинных ограничений. «Рестораны начнут зарабатывать, у них появятся деньги, они станут более открытыми и будут готовы платить», – надеется Ильяш. Пока же их клиенты – Kiev Food Market, сеть «Черноморка» и другие – снова на паузе из-за очередного локдауна.

Главная задача основателей – набрать клиентскую базу. «Если у вас 100 000 заведений, и вы продадите им дополнительную функцию за $2–3, у вас будет $200 000–300 000 дополнительной прибыли в месяц», – говорит Ильяш. Сейчас услугами Choice пользуются 3000 заведений – треть на платных тарифных планах. Для сравнения, у Poster – 14 000 клиентов, только в Киеве – почти 1800. 

Основатели фудтех-стартапа Choice проверяют теорию, что кризис – время для возможностей. Что у них получается /Фото 1
Основатели фудтех-стартапа Choice проверяют теорию, что кризис – время для возможностей. Что у них получается /Фото 2
Предыдущий слайд
Следующий слайд

Заходить на их территорию и разрабатывать собственную POS-систему Choice пока не планирует. В приоритете – удвоить количество платящих клиентов до конца 2021 года. Возможностей для этого хватает – только в Украине, России и Чехии, по подсчетам Оляницкого, около 130 000 заведений. Останавливаться на этих рынках партнеры не собираются.

«В идеале, мечта любого стартапа – это Америка. Мы говорим, думаем и смотрим в том направлении», – говорит Ильяш. Но спешно запускать продажи в США он не собирается. Фаундеры хотят поработать в странах Европы и СНГ, сделать аналитику и уже потом тягаться с американскими конкурентами.

О прибыльности основатели тоже говорят с осторожностью – вначале нужно все же нарастить клиентскую базу. «Если двигаться в том же ритме и с той же скоростью, то через год–полтора сможем стать прибыльными», – говорит Оляницкий.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине