Владимир Оляницкий и Алекс Ильяш запустили foodtech-стартап Choice. /из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Основатели фудтех-стартапа Choice проверяют теорию, что кризис – время для возможностей. Что у них получается

Владимир Оляницкий и Алекс Ильяш запустили foodtech-стартап Choice. Фото из личного архива

Алекс Ильяш и Владимир Оляницкий едва не потеряли две тревел-компании и запустили в год начала пандемии фудтех-стартап. Теперь они хотят заработать миллионы на онлайн-сервисах для ресторанов

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Владимир Оляницкий, 27, и Алекс Ильяш, 27, дружат с раннего детства и управляют общей компанией из Киева и Праги. Запущенный меньше года назад фудтехстартап Choice – не первый их совместный бизнес. В 2012 году, вскоре после того, как Ильяш уехал на учебу в Чехию, партнеры основали компанию Eurotrips – туроператора с молодежными автобусными турами.

Через три года их пути временно разошлись. Ильяш решил, что хочет попробовать себя в IT, продал свою долю и улетел искать вдохновения в Кремниевой долине. Результатом поисков стал чешский стартап Davinci Travel System – онлайн-сервис по бронированию отелей для туристических операторов.

До прошлой весны дела у обоих фаундеров шли неплохо. Davinci собрал €2,1 млн инвестиций, нарастил годовой оборот до 100 млн чешских крон (около $4,5 млн) и собирался покорять азиатские рынки. У Eurotrips в 2019 году была команда из 40 человек и 10 000 клиентов. С наступлением пандемии коронавируса о росте и развитии пришлось забыть – обороты бизнесов рухнули на 80–90%.

Зато кафе и рестораны экстренно искали решения для доставки и самовывоза, а после ослабления локдаунов – и для бесконтактных меню. «Пять–шесть лет назад создавались похожие проекты, – рассказывает Оляницкий. – Но тогда рынок был не готов к таким трансформациям». За последний год только в США QR-меню появились в половине ресторанов, подсчитали в Национальной ресторанной ассоциации.

Новый шанс друзья решили не упускать и снова стали бизнес-партнерами. «Не было ни минуты времени, чтобы ждать, думать или планировать», – описывает запуск Choice Ильяш. Разработчиков, продажников и маркетологов искать не пришлось – к делу привлекли оставшихся без работы сотрудников из туристических проектов. «Все самые великие и большие компании на самом деле основывались во времена кризисов», – объясняет решение перейти из туризма в не менее пострадавшую ресторанную сферу Ильяш. 

Кризисное решение

Основной продукт Choice – онлайн-меню. Фаундеры сделали ставку на простоту и скорость оформления – заказчик оставляет заявку на платформе, решение для него делают под ключ. Сейчас у стартапа четыре тарифных плана – чем дороже, тем больше функций. Самый простой, только с QR-меню, стоит $12 в месяц.

В более «продвинутом» пакете Standart подключены онлайн- и офлайн-платежи, оформление доставки или самовывоза. Его, по словам фаундеров, покупают чаще всего. Среди дополнительных функций – отзывы, аналитика, автоматический перевод меню, сбор клиентской базы, SMS-уведомления для гостей. Полный набор обойдется в $71 в месяц. 

В гипотезу фаундеров поверили инвесторы Davinci – выделили $100 000 на проверку идеи. Еще $150 000 основатели вложили из своих денег. Закрыть первый полноценный раунд на $700 000 стартап планирует до середины 2021 года. Тогда же вложения первых инвесторов, среди которых и европейский фонд Seedcamp, конвертируются в доли.

За семь месяцев Choice нарастил ежемесячную выручку в Украине, России и Чехии до $20 000. «Мы растем на 30-40% в месяц», – уточняет Оляницкий.

Большие надежды фаундеры возлагают на решения для доставки и самовывоза. Популярные сервисы вроде Rocket, Glovo, Uber Eats часто называют бенефициарами пандемии. В Украине пик загрузок этих приложений был в марте 2020 года, подсчитали в компании GlobalLogic. У самого популярного сервиса Rocket количество заказов в марте выросло на 40%, а в следующем месяце удвоилось.

За последние полгода закрылось 5% ресторанов, кафе и баров. Зато мелких форматов – пекарен, кофеен, фастфудов – стало на 5–10% больше, описывает ситуацию на украинском рынке CEO сервиса Poster Родион Ерошек. «При этом доставки выросли на 30%», – добавляет он.

Основатели Choice считают, что у них есть серьезное преимущество перед приложениями для доставки – они не берут комиссию с заказов. Ресторанам выгоднее каждый месяц платить фиксированную сумму за сервис, чем отдавать 30-40% заработка агрегатору, аргументирует Ильяш. 

Кроме того, это дешевле, чем разрабатывать отдельный сайт для доставки, считает Оляницкий. «Большинство ресторанов, по сути, получают сайт всего за $20 в месяц, – продолжает фаундер. – В него уже включены все важные аспекты, подключена оплата, эквайринг».

Но рестораторам в таком случае придется самостоятельно организовывать работу курьеров и остальную логистику, говорит сооснователь сервиса доставки Rocket Станислав Дмитрик. «Когда дело доходит до определенного количества заказов, для многих это становится реальной головной болью и уже отдельным бизнесом, – отмечает он. – Ты должен фокусироваться не только на своем ресторане, но и еще на своей доставке». В Rocket уверены, что более 70% рынка доставки все равно останутся за агрегаторами.

Посткризисные планы

Поймать момент основателям Choice удалось. «Они появились в нужное время в нужном месте», – говорит основатель фестивалей Ulichnaya Eda и фудкорта БУХТА Роман Тугашев. Сервис онлайн-меню с функцией оплаты прямо в приложении для БУХТЫ он искал еще до пандемии. Точек с уличной едой на локации много, на выбор и оплату заказов в нескольких местах гости тратят много времени, объясняет Тугашев. «Мы искали возможность упростить им эту задачу», – продолжает он.

Диджитализация ресторанного бизнеса только начинается, считает сооснователь платформы для запуска сервисов доставки еды Dots Platform Ярослав Цыганенко. И подчеркивает, что прямых конкурентов в Украине у его продукта нет. «Choice, Justo, ServeMe, Stravopys и другие сервисы онлайн-меню за $10-20 в месяц – это простые инструменты, которые решают конкретные точечные задачи», – отмечает Цыганенко. 

Фаундеры Choice согласны с таким прогнозом и ждут окончания карантинных ограничений. «Рестораны начнут зарабатывать, у них появятся деньги, они станут более открытыми и будут готовы платить», – надеется Ильяш. Пока же их клиенты – Kiev Food Market, сеть «Черноморка» и другие – снова на паузе из-за очередного локдауна.

Главная задача основателей – набрать клиентскую базу. «Если у вас 100 000 заведений, и вы продадите им дополнительную функцию за $2–3, у вас будет $200 000–300 000 дополнительной прибыли в месяц», – говорит Ильяш. Сейчас услугами Choice пользуются 3000 заведений – треть на платных тарифных планах. Для сравнения, у Poster – 14 000 клиентов, только в Киеве – почти 1800. 

Основатели фудтех-стартапа Choice проверяют теорию, что кризис – время для возможностей. Что у них получается /Фото 1
Основатели фудтех-стартапа Choice проверяют теорию, что кризис – время для возможностей. Что у них получается /Фото 2
Предыдущий слайд
Следующий слайд

Заходить на их территорию и разрабатывать собственную POS-систему Choice пока не планирует. В приоритете – удвоить количество платящих клиентов до конца 2021 года. Возможностей для этого хватает – только в Украине, России и Чехии, по подсчетам Оляницкого, около 130 000 заведений. Останавливаться на этих рынках партнеры не собираются.

«В идеале, мечта любого стартапа – это Америка. Мы говорим, думаем и смотрим в том направлении», – говорит Ильяш. Но спешно запускать продажи в США он не собирается. Фаундеры хотят поработать в странах Европы и СНГ, сделать аналитику и уже потом тягаться с американскими конкурентами.

О прибыльности основатели тоже говорят с осторожностью – вначале нужно все же нарастить клиентскую базу. «Если двигаться в том же ритме и с той же скоростью, то через год–полтора сможем стать прибыльными», – говорит Оляницкий.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине