Курьеры Bolt Food бастуют в Киеве и Днепре /Getty Images
Категория
Инновации
Дата

Проблемы зеленых рюкзаков. Украинские курьеры Bolt Food бастуют против компании, а она упрекает их в обмане. Что происходит

5 хв читання

Курьеры Bolt Food бастуют в Киеве и Днепре Фото Getty Images

Курьеры начали забастовки из-за новых условий от Bolt Food. Forbes узнал, что они стали реакцией компании на мошенническую схему с фейк-GPS и неравномерное распределение курьеров по городу

«За более чем три года в компании ни разу не повысились ни базовая оплата за заказ, ни километраж. Все стабильно, а то и хуже», – говорит курьер и соорганизатор забастовки против Bolt Food, попросивший не называть свое имя. Первые протесты курьеров Bolt Food начались в Днепре в начале октября. Инициативу подхватили киевские – 20 октября они пришли под офис Bolt Food в Киеве по улице Бастионной, чтобы озвучить свои требования руководству компании.

«Это был офис нашего партнера, который только регистрирует курьеров и выдает сумки. Он не принимает решений по оплате курьерам», – говорит региональный менеджер Bolt Food Иван Гринчук. Все обращения курьеров обработала служба поддержки сервиса, добавляет он.

Но похоже, забастовщикам этого недостаточно – в виде протеста они планируют отключить приложения 27 октября. Это может длиться до декабря, прогнозирует один из организаторов протестов. «В декабре зарплаты курьеров значительно повышаются из-за плохих погодных условий и соответствующего дефицита курьеров на линии», – говорит он. Что повлекло забастовки и почему в этом отчасти виноваты сами курьеры?

Чего хотят курьеры Bolt Food

Толчком к забастовкам в Днепре стала отмена оплаты за путь курьера к ресторану. Такую оплату Bolt Food ввел в конце 2022-го в тестовом режиме только в Днепре. Эксперимент свернули, потому что курьеры начали использовать фейк-GPS. «В специальных приложениях они меняли свою геолокацию как можно дальше от заведения, хотя на самом деле находились возле него, – говорит Гринчук. – И за это дополнительное расстояние они получали денежные средства».

Система фиксировала случаи, когда расстояние от курьера до ресторана достигало 7 км за каждый заказ, добавляет он. Хотя средняя дистанция в Днепре до нововведения была менее 2 км. После отмены оплаты она снизилась более чем на 25%, по подсчетам Bolt Food.

После отмены платы за дистанцию компания подняла базовую оплату и ставку за километр. В Днепре заработок за доставку еды в обеденное время при расстоянии 3 км составляет 81 грн, что на 6% больше, чем в сентябре, и на 12% – чем в августе, приводит данные Bolt Food.

Сами бастующие также недовольны использованием фейк-GPS. «Если несколько курьеров с фейк-GPS сядут возле одного заведения, другие курьеры, которые будут ездить мимо, заказы не поймают», – говорит один из организаторов. Сервисом пользуется небольшое количество курьеров, преимущественно школьники или студенты. Поэтому забастовщики из Днепра требуют вернуть оплату дороги к заведению, увеличить оплату доставки, а также объяснить блокировку учетных записей «без причины».

Триггером для киевских курьеров стало разделение города на зоны с разными коэффициентами с 25 сентября. В зоне с пониженными ставками оказалась значительная часть левого берега столицы, свидетельствует карта в приложении Bolt Food. На самом деле коэффициенты снизили только в трех зонах, говорит Гринчук.

Проблемы зеленых рюкзаков. Украинские курьеры Bolt Food бастуют против компании, а она упрекает их в обмане. Что происходит /Фото 1

«Есть зоны, где количество активных курьеров слишком велико. И есть районы, где количество курьеров наоборот недостаточное. Для того чтобы сбалансировать спрос и предложение, мы ввели систему зонирования города, – говорит он. – Курьеры могут свободно выбирать, где и в какие часы им лучше работать». После введения зон средний доход заказов вырос на 10%, в том числе из-за изменения погодных условий, добавляет Гринчук.

Сколько получает курьер доставки еды? Заработок курьера Bolt Food может колебаться от 15 000 до 30 000 грн, если работать по 12 часов без выходных, говорит соорганизатор забастовок. «Столько можно заработать в зонах с высоким коэффициентом. В «розовой зоне» и 1000 грн в день закрыть почти нереально», – добавляет он. Bolt Food не предоставил официальные цифры на момент публикации.

У конкурента – Glovo – средний месячный доход киевского курьера в декабре 2022-го – 25 000–30 000 грн, если делать доставки в течение восьми часов в день, говорила Forbes менеджер Glovo в Украине Марина Павлюк.

Курьеры Bolt Food требуют повысить коэффициенты в «розовой зоне» за доставку еды. А также – увеличить базовую ставку за заказ и ставку за 1 км с 1 января, установить оплату за ожидание в ресторане более 15 минут и минимальную плату за заказ в размере $1,5 (55 грн).

Масштаб забастовок стороны оценивают по-разному. «В Киеве была одна забастовка, на которую пришли около 15–20 курьеров, а в Днепре – около 30–40 курьеров», – говорит Гринчук. «На работу в пятницу не выходит примерно 30% курьеров», – апеллирует владелец чата курьеров Bolt Food на левом берегу Киева.

Компания не разглашает точное количество курьеров – за 2023 год хотя бы один заказ выполнили десятки тысяч человек, говорит Гринчук. В Glovo, долю которого на рынке Павлюк оценивала в более чем 50% в декабре 2022 года – за пять лет на украинском рынке хотя бы одну доставку выполнило 53 000 курьеров.

История вопроса

Как проходила предыдущая забастовка

Предыдущая заметная забастовка курьеров Bolt Food вспыхнула в 2021 году. Тогда курьеры обвиняли компанию в уменьшении выплаты за заказ на 50%. Курьеры выключали приложение после 14:00 в пятницу – самый загруженный день недели в доставке.

Изменений для курьеров тогда не произошло. Прибыль курьера формируется в результате сочетания базового дохода и бонусов и обеспечивается благодаря наличию достаточного количества заказов, говорил тогдашний региональный менеджер сервиса Иван Шрамко в комментарии Retailers.ua. «Мы оставляем за собой право комбинировать эти инструменты», – объяснял он.

В 2021-м забастовки курьеров проходили также в Европе. Среди недовольных условиями труда были райдеры сервиса доставки Deliveroo в Великобритании, Wolt в Литве, Glovo в Барселоне.

На двух стульях (рюкзаках)

Сами курьеры Glovo бастовать пока не планируют. Glovo пытается держать определенное количество курьеров на линии, а Bolt Food таких ограничений не устанавливает. «Чем больше предложений со стороны курьеров, тем меньше может платить платформа», – отмечает один из организаторов забастовки курьеров.

Во время саботирования работы в Bolt Food часть курьеров выполняет заказы в Glovo, отмечает один из администраторов Telegram-чата «Протесты Glovo». «Glovo – это платформа для работы на постоянной основе. Bolt Food больше подходит для подработки», – отмечает он.

За 10 часов работы мотокурьер, работающий в обеих службах доставки, может зарабатывать до 2000 грн «грязными» (без учета расходов на бензин и ремонт транспорта), добавляет собеседник Forbes.

Forbes обратился к Glovo с просьбой прокомментировать ситуацию, однако компания отказалась давать комментарии для этого материала.

Как это влияет на бизнес Bolt Food

Во время забастовок у платформы не проседало качество операций и большого влияния на операционную деятельность нет, убеждает Гринчук. Объем заказов Bolt Food вырос на 50% по сравнению с январем 2022 года. Одна из причин – рост числа партнеров до более чем 3000 ресторанов. «Подключаем около 200 новых заведений ежемесячно», – говорит Гринчук.

Больше всего заказов генерирует американский фастфуд McDonald’s. «Он точно держит пальму первенства с большим отрывом от ресторана №2 и №3», – добавляет он. На McDonaldʼs в среднем приходится 20–30% заказов в день, отмечает один из соорганизаторов забастовок курьеров на левом берегу.

Влияют ли забастовки на крупнейшего партнера? «Мы не получали жалоб от ресторанов о невывозе заказов в течение указанного периода», – ответили в пресс-службе ресторана. Доставка McDonaldʼs в Bolt Food занимает в среднем 20 минут. «Платформа Bolt Food сотрудничает с большим количеством курьеров», – говорит Гринчук.

Дисклеймер: текст обновлен после публикации, уточнены данные о количестве курьеров Glovo.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине