Стартапы, которые строят бизнес в космосе, будут вынуждены с нами договариваться. 5 тезисов Максима Полякова про будущее космического бизнеса
Категория
Инновации
Дата

Стартапы, которые строят бизнес в космосе, будут вынуждены с нами договариваться. 5 тезисов Максима Полякова про будущее космического бизнеса

Максим Поляков, основатель аэрокосмической компании Firefly Aerospace. Фото Firefly / Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

 Как Максим Поляков планирует строить миллиардные бизнесы в космосе

3 сентября в 4:49 утра с базы Ванденберг Космических сил США, штат Калифорния, произошел запуск на орбиту ракеты Alpha, разработанной Firefly Aerospace украинского предпринимателя Макса Полякова. Ракета взорвалась до выхода в космос. Причиной контролируемого уничтожения стала аномалия, из-за которой отказал двигатель и ракета потеряла контроль едва достигнув сверхзвуковой скорости.

Для Полякова, который за четыре года инвестировал в проект более $210 млн, запуск Alpha – часть стратегии по монетизации освоения космоса. Экосистема, которую строит предприниматель, включает спутники вокруг Земли и Луны, орбитальные тягачи, проекты по уборке мусора и доставке грузов на Луну. Капитал на «космическую тему» Поляков заработал на Земле. В нулевые он продал пять технологических компаний, выручив сотни миллионов долларов. Так дейтинговая компания Cupid Plc вышла на лондонскую биржу, софтверную Maxymiser купила Oracle, а игровую Murka – Blackstone. Сейчас в портфеле инвестфонда предпринимателя Noosphere компании в e-commerce, дейтинге, adtech, биллинговая платформа Maxpay, fintech-стартап Genome. В общей сложности над проектами фонда, включая космические, в Украине работает порядка 5000 человек.

Forbes публикует тезисы интервью с Максимом Поляковым.

О финансировании Firefly

Firefly съела около $250–260 млн – на несколько десятков миллионов больше, чем мы рассчитывали. Причина в задержках, которые спровоцировали сложности с системой Flight Termination и COVID. Но компания генерирует доход – уже есть предоплаты на будущие пуски. Несколько контрактов оплачены на 60%, закуплена часть компонентов. Чтобы пусковой бизнес окупался, нам нужно продавать шесть ракет Alpha в год.

Об инвестициях

Firefly привлекла первый раунд от внешних инвесторов только потому, что нам нужно было размыть мою долю для получения госзаказов. Дело в том, что законодательство США не позволяет иностранным гражданам, владеющим более 49% в транспортных компаниях, получать заказы от госорганизаций. Но я остаюсь мажоритарным акционером и сохраняю контроль над компанией. 

В качестве внешних инвесторов я выбирал семейные фонды, ultra-wealthy class individuals. Среди инвесторов – три миллиардера, суммарное состояние которых почти $50 млрд. Потому что я не хочу, чтобы внутрь вошли спекулянты, которые через три года захотят продать свою долю и выйти из компании. 

О вовлеченности в управление Firefly

Разработка ракеты Alpha закончена, и моя вовлеченность в операционку Firefly намного ниже. Дальше нужно просто их производить больше и дешевле. В этом процессе я не буду принимать участие.

Фокус на будущее

Я больше занимаюсь лунными проектами и in-space transportation:

  • Orbital Transfer Vehicle-аппаратами для изменения орбит спутников;
  • лунным лендером;
  • лунным орбитером

Мы не исключаем, что Firefly в будущем может быть расчленен на три компании, каждая из которых должна фокусироваться на конкретном направлении: ракеты, in-space и moon cargo. 

Об инвестиционной стратегии

Пусковые услуги – ключ в триллионный бизнес. Без него ты просто проиграешь войну в длительной перспективе.

В свое время AT&T и Verizon проложили в США кабельные интернет-сети и построили вышки. На них выросли Google и Facebook, которые зарабатывают настоящие деньги, платя копейки за пользование инфраструктурой. Чтобы такое не повторилось в космосе, мы делаем вертикаль: инфраструктуру (Firefly) и продукты для конечных потребителей.

Мы следим за каждой компанией в космосе, которая целится на конечных потребителей и поднимает деньги при оценке в сотни миллионов, а то и миллиарды долларов. Мы прогнозируем, кем она может стать и можем ли мы ее победить в длительной перспективе, имея транспорт и понимание конечного продукта. 

Транспорта – ракет и компаний нашего класса – в мире будет не более пяти. Поэтому стартапы, которые строят бизнес вокруг Земли, в дальнем космосе, для Луны, будут вынуждены с нами договариваться.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Топ-100 частных компаний | Лучшие города для бизнеса