Максим Поляков, основатель аэрокосмической компании Firefly Aerospace. Фото Firefly / Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная
Категория
Инновации
Дата

Стартапы, которые строят бизнес в космосе, будут вынуждены с нами договариваться. 5 тезисов Максима Полякова про будущее космического бизнеса

Максим Поляков, основатель аэрокосмической компании Firefly Aerospace. Фото Firefly / Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

 Как Максим Поляков планирует строить миллиардные бизнесы в космосе

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

3 сентября в 4:49 утра с базы Ванденберг Космических сил США, штат Калифорния, произошел запуск на орбиту ракеты Alpha, разработанной Firefly Aerospace украинского предпринимателя Макса Полякова. Ракета взорвалась до выхода в космос. Причиной контролируемого уничтожения стала аномалия, из-за которой отказал двигатель и ракета потеряла контроль едва достигнув сверхзвуковой скорости.

Для Полякова, который за четыре года инвестировал в проект более $210 млн, запуск Alpha – часть стратегии по монетизации освоения космоса. Экосистема, которую строит предприниматель, включает спутники вокруг Земли и Луны, орбитальные тягачи, проекты по уборке мусора и доставке грузов на Луну. Капитал на «космическую тему» Поляков заработал на Земле. В нулевые он продал пять технологических компаний, выручив сотни миллионов долларов. Так дейтинговая компания Cupid Plc вышла на лондонскую биржу, софтверную Maxymiser купила Oracle, а игровую Murka – Blackstone. Сейчас в портфеле инвестфонда предпринимателя Noosphere компании в e-commerce, дейтинге, adtech, биллинговая платформа Maxpay, fintech-стартап Genome. В общей сложности над проектами фонда, включая космические, в Украине работает порядка 5000 человек.

Forbes публикует тезисы интервью с Максимом Поляковым.

О финансировании Firefly

Firefly съела около $250–260 млн – на несколько десятков миллионов больше, чем мы рассчитывали. Причина в задержках, которые спровоцировали сложности с системой Flight Termination и COVID. Но компания генерирует доход – уже есть предоплаты на будущие пуски. Несколько контрактов оплачены на 60%, закуплена часть компонентов. Чтобы пусковой бизнес окупался, нам нужно продавать шесть ракет Alpha в год.

Об инвестициях

Firefly привлекла первый раунд от внешних инвесторов только потому, что нам нужно было размыть мою долю для получения госзаказов. Дело в том, что законодательство США не позволяет иностранным гражданам, владеющим более 49% в транспортных компаниях, получать заказы от госорганизаций. Но я остаюсь мажоритарным акционером и сохраняю контроль над компанией. 

В качестве внешних инвесторов я выбирал семейные фонды, ultra-wealthy class individuals. Среди инвесторов – три миллиардера, суммарное состояние которых почти $50 млрд. Потому что я не хочу, чтобы внутрь вошли спекулянты, которые через три года захотят продать свою долю и выйти из компании. 

О вовлеченности в управление Firefly

Разработка ракеты Alpha закончена, и моя вовлеченность в операционку Firefly намного ниже. Дальше нужно просто их производить больше и дешевле. В этом процессе я не буду принимать участие.

Фокус на будущее

Я больше занимаюсь лунными проектами и in-space transportation:

  • Orbital Transfer Vehicle-аппаратами для изменения орбит спутников;
  • лунным лендером;
  • лунным орбитером

Мы не исключаем, что Firefly в будущем может быть расчленен на три компании, каждая из которых должна фокусироваться на конкретном направлении: ракеты, in-space и moon cargo. 

Об инвестиционной стратегии

Пусковые услуги – ключ в триллионный бизнес. Без него ты просто проиграешь войну в длительной перспективе.

В свое время AT&T и Verizon проложили в США кабельные интернет-сети и построили вышки. На них выросли Google и Facebook, которые зарабатывают настоящие деньги, платя копейки за пользование инфраструктурой. Чтобы такое не повторилось в космосе, мы делаем вертикаль: инфраструктуру (Firefly) и продукты для конечных потребителей.

Мы следим за каждой компанией в космосе, которая целится на конечных потребителей и поднимает деньги при оценке в сотни миллионов, а то и миллиарды долларов. Мы прогнозируем, кем она может стать и можем ли мы ее победить в длительной перспективе, имея транспорт и понимание конечного продукта. 

Транспорта – ракет и компаний нашего класса – в мире будет не более пяти. Поэтому стартапы, которые строят бизнес вокруг Земли, в дальнем космосе, для Луны, будут вынуждены с нами договариваться.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине