На орбите становится тесно. Кто заработает на производстве тысяч спутников и может ли Украина отхватить кусок пирога
Вокруг Земли уже восьмой год кружит украинский наноспутник PolyITAN‑1. Начиненный электроникой куб с ребром 10 см создали студенты Киевского политеха. В 2014 году его вместе с проектами из 17 стран вывела на орбиту ракета «Днепр».
«Это был проект для оттачивания технологии, у него не было коммерческой составляющей», – говорит экс‑глава космиче‑ ского агентства Владимир Усов. Устройство обошлось в $100 000, место на борту стоило еще $25 000. Со временем у эксперимента появилась и коммерческая сторона. PolyITAN‑1 стал прародителем компании SpaceBox, запущенной в 2016 году учены‑ ми КПИ, Института ботаники имени Холодного и Национального ботсада имени Гришко.
SpaceBox изучает поведение в космосе живых организмов и синтез новых материалов. «Можно получать новые соединения, создавать лекарства и органы», – говорит основатель SpaceBox Ярослав Заплатников.
У стартапа пока только один клиент – китайская компания, название которой не разглашается. Первую коммерческую миссию украинцы планируют на 2023 год. Один кубсат SpaceBox с камерами для биоматериала стоит до $400 000. Разработка длится 10–15 месяцев.
Миниатюризация и диверсификация интересов – катализаторы бума в индустрии спутникового производства. К 2030 году на орбите будет не менее 15 000 аппаратов, подсчитал Euroconsult. По прогнозу люксембургского спутникового оператора SES, доходы производителей спутников вырастут на 67%, до $26 млрд.
В советское время «Южмаш» в рамках кооперации изготовил около 400 спутников разработки КБ «Южное»: аппараты научного назначения, дистанционного зондирования и радиоэлектронной разведки. Предприятия вроде «Киевприбора» и завода «Арсенал» делали отдельные узлы. За последние 30 лет в космос отправилось до 30 аппаратов – в основном для российских военных.
Для себя Украина еще в 1990‑х планировала построить группировку дистанционного зондирования «Сич», но запустила всего три спутника за 20 лет. Единственный успешный коммерческий проект – EgyptSat‑1 для Египта. Предложение КБ «Южное» победило на международном тендере в 2001 году, а в 2007‑м спутник запустили. На его платформе построены «Сич‑2», запущенный в 2011‑м, и «Сич‑2‑1», который в январе 2022‑го выведет на орбиту SpaceX за $2 млн. Он будет мониторить состояние водоемов, лесов и отслеживать природные катаклизмы. Разрешение снимков – около 7 м на пиксель при орбите в 525 км. У спутников Dove американской Planet Labs, запущенных для тех же целей в 2013– 2015 годах, показатель вдвое лучше.
У украинских производителей пока нет веса на мировом рынке, говорит директор консалтингового агентства SpaceTech Analytics Алекс Рудь. «Но мы сделали первые шаги, – отмечает он. – Лет через пять при наличии миллионных инвестиций Украина отвоюет несколько процентов».
До 2026 года Украина рассчитывает обзавестись группой из семи новых спутников за 3,94 млрд грн без учета стоимости запуска. «Мы сможем разворачивать более современные аппараты», – говорит главный конструктор космических аппаратов в КБ «Южное» Константин Белоусов. Один из спутников со сверхвысоким разрешением – выше 1 м на пиксель. Белоусов уверен: успех поможет найти клиентов.
Оборудование для западных заказчиков делают киевские НПК «Курс» и «Элмиз», основанные Вадимом Васильевым. «Курс» конструирует, а «Элмиз» производит. В меню – навигационное и сенсорное оборудование вроде лазерных дальномеров, магнитометров и световых излучателей.
Днепровская компания Skyenergy участвовала в проекте Илона Маска Transporter‑1. Украинцы разработали пластину‑адаптер MultiPack, которая помогает доставлять полезную нагрузку на орбиту и удерживать спутники на пусковых установках. В начале 2021‑го она помогла Маску поставить рекорд по одновременному запуску – в космос вывели более 100 спутников за раз.
Всерьез заняты спутниками в группе Noosphere Максима Полякова. В апреле 2021 года холдинг получил контроль над производителем компактных оптических спутников Dragonfly Aerospace из ЮАР. С начала 2020 года число ее со‑ трудников выросло с 15 до 100 человек, половина из них – в Украине. Компания готова конкурировать с традиционными игроками, утверждает CEO Dragonfl y Брайан Дин. Ее 150‑килограммовый спутник с разрешением 0,3 м на пиксель обойдется в $10 млн. Гигант Maxar получил за аппарат с аналогичным разрешением WorldView‑4 $835 млн.
Главный клиент Dragonfl y – аналитический проект EOSDA из Noosphere. Сейчас он строит систему на изображениях спутников Европейского космического агентства и NASA. Вскоре Dragonfly позволит не зависеть от внешних поставщиков: первый спутник должен отправиться на орбиту летом 2022‑го. Завершить созвездие из семи спутников долж‑ ны в 2025‑м. Дин хочет работать не только на Noosphere. Его Dragonfly хочет производить по 10 спутников в год.
Харьковская LTU Enterprise производит солнечные панели и комплекты пленочных нагревателей, позволяющие спутникам не замерзать в космосе. Другая компания из Харькова, ФЭД, в 2020‑м отгрузила систему охлаждения для геостационарного спутника американской компании SES.
Усов смотрит дальше. «Через 10 лет на орбите будут десятки тысяч спутников, – говорит он. – Потребуются сервисы, которые смогут обслуживать и утилизировать их».
Он развивает стартап Kurs Orbita – космическую СТО, которая займется дозаправкой, ремонтом и перемещением спутников. Первая тренировочная миссия запланирована на 2023 год, коммерческая – на 2025‑й. Потенциальный спрос Усов оценивает в $3 млрд в год. Маржинальность сегмента услуг достигает 60–80%, тогда как на рынке запуска ракет – не выше 15%, говорит он.
Сведение спутника с геостационарной орбиты стоит $10– 15 млн, на продлении его службы можно сэкономить до $35– 40 млн. В ближайшие 10 лет техосмотр потребуется 230 крупным орбитальным спутникам, прогнозирует консалтинговая компания Northern Sky Research.
Boeing, Airbus, Northrop Grumman подключают сервисную составляющую. В апреле тягач Northrop Grumman состыковался с телекоммуникационным спутником Intelsat – будет управлять его расположением, продлевая жизнь на орбите.
Зачатки перспективных разработок вроде «космической CTO» от Усова дают Украине шанс в быстрорастущей инду‑ стрии спутникового железа и сервисов. Второй ингредиент успеха – визионеры и безумцы. «Космос – это игра вдолгую, – говорит основатель аэрокосмической компании Space Cossacks Дмитрий Хмара. – Нужны либо очень терпеливые инвесторы, либо истинные фанаты».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.