Дмитрий Герасименко,  основатель Ahrefs. /из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Украинец Дмитрий Герасименко создал сервис для продвижения сайтов с оценкой в $700 млн. Теперь он хочет сразиться с Google

7 хв читання

Дмитрий Герасименко, основатель Ahrefs. Фото из личного архива

В 2011 году программист Дмитрий Герасименко, 35, запустил сервис для продвижения сайтов Ahrefs. Теперь им пользуются маркетологи в Netflix и Uber, а выручка перевалила за $50 млн. Заработанное основатель инвестирует в амбициозный проект – поисковую систему

Як створити продукт, який полюблять клієнти? Отримайте цінні поради від співвласника monobank™ – Олега Гороховського. Купуйте квиток на Форум підприємців, який відбудеться 27 червня.

Чем интернет лучше библиотеки? У Дмитрия Герасименко ответ простой: в интернете легко искать, а знания связаны между собой гиперссылками. Еще студентом он разработал систему поиска по языкам программирования и базам данных. Прошли годы – увлечение не прошло. Но теперь у него есть деньги, команда специалистов и проиндексированный интернет. Все это благодаря сервису Ahrefs с выручкой $50 млн в год, который он развивает более 10 лет.

С марта 2019 года Герасименко работает над новым поисковиком. В отличие от конкурентов, 90% рекламных доходов в нем будут отдавать создателям контента, которые не зарабатывают на трафике, – независимым журналистам и некоммерческим организациям. Альфа-версию проекта обещают показать осенью 2021 года. Какие у него шансы?

Скопировать интернет

Хочешь в чем-то преуспеть – начни пораньше. В 10 лет Герасименко взял в библиотеке Нежина книгу «Basic для детей». «Выучил наизусть», – рассказывает он.

Зарабатывать программированием начал на третьем курсе факультета компьютерных наук КПИ. Писал код для заказчиков из США. «Платили хорошо, на часть зарплаты нанимал знакомых программистов, и мы работали над собственными проектами», – вспоминает Герасименко. Команда сфокусировалась на индексации данных: писала поисковики для PDF-файлов, музыки, оптимизировала веб-сайты для Google и Yandex, зарабатывала на рекламе. 

Диплом Герасименко получать не стал. В 2007-м ушел с пятого курса и с головой нырнул в поисковую оптимизацию. Индустрии не было и десяти лет, кругом маячили возможности. Например, для продвижения сайта важно было проверять обратные ссылки: чем больше сайтов разместят у себя ссылку на ваш сайт, тем чаще Google будет показывать его пользователям в поисковой выдаче. 

В 2009-м с обратными ссылками работали только Explorer от Yahoo, американский Moz и британский Majestic. Базу данных они обновляли раз в месяц. Очень долго – сайты с непроверенными ссылками за это время «улетали» вниз в выдаче. Когда Герасименко понадобился доступ к Majestic, он удивился цене, а несколько месяцев спустя решил написать аналог.

Вместе с однокашником по КПИ Игорем Пиковцом Герасименко создал программу, которая обновляла базу обратных ссылок каждые 15 минут. О такой скорости Majestic могли только мечтать. Украинцы потратили полгода и $400 000 за сервера для хранения данных. Откуда такие деньги у вчерашних студентов? Накопил, отвечает Герасименко. 

Материалы по теме

В 2011 году партнеры запустили сервис для отслеживания ссылок Ahrefs в модели freemium. Название выбрали сложное для пользователя, простое для программиста. «A href» в переводе с программистского – это атрибут «href», который задает адрес документа для перехода. Пользователь мог бесплатно искать ссылки по 10 веб-сайтам, больше – за деньги. 

В маркетинг особо не вкладывались. Разместили анонсы на профессиональных форумах по поисковой оптимизации, оттуда и пришли первые клиенты. Среди них, например, была украинская компания Depositphotos, которая отказалась от Majestic в пользу Ahrefs. «У них была самая большая база по сайтам среди всех платформ и самая высокая скорость обновления ссылок», – объясняет маркетолог Depositphotos Даниил Овчаренко. 

Герасименко начинал с минимального тарифа $20 в месяц. Затем поднял его до $49 и даже до $99. «Все клиенты продлили подписку по новой цене, их интересовали эти данные и они готовы были платить», – объясняет предприниматель. Это позволило выйти в плюс.

Для SEO-специалистов Ahrefs стал находкой не только из-за частоты обновления ссылок. «Ссылочная база должна быть большой и качественной, – объясняет Виктория Оноприенко, руководитель SEO-команды в агентстве Netpeak. – Ahrefs как раз исключает спам-домены».

Бизнес по-сингапурски

В 2012-м в Ahrefs трудились семь человек, годовая выручка приблизилась к $1 млн. Герасименко решил, что пора переезжать. Желательно туда, где говорят на английском. Выбирал между США, Гонконгом и Сингапуром. Американскую визу не получил. Зато Сингапур был заинтересован в успешных предпринимателях – зарегистрировать бизнес там можно за несколько часов онлайн. В комплекте шли низкие налоги, лояльность к бизнес-мигрантам, льготы для стартапов и высокий уровень жизни. 

Часть сервиса Ahrefs написана на языке программирования OCaml. В него «вшита» функция самопроверки: язык не позволяет программисту сделать ошибку. Минус OCaml – дефицит специалистов. «Долго не могли никого отыскать, переучивали, в итоге нашли одного во Франции», – говорит Герасименко. 

В Сингапуре Ahrefs стал по-настоящему глобальным. Со временем появились сотрудники из 15 стран, половина из них – в офисе, остальные – удаленно. Работы хватает: сегодня Ahrefs анализирует ключевые слова и упоминания бренда, отслеживает, как сайт ранжируется в поисковых системах и что делают конкуренты.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

В украинской компании Semalt, которая занимается SEO-продвижением, используют сервис около 10 лет. «Ahrefs у нас для анализа обратных ссылок, а Semrush используем для анализа трафика или ключевых слов», – говорит глава SEO-департамента Semalt Евгений Сербин. В агентстве Netpeak используют Ahrefs как для ссылок, так и для подбора ключевых слов на английском, комбинируя с платформой Serpstat. «У любого поискового робота есть «слепая зона», и лучше использовать два или три инструмента, чтобы отследить все ссылки», – объясняет Оноприенко из Netpeak.

Как расти без инвестиций и маркетинга 

Ahrefs не тратит миллионы долларов на маркетинг и не поднимает венчурные раунды, хотя последние пять лет растет на 60% в год. Продукт должен продавать себя сам, уверен Герасименко.

Поначалу стартап фокусировался на качестве данных: чем лучше проиндексированы ссылки, тем больше придет клиентов. Тратить деньги на продвижение начали в 2018-м. «Мы решили сфокусироваться на контенте и обучать пользователей маркетингу», – говорит Герасименко. Собрали сильную команду авторов, вырастили YouTube-канал с обучающими видео до 200 000 подписчиков. 

В 2019-м компания запустила бесплатный сервис Ahrefs: Webmaster Tools. Несмотря на ограниченную функциональность, у него более 60 000 пользователей. «Они делают аудит сайта, отслеживают бэклинки, – объясняет Герасименко. – А когда появится необходимость в новых инструментах, придут к нам за подпиской».

из личного архива

В 2019 году Ahrefs заработала $51 млн Фото из личного архива

Платящих клиентов – около 40 000. Тарифы варьируются в диапазоне $99-1000/месяц. Среди крупных подписчиков – Netflix, Uber, Tripadvisor, украинские Rozetka, Kyivstar, MacPaw и Jooble. Но ядро аудитории – малый бизнес. Более половины пользователей платят $179 в месяц 

«Бывает, что к нам приходит основатель компании, у которого нет даже команды. Но ему нужно посмотреть рынок и конкурентов», – рассказывает Герасименко. Как много людей переключаются с бесплатного на платный тариф? Не считаем, отвечает основатель. 

Метрикам в Ahrefs внимания уделяют немного. Классические показатели вроде стоимости привлечения или оттока клиентов не измеряют, считая это пустой тратой времени. 68 сотрудников – не такая большая команда, на маркетинговую аналитику нет времени и рук. ​

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Да и Герасименко она не интересует. «Даже если мы потеряем пользователя – с большей вероятностью он вернется, – рассуждает он. – Может, у кого-то проект закрылся. Может, человеку нужно сделать паузу». Время, которое в других стартапах тратится на мониторинг показателей, в Ahrefs отдают разработке. 

Герасименок можно застать в Slack в любое время дня и ночи. О продукте готов говорить часами – с Forbes он разговаривал через несколько дней после рождения ребенка. Выглядел усталым, но довольным.

Герасименко равнодушен к венчурным инвестициям. «Все наши вызовы лежали в области технологий или найма, – объясняет он. - Деньги не помогли бы их решить». Он не гонится за миллионами, а хочет строить продукт. Миллионы догоняют его сами. 

В 2019 году Ahrefs заработала $51 млн. Во время пандемии сервис на пару месяцев приостанавливал снятие денег за подписку, но к концу 2021-го компания планирует достичь $100 млн ARR (постоянной выручки). Ближайший конкурент Ahrefs, российская Semrush, недавно вышла на биржу. Ее оценили в $1,9 млрд при годовой выручке в $125 млн. Герасименко оценивает свой стартап вдвое дешевле. «Но я не продам – у меня есть план поинтересней», – утверждает он. Ознакомившись с финансовыми показателями компании, Forbes оценивает Ahrefs в $600-700 млн.

Новый Google 

У программиста из Нежина амбициозная затея – потеснить Google. Ahrefs разрабатывает собственный поисковик и потратила $30 млн на сервера. На что расчет? Герасименко делает ставку на производителей контента, с которыми будет щедро делиться рекламными доходами. «Мы надеемся, что на нашей стороне будут все недовольные Google журналисты, – говорит Герасименко, – И они помогут нам с раскруткой».

Прецеденты действительно есть. В начале 2021-го Google едва не заблокировали в Австралии, после чего компании пришлось пойти на мировую с местными издателями, пообещав им больше доходов от рекламы. 

Одна из самых известных альтернатив Google — поисковик DuckDuckGo, который в 2008 году создал выпускник MIT Габриэль Вайнберг. У него тоже благая миссия – не торговать пользовательскими данными, но его доля всего 0,6% от поискового рынка за пределами Китая. На Bing, Yahoo, Yandex вместе взятых приходится не более 5%. Чтобы потеснить кого-то из этой тройки, не говоря уже о лидере, Герасименко придется попотеть.

Для качественного поиска мало только проиндексированного интернета. Нужно еще понимать, как ведет себя пользователь – что и зачем ищет. «Google собирает пользовательские профили десятки лет, у них столько данных, что угнаться за ними уже невозможно», – говорит экс-директор «Яндекс.Украина» Сергей Петренко. Другой барьер – дистрибуция. Лучший источник распространения – браузеры. Но и здесь Google уже поработал – создал Chrome (69% рынка) и платит Apple – за установку «по умолчанию» на iOS. 

«Решать большие проблемы легче, чем маленькие», – сказал когда-то один из основателей Google Сергей Брин. Вот и Герасименко не разменивается на мелочи. В качестве примера указывает на DuckDuckGo. «У них экспоненциальный рост, это доказывает, что альтернативным поисковым системам есть место», – говорит он. 

Может ли поисковая система появиться в 2021 году, когда google – давно слово нарицательное? «Мы не уверены, – говорит Герасименко, – Но не узнаем, пока не попробуем».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Передзамовлення нового номеру Forbes Ukraine. Купуйте зараз за 209 грн замість 279 грн

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине