Украинец Дмитрий Герасименко создал сервис для продвижения сайтов с оценкой в $700 млн. Теперь он хочет сразиться с Google /Фото из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Украинец Дмитрий Герасименко создал сервис для продвижения сайтов с оценкой в $700 млн. Теперь он хочет сразиться с Google

Дмитрий Герасименко, основатель Ahrefs. Фото из личного архива

В 2011 году программист Дмитрий Герасименко, 35, запустил сервис для продвижения сайтов Ahrefs. Теперь им пользуются маркетологи в Netflix и Uber, а выручка перевалила за $50 млн. Заработанное основатель инвестирует в амбициозный проект – поисковую систему

Чем интернет лучше библиотеки? У Дмитрия Герасименко ответ простой: в интернете легко искать, а знания связаны между собой гиперссылками. Еще студентом он разработал систему поиска по языкам программирования и базам данных. Прошли годы – увлечение не прошло. Но теперь у него есть деньги, команда специалистов и проиндексированный интернет. Все это благодаря сервису Ahrefs с выручкой $50 млн в год, который он развивает более 10 лет.

С марта 2019 года Герасименко работает над новым поисковиком. В отличие от конкурентов, 90% рекламных доходов в нем будут отдавать создателям контента, которые не зарабатывают на трафике, – независимым журналистам и некоммерческим организациям. Альфа-версию проекта обещают показать осенью 2021 года. Какие у него шансы?

Скопировать интернет

Хочешь в чем-то преуспеть – начни пораньше. В 10 лет Герасименко взял в библиотеке Нежина книгу «Basic для детей». «Выучил наизусть», – рассказывает он.

Зарабатывать программированием начал на третьем курсе факультета компьютерных наук КПИ. Писал код для заказчиков из США. «Платили хорошо, на часть зарплаты нанимал знакомых программистов, и мы работали над собственными проектами», – вспоминает Герасименко. Команда сфокусировалась на индексации данных: писала поисковики для PDF-файлов, музыки, оптимизировала веб-сайты для Google и Yandex, зарабатывала на рекламе. 

Диплом Герасименко получать не стал. В 2007-м ушел с пятого курса и с головой нырнул в поисковую оптимизацию. Индустрии не было и десяти лет, кругом маячили возможности. Например, для продвижения сайта важно было проверять обратные ссылки: чем больше сайтов разместят у себя ссылку на ваш сайт, тем чаще Google будет показывать его пользователям в поисковой выдаче. 

В 2009-м с обратными ссылками работали только Explorer от Yahoo, американский Moz и британский Majestic. Базу данных они обновляли раз в месяц. Очень долго – сайты с непроверенными ссылками за это время «улетали» вниз в выдаче. Когда Герасименко понадобился доступ к Majestic, он удивился цене, а несколько месяцев спустя решил написать аналог.

Вместе с однокашником по КПИ Игорем Пиковцом Герасименко создал программу, которая обновляла базу обратных ссылок каждые 15 минут. О такой скорости Majestic могли только мечтать. Украинцы потратили полгода и $400 000 за сервера для хранения данных. Откуда такие деньги у вчерашних студентов? Накопил, отвечает Герасименко. 

Материалы по теме

В 2011 году партнеры запустили сервис для отслеживания ссылок Ahrefs в модели freemium. Название выбрали сложное для пользователя, простое для программиста. «A href» в переводе с программистского – это атрибут «href», который задает адрес документа для перехода. Пользователь мог бесплатно искать ссылки по 10 веб-сайтам, больше – за деньги. 

В маркетинг особо не вкладывались. Разместили анонсы на профессиональных форумах по поисковой оптимизации, оттуда и пришли первые клиенты. Среди них, например, была украинская компания Depositphotos, которая отказалась от Majestic в пользу Ahrefs. «У них была самая большая база по сайтам среди всех платформ и самая высокая скорость обновления ссылок», – объясняет маркетолог Depositphotos Даниил Овчаренко. 

Герасименко начинал с минимального тарифа $20 в месяц. Затем поднял его до $49 и даже до $99. «Все клиенты продлили подписку по новой цене, их интересовали эти данные и они готовы были платить», – объясняет предприниматель. Это позволило выйти в плюс.

Для SEO-специалистов Ahrefs стал находкой не только из-за частоты обновления ссылок. «Ссылочная база должна быть большой и качественной, – объясняет Виктория Оноприенко, руководитель SEO-команды в агентстве Netpeak. – Ahrefs как раз исключает спам-домены».

Бизнес по-сингапурски

В 2012-м в Ahrefs трудились семь человек, годовая выручка приблизилась к $1 млн. Герасименко решил, что пора переезжать. Желательно туда, где говорят на английском. Выбирал между США, Гонконгом и Сингапуром. Американскую визу не получил. Зато Сингапур был заинтересован в успешных предпринимателях – зарегистрировать бизнес там можно за несколько часов онлайн. В комплекте шли низкие налоги, лояльность к бизнес-мигрантам, льготы для стартапов и высокий уровень жизни. 

Часть сервиса Ahrefs написана на языке программирования OCaml. В него «вшита» функция самопроверки: язык не позволяет программисту сделать ошибку. Минус OCaml – дефицит специалистов. «Долго не могли никого отыскать, переучивали, в итоге нашли одного во Франции», – говорит Герасименко. 

В Сингапуре Ahrefs стал по-настоящему глобальным. Со временем появились сотрудники из 15 стран, половина из них – в офисе, остальные – удаленно. Работы хватает: сегодня Ahrefs анализирует ключевые слова и упоминания бренда, отслеживает, как сайт ранжируется в поисковых системах и что делают конкуренты.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

В украинской компании Semalt, которая занимается SEO-продвижением, используют сервис около 10 лет. «Ahrefs у нас для анализа обратных ссылок, а Semrush используем для анализа трафика или ключевых слов», – говорит глава SEO-департамента Semalt Евгений Сербин. В агентстве Netpeak используют Ahrefs как для ссылок, так и для подбора ключевых слов на английском, комбинируя с платформой Serpstat. «У любого поискового робота есть «слепая зона», и лучше использовать два или три инструмента, чтобы отследить все ссылки», – объясняет Оноприенко из Netpeak.

Как расти без инвестиций и маркетинга 

Ahrefs не тратит миллионы долларов на маркетинг и не поднимает венчурные раунды, хотя последние пять лет растет на 60% в год. Продукт должен продавать себя сам, уверен Герасименко.

Поначалу стартап фокусировался на качестве данных: чем лучше проиндексированы ссылки, тем больше придет клиентов. Тратить деньги на продвижение начали в 2018-м. «Мы решили сфокусироваться на контенте и обучать пользователей маркетингу», – говорит Герасименко. Собрали сильную команду авторов, вырастили YouTube-канал с обучающими видео до 200 000 подписчиков. 

В 2019-м компания запустила бесплатный сервис Ahrefs: Webmaster Tools. Несмотря на ограниченную функциональность, у него более 60 000 пользователей. «Они делают аудит сайта, отслеживают бэклинки, – объясняет Герасименко. – А когда появится необходимость в новых инструментах, придут к нам за подпиской».

В 2019 году Ahrefs заработала $51 млн /Фото из личного архива

В 2019 году Ahrefs заработала $51 млн Фото из личного архива

Платящих клиентов – около 40 000. Тарифы варьируются в диапазоне $99-1000/месяц. Среди крупных подписчиков – Netflix, Uber, Tripadvisor, украинские Rozetka, Kyivstar, MacPaw и Jooble. Но ядро аудитории – малый бизнес. Более половины пользователей платят $179 в месяц 

«Бывает, что к нам приходит основатель компании, у которого нет даже команды. Но ему нужно посмотреть рынок и конкурентов», – рассказывает Герасименко. Как много людей переключаются с бесплатного на платный тариф? Не считаем, отвечает основатель. 

Метрикам в Ahrefs внимания уделяют немного. Классические показатели вроде стоимости привлечения или оттока клиентов не измеряют, считая это пустой тратой времени. 68 сотрудников – не такая большая команда, на маркетинговую аналитику нет времени и рук. ​

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Да и Герасименко она не интересует. «Даже если мы потеряем пользователя – с большей вероятностью он вернется, – рассуждает он. – Может, у кого-то проект закрылся. Может, человеку нужно сделать паузу». Время, которое в других стартапах тратится на мониторинг показателей, в Ahrefs отдают разработке. 

Герасименок можно застать в Slack в любое время дня и ночи. О продукте готов говорить часами – с Forbes он разговаривал через несколько дней после рождения ребенка. Выглядел усталым, но довольным.

Герасименко равнодушен к венчурным инвестициям. «Все наши вызовы лежали в области технологий или найма, – объясняет он. - Деньги не помогли бы их решить». Он не гонится за миллионами, а хочет строить продукт. Миллионы догоняют его сами. 

В 2019 году Ahrefs заработала $51 млн. Во время пандемии сервис на пару месяцев приостанавливал снятие денег за подписку, но к концу 2021-го компания планирует достичь $100 млн ARR (постоянной выручки). Ближайший конкурент Ahrefs, российская Semrush, недавно вышла на биржу. Ее оценили в $1,9 млрд при годовой выручке в $125 млн. Герасименко оценивает свой стартап вдвое дешевле. «Но я не продам – у меня есть план поинтересней», – утверждает он. Ознакомившись с финансовыми показателями компании, Forbes оценивает Ahrefs в $600-700 млн.

Новый Google 

У программиста из Нежина амбициозная затея – потеснить Google. Ahrefs разрабатывает собственный поисковик и потратила $30 млн на сервера. На что расчет? Герасименко делает ставку на производителей контента, с которыми будет щедро делиться рекламными доходами. «Мы надеемся, что на нашей стороне будут все недовольные Google журналисты, – говорит Герасименко, – И они помогут нам с раскруткой».

Прецеденты действительно есть. В начале 2021-го Google едва не заблокировали в Австралии, после чего компании пришлось пойти на мировую с местными издателями, пообещав им больше доходов от рекламы. 

Одна из самых известных альтернатив Google — поисковик DuckDuckGo, который в 2008 году создал выпускник MIT Габриэль Вайнберг. У него тоже благая миссия – не торговать пользовательскими данными, но его доля всего 0,6% от поискового рынка за пределами Китая. На Bing, Yahoo, Yandex вместе взятых приходится не более 5%. Чтобы потеснить кого-то из этой тройки, не говоря уже о лидере, Герасименко придется попотеть.

Для качественного поиска мало только проиндексированного интернета. Нужно еще понимать, как ведет себя пользователь – что и зачем ищет. «Google собирает пользовательские профили десятки лет, у них столько данных, что угнаться за ними уже невозможно», – говорит экс-директор «Яндекс.Украина» Сергей Петренко. Другой барьер – дистрибуция. Лучший источник распространения – браузеры. Но и здесь Google уже поработал – создал Chrome (69% рынка) и платит Apple – за установку «по умолчанию» на iOS. 

«Решать большие проблемы легче, чем маленькие», – сказал когда-то один из основателей Google Сергей Брин. Вот и Герасименко не разменивается на мелочи. В качестве примера указывает на DuckDuckGo. «У них экспоненциальный рост, это доказывает, что альтернативным поисковым системам есть место», – говорит он. 

Может ли поисковая система появиться в 2021 году, когда google – давно слово нарицательное? «Мы не уверены, – говорит Герасименко, – Но не узнаем, пока не попробуем».

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Начни свой бизнес. 25 женщин в IT