Алексей Кушка, директор по развитию Kiwi. /Александр Чекменев
Категория
Инновации
Дата

В Украине работает шесть сервисов шеринга электросамокатов. Объясняем на цифрах, как устроен этот рынок

4 хв читання

Алексей Кушка, директор по развитию Kiwi. Фото Александр Чекменев

Сколько нужно инвестиций, чтобы запустить сервис проката электросамокатов в Украине

Полгода назад, устав от бесконечных пробок и поиска свободных парковок, киевлянка Екатерина Пешко отказалась от автомобиля в пользу электросамоката. Теперь, добираясь на работу, она преодолевает пять километров пути от Большой Житомирской до парка КПИ за 40 минут. Это почти вдвое быстрее, чем в час пик на автомобиле. Каждая поездка на прокатном самокате обходилась Пешко в 70 грн в одну сторону. В мае она купила собственный.

Такие, как Пешко, молодые активные горожане, − основная целевая аудитория сервисов проката. «За год карантинных ограничений самокаты превратились из развлечения в полноценное средство передвижения, − говорит руководитель направления развития шеринговых сервисов компании Bolt в Украине Антон Милка. – Раньше количество ежедневных поездок в нашем сервисе исчислялось сотнями, сейчас − десятками тысяч». Дистанция одной поездки в Bolt составляет до 4 км.

Консалтинговая компания McKinsey прогнозирует, что объем рынка микромобильности к 2030 году вырастет до $200–300 млрд в США, $100–150 млрд в Европе. По их данным, в США из-за риска заражения люди стали чаще использовать прокатные самокаты, а продолжительность поездок выросла почти на треть.

В 2020‑м на украинский рынок кроме эстонского Bolt зашли сервисы шеринга электросамокатов Kiwi и Scroll, в 2021-м – Bikenow, Zelectra и Vzhooh. По оценке Алексея Кушки, сооснователя и директора по развитию Kiwi, украинский рынок проката электросамокатов заполнен только на 5%. «Потенциальный объем рынка Киева – 15 000-20 000 самокатов – в пять раз больше, чем сейчас», − подсчитал сооснователь сервиса Scroll Арчил Татришвили.

Высокий старт

Шеринг электросамокатов Kiwi работает с марта 2020 года – Украина первая страна, в которой начал работу сервис. Компания «Экстра Ваттс», которая владеет брендом, зарегистрирована на гражданина Турции Омера Али Хорзума. За год работы, по словам Кушки, они привлекли $975 000 инвестиций. У сервиса 270 000 пользователей. «Существенный прирост произошел весной 2021-го, во время пандемии СОVID-19», – говорит Кушка. 

По его словам, первоначальные инвестиции в запуск составили $500 000 – они пошли на закупку программного обеспечения и 350 самокатов. Кушка не раскрывает финансовых показателей компании, отмечая что она вышла в прибыль и реинвестирует в расширение парка. Сейчас он составляет 900 самокатов и еще 500 находятся в пути из Китая. Сеть работает в Киеве, Львове, Одессе и Днепре. До конца года Kiwi запустится в Харькове и Запорожье, а в 2022-м планирует международную экспансию. Старт ожидается в Сербии и Албании. «Наша стратегия – занять города-миллионники, а в города, с населением 500 000 человек и менее, продавать франшизу», − говорит Кушка.

Активная экспансия – стратегия развития большинства прокатчиков. «Это бизнес, который не будет работать на маленьких объемах», − рассказывает Милка. Bolt в Украине оперирует 5000 самокатами. Самая затратная часть инвестиций – импорт самокатов. Стоимость одного – до $500. К этой сумме нужно прибавить налоговые платежи которые прибавляют 30-35% к стоимости девайса: таможенный сбор (10%), НДС (20%) и акциз в 22 евро.

Срок жизни самоката – 60 дней, говорит совладелец сервиса такси Uklon Сергей Смусь. Его компания изучала этот рынок для возможного входа. По его расчетам, чтобы рассчитывать на успех в Киеве, необходимо инвестировать в новые самокаты не менее $3 млн. Также стоит учитывать стоимость разработки приложения и операционные затраты (самокаты нужно ежедневно забирать, заряжать, чинить, охранять). «Совокупно все потянет на все $5–6 млн», – говорит Смусь. Он оценивает срок окупаемости этого бизнеса от двух до трех лет.

Большинство прокатчиков работают по модели free-float: взять и оставить самокат можно в любом месте в рамках очерченных зон. Для этого нужно зарегистрироваться в приложении, привязать банковскую карту и активировать самокат с помощью QR-кода. 

Стоимость проката отличается незначительно. Самые дорогие самокаты Scroll – 10 грн разблокировка и 4 грн/мин. Компания работает по франшизе американского сервиса Bird на самокатах известной в США фирмы Ninebot. «Bird считают свои самокаты лучшими и рекомендовали нам не снижать цену, − отмечает Татришвили. − Безопасность и качество дороже стоят». Kiwi везет свои самокаты из Китая, но в Киеве модернизирует рессору, благодаря чему ход самоката становится мягче.

Bolt выстраивает вокруг своих сервисов экосистему, говорит Смусь. В одно приложение интегрированы сервис заказа такси, доставка еды и прокат самокатов. Такой подход позволяет расширять охват новых пользователей.

Вне закона

В августе 2020 года мэр Киева Виталий Кличко заявил, что компания Bolt без согласования с городом разместила пункты проката электросамокатов в столице. «Движение этого вида «транспорта» не урегулировано действующим законодательством Украины, поэтому город не может позволить компании предоставлять такой вид услуг, – написал Кличко в Telegram. И пригрозил, что городские службы уберут «самовольно размещенные пункты с электросамокатами».

В заявлении Bolt говорилось, что город не может требовать разрешения или согласования на работу, поскольку прокат таких самокатов законодательно не запрещен. Продолжения конфликта не последовало. 

Столичная мэрия готовит Меморандум о сотрудничестве с операторами рынка, который частично урегулирует спорные вопросы. Документом будут согласованы места стоянок, скорость движения и определены зоны, где разрешено ездить, сообщили Forbes в Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА.

Нардеп от партии «Голос» Юлия Клименко еще в 2019 году подала законопроект, определяющий место самокатов в транспортной системе. Он принят в первом чтении. У коллег в ВР, по словам Клименко, до сих пор нет единого мнения о предельно допустимой скорости, с которой можно ездить на электросамокатах, и правилах передвижения по тротуарам. «Оптимальный вариант – велодорожки, если их нет, обочины дорог, а максимальная скорость – не выше 20 км/ч», − говорит Клименко.

Отсутствие законодательства – не помеха для работы проката, говорит Антон Милка. Например, в Эстонии и Польше, где сервисы проката работают уже несколько лет, урегулировали их работу в правовом поле только в 2021 году, а до этого решали вопрос на уровне городских администраций. 

По словам Милки, развитие сервисов проката мотивирует городские службы активнее развивать микромобильность. В 2021-м обещают обустроить дорожку протяженностью 1,5 км на проспекте Степана Бандеры и двухстороннюю полосу на 1 км по улице Милославской. «Дорожка длиной 2,3 км на улице Борщаговской станет частью веломаршрута «Борщаговка-Центр», – говорит заместитель главы КГГА Александр Густелев. «Если будет много велосипедных дорожек, электросамокаты станут транспортом будущего», − резюмирует Екатерина Пешко.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд