Алексей Кушка, директор по развитию Kiwi. /Александр Чекменев
Категория
Инновации
Дата

В Украине работает шесть сервисов шеринга электросамокатов. Объясняем на цифрах, как устроен этот рынок

Алексей Кушка, директор по развитию Kiwi. Фото Александр Чекменев

Сколько нужно инвестиций, чтобы запустить сервис проката электросамокатов в Украине

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Полгода назад, устав от бесконечных пробок и поиска свободных парковок, киевлянка Екатерина Пешко отказалась от автомобиля в пользу электросамоката. Теперь, добираясь на работу, она преодолевает пять километров пути от Большой Житомирской до парка КПИ за 40 минут. Это почти вдвое быстрее, чем в час пик на автомобиле. Каждая поездка на прокатном самокате обходилась Пешко в 70 грн в одну сторону. В мае она купила собственный.

Такие, как Пешко, молодые активные горожане, − основная целевая аудитория сервисов проката. «За год карантинных ограничений самокаты превратились из развлечения в полноценное средство передвижения, − говорит руководитель направления развития шеринговых сервисов компании Bolt в Украине Антон Милка. – Раньше количество ежедневных поездок в нашем сервисе исчислялось сотнями, сейчас − десятками тысяч». Дистанция одной поездки в Bolt составляет до 4 км.

Консалтинговая компания McKinsey прогнозирует, что объем рынка микромобильности к 2030 году вырастет до $200–300 млрд в США, $100–150 млрд в Европе. По их данным, в США из-за риска заражения люди стали чаще использовать прокатные самокаты, а продолжительность поездок выросла почти на треть.

В 2020‑м на украинский рынок кроме эстонского Bolt зашли сервисы шеринга электросамокатов Kiwi и Scroll, в 2021-м – Bikenow, Zelectra и Vzhooh. По оценке Алексея Кушки, сооснователя и директора по развитию Kiwi, украинский рынок проката электросамокатов заполнен только на 5%. «Потенциальный объем рынка Киева – 15 000-20 000 самокатов – в пять раз больше, чем сейчас», − подсчитал сооснователь сервиса Scroll Арчил Татришвили.

Высокий старт

Шеринг электросамокатов Kiwi работает с марта 2020 года – Украина первая страна, в которой начал работу сервис. Компания «Экстра Ваттс», которая владеет брендом, зарегистрирована на гражданина Турции Омера Али Хорзума. За год работы, по словам Кушки, они привлекли $975 000 инвестиций. У сервиса 270 000 пользователей. «Существенный прирост произошел весной 2021-го, во время пандемии СОVID-19», – говорит Кушка. 

По его словам, первоначальные инвестиции в запуск составили $500 000 – они пошли на закупку программного обеспечения и 350 самокатов. Кушка не раскрывает финансовых показателей компании, отмечая что она вышла в прибыль и реинвестирует в расширение парка. Сейчас он составляет 900 самокатов и еще 500 находятся в пути из Китая. Сеть работает в Киеве, Львове, Одессе и Днепре. До конца года Kiwi запустится в Харькове и Запорожье, а в 2022-м планирует международную экспансию. Старт ожидается в Сербии и Албании. «Наша стратегия – занять города-миллионники, а в города, с населением 500 000 человек и менее, продавать франшизу», − говорит Кушка.

Активная экспансия – стратегия развития большинства прокатчиков. «Это бизнес, который не будет работать на маленьких объемах», − рассказывает Милка. Bolt в Украине оперирует 5000 самокатами. Самая затратная часть инвестиций – импорт самокатов. Стоимость одного – до $500. К этой сумме нужно прибавить налоговые платежи которые прибавляют 30-35% к стоимости девайса: таможенный сбор (10%), НДС (20%) и акциз в 22 евро.

Срок жизни самоката – 60 дней, говорит совладелец сервиса такси Uklon Сергей Смусь. Его компания изучала этот рынок для возможного входа. По его расчетам, чтобы рассчитывать на успех в Киеве, необходимо инвестировать в новые самокаты не менее $3 млн. Также стоит учитывать стоимость разработки приложения и операционные затраты (самокаты нужно ежедневно забирать, заряжать, чинить, охранять). «Совокупно все потянет на все $5–6 млн», – говорит Смусь. Он оценивает срок окупаемости этого бизнеса от двух до трех лет.

Большинство прокатчиков работают по модели free-float: взять и оставить самокат можно в любом месте в рамках очерченных зон. Для этого нужно зарегистрироваться в приложении, привязать банковскую карту и активировать самокат с помощью QR-кода. 

Стоимость проката отличается незначительно. Самые дорогие самокаты Scroll – 10 грн разблокировка и 4 грн/мин. Компания работает по франшизе американского сервиса Bird на самокатах известной в США фирмы Ninebot. «Bird считают свои самокаты лучшими и рекомендовали нам не снижать цену, − отмечает Татришвили. − Безопасность и качество дороже стоят». Kiwi везет свои самокаты из Китая, но в Киеве модернизирует рессору, благодаря чему ход самоката становится мягче.

Bolt выстраивает вокруг своих сервисов экосистему, говорит Смусь. В одно приложение интегрированы сервис заказа такси, доставка еды и прокат самокатов. Такой подход позволяет расширять охват новых пользователей.

Вне закона

В августе 2020 года мэр Киева Виталий Кличко заявил, что компания Bolt без согласования с городом разместила пункты проката электросамокатов в столице. «Движение этого вида «транспорта» не урегулировано действующим законодательством Украины, поэтому город не может позволить компании предоставлять такой вид услуг, – написал Кличко в Telegram. И пригрозил, что городские службы уберут «самовольно размещенные пункты с электросамокатами».

В заявлении Bolt говорилось, что город не может требовать разрешения или согласования на работу, поскольку прокат таких самокатов законодательно не запрещен. Продолжения конфликта не последовало. 

Столичная мэрия готовит Меморандум о сотрудничестве с операторами рынка, который частично урегулирует спорные вопросы. Документом будут согласованы места стоянок, скорость движения и определены зоны, где разрешено ездить, сообщили Forbes в Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА.

Нардеп от партии «Голос» Юлия Клименко еще в 2019 году подала законопроект, определяющий место самокатов в транспортной системе. Он принят в первом чтении. У коллег в ВР, по словам Клименко, до сих пор нет единого мнения о предельно допустимой скорости, с которой можно ездить на электросамокатах, и правилах передвижения по тротуарам. «Оптимальный вариант – велодорожки, если их нет, обочины дорог, а максимальная скорость – не выше 20 км/ч», − говорит Клименко.

Отсутствие законодательства – не помеха для работы проката, говорит Антон Милка. Например, в Эстонии и Польше, где сервисы проката работают уже несколько лет, урегулировали их работу в правовом поле только в 2021 году, а до этого решали вопрос на уровне городских администраций. 

По словам Милки, развитие сервисов проката мотивирует городские службы активнее развивать микромобильность. В 2021-м обещают обустроить дорожку протяженностью 1,5 км на проспекте Степана Бандеры и двухстороннюю полосу на 1 км по улице Милославской. «Дорожка длиной 2,3 км на улице Борщаговской станет частью веломаршрута «Борщаговка-Центр», – говорит заместитель главы КГГА Александр Густелев. «Если будет много велосипедных дорожек, электросамокаты станут транспортом будущего», − резюмирует Екатерина Пешко.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине