Пандемия COVID еще сильнее подсадила украинцев на удобные цифровые сервисы, критично зависящие от интернета. Но как ими пользоваться во время блекаута? Forbes узнал у monobank, «Дія», Glovo, Liki24, Bolt, Ukon и «Київ Цифровий», как их сервисы работают без света и интернета
«Когда не было связи с заказчиком, курьер шел на 15-й этаж пешком, чтобы достучаться в квартиру и доставить здоровье», – рассказывает историю с 23 ноября Антон Авринский, основатель стартапа по доставке медикаментов Liki24.com. Тогда Россия выпустила по Украине более 70 ракет, силы ПВО сбили 51 ракету.
Последствия – аварийные отключения электричества по всей стране, обесточенные платежные терминалы, рекордные перебои с интернетом. «Начинающаяся неделя может быть такой же сложной, как и уходящая», – прямо заявил президент Владимир Зеленский в воскресном обращении. Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия призвал украинцев подготовиться к новым блекаутам. «Хочу всем киевлянам пожелать держаться», – сказал Арахамия в эфире телемарафона 26 ноября.
По самому худшему сценарию вся страна может погрузиться в темноту до семи дней. «Наш сервис полностью зависит от наличия связи и мобильного интернета», – говорит руководитель сервиса райд-хейлинга Bolt в Украине Сергей Павлик. Онлайн-приложения расцвели во время пандемии и приспособились к войне. Но нехватка электричества – вызов нового уровня. Готовы ли к испытанию тьмой mono, «Дія», Glovo, Liki24.com, Uklon, «Київ Цифровий»?
monobank
19 ноября необанк с 6,6 млн клиентов не работал дольше всего в своей истории. Открытие новых карт, счетов, депозитов, банок, рассрочек в monobank было недоступно в течение 4,5 часа. Еще два часа не работали платежи, пополнения, переводы. monobank проводил регламентные работы, готовясь к полному блекауту. «Надеемся, не сильно вас подводим», – написал руководитель и соучредитель сервиса Олег Гороховский в Telegram.
21 ноября компания завершила миграцию в облако Amazon – она продолжалась от первого массированного обстрела 10 октября. Переезд стоил до $1 млн, говорит Гороховский. Плата за так называемое «горячее» хранение – сохранение информации, к которой требуется оперативный доступ, – сотни тысяч долларов в месяц. Крупнейший государственный ПриватБанк принял аналогичные меры в конце апреля.
Инвестиции в облако – страховка от рисков блекаута. «Если клиент найдет интернет и постучится в приложение, тот ответит, потому что приложение отвечает уже не из Украины», – говорит Гороховский. Базовые функции – платежи по номеру карты, выписки и т.п. – будут доступны. Оформление новых рассрочек, платежи по телефонной книге и другие некритические фичи могут не работать.
23 ноября нагрузка на процессинговый центр monobank упала в половину обычного – пользователи приложения массово остались без связи. На будущее Гороховский советует иметь при себе физическую карточку – так можно снять наличные деньги или рассчитаться через терминал.
Где можно снять наличные с карты monobank
Супермаркеты: Novus, «Делви», Varus, «Лоток», АТБ, «Точка», «Сільпо», «Траш», Cim23, Roshen, «Фора», «Свій Маркет», Fozzy, «Коло», «Ашан», Winetime, Torba, «Посад».
Аптеки: АНЦ, «Подорожник», «Аптека 9-1-1», «Сальве», «Біла Ромашка», «Шара», «Благодія», «Вітамін», «Копійка», «Аптека Доброго Дня», «Аптека Оптових цін», «1 Социальная Аптека», «Мед-Сервис».
Заправки: OKKO, WOG, AMIC, SOCAR, «Укрнафта», «Авіас», «Шик Блеск», «БРСМ-Нафта».
Другие магазины: «Эпицентр», MasterZoo, Prostor, «Дніпро-М», «Фокстрот».
Glovo
В июне 2022 года испанский сервис доставки Glovo возобновил бизнес в Украине до 51% от мирных времен. Еще через три месяца работы и по возвращении на рынок крупнейшего партнера McDonaldʼs результат улучшился до 85%. Но ноябрьский блекаут откатил прогресс назад – 23 ноября сервис прекратил работу во всех 37 городах с начала воздушной тревоги до позднего вечера. Количество заказов в Киеве снизилось на 65% по отношению к предыдущей неделе, отчитывалась компания.
Доставка еды из ресторанов – самая популярная услуга Glovo, далее – продукты из супермаркетов и медикаменты. Сервис имеет собственные склады-дарксторы и сотрудничает с сетями «ЕКО маркет», АТБ, аптеками АНЦ и «9-1-1».
«Если в заведении отсутствует энергоснабжение, партнеры отключают свое присутствие в приложении для пользователей, соответственно, заказ нельзя оформить», – говорит генеральный директор Glovo в Украине Марина Павлюк. Компания обновила мобильное приложение, чтобы клиенты видели актуальный список заведений с генераторами. Если заказ не успели приготовить до выключения электричества, курьер и пользователь получат компенсацию.
Glovo обеспечил собственные службы – поддержку и курьеров – дополнительными источниками электричества, оборудовал пункты подзарядки и обогрева. В приложении появилось новое военное правило: если лифт не работает, курьер доставляет заказ только до пятого этажа включительно.
Как поймать интернет во время блекаута
(нажмите «читать больше»)
Главная «болевая точка» всех онлайн сервисов – доступ в интернет пользователя. Поэтому основные советы сводятся к одному: найти точки, где работает сеть.
- С начала ноября в Украине оборудуют так называемые «Пункты несокрушимости», где должно быть электричество и интернет.
- Также поймать сеть можно попробовать на АЗС в отделениях «Новой почты».
- Более 100 магазинов Rozetka оборудованы генераторами и терминалами Starlink, писал основатель онлайн-ритейлера Владислав Чечеткин. Тарелки спутниковой связи закупили некоторые столичные ТРЦ.
- Стандартная рекомендация – воспользоваться национальным роумингом и подключиться к сети другого мобильного оператора.
- Иметь при себе запас наличных денег и физическую банковскую карту.
- Заранее можно найти и сохранить несколько номеров классических служб такси, которые можно вызвать с телефона. GSM-связь при отключениях электричества стабильнее мобильного интернета.
Liki24.com
«Первые недели и месяцы полномасштабного вторжения мы почувствовали, что сервис является критической инфраструктурой», – говорит Авринский. Информация о наличии редких лекарств и возможность их доставить стали крайне важными. Однако в первые месяцы полномасштабной войны веерных отключений было меньше.
Как и другие сервисы новой экономики, Liki24.com не может работать, когда клиенты без связи. Основная функция – проверка наличия медикаментов в режиме реального времени – недоступна без подключения к сети.
В середине ноября стартап вместе с правительством Германии запустил фонд «Лекарства для Украины» на 25 млн грн. С него украинцам компенсируют 50% стоимости медикаментов. Скидкой успели воспользоваться десятки тысяч человек, говорит Авринский. Однако 23-25 ноября стартап получал 70-80% заказов от обычного.
Некоторые аптеки сообщали об остатках товаров в режиме офлайн – по телефону. Частичным решением стали «Пункты несокрушимости» со спутниковым интернетом и генераторами – пользователи заказывали лекарства из них. Другие варианты – самовывоз из аптек и доставка через почтовых операторов.
Что делает Liki24.com, чтобы оставаться доступным тем, кто поймает интернет? Данные перенесены в международное облако – это обошлось до $20 000, подсчитывает основатель. Логистический центр и офис оборудовали генераторами и спутниковым интернетом.
Онлайн-такси
Эстонский единорог Bolt и украинский Uklon – лидеры пятерки самых популярных в Украине служб онлайн-такси, по данным дашборда monobank. Американский Uber, с которого в мире началась эпоха такси-приложений, получает вдвое меньше заказов.
К октябрю 2022-го количество заказов у Bolt возобновилось до 50% от пиковых значений – их фиксировали в декабре предыдущего года. В настоящее время сервис работает в 27 городах, Мукачево, Дрогобыч, Каменец-Подольский подключили уже после российского вторжения.
Uklon в географическом паритете – сравнять счет удалось за счет Херсона. Компания возобновила работу в городе сразу после его освобождения. После обеда 23 ноября заказы в Uklon просели до 40% от показателей предыдущих суток, говорит маркетинг-директор Uklon Вадим Ищенко.
С начала октября водители приспособились и используют свои лайфхаки. Один из них – позвонить пассажиру, чтобы понять, где он будет ждать, говорит водитель Uklon Сергей. Приложение сервиса, в отличие от конкурентов, позволяет пассажиру увидеть прямой номер пассажира и водителя и позвонить ему без интернета. Также водители обмениваются информацией о зонах без связи, куда лучше не заезжать при выключении света, говорит Павлик. Своеобразными хабами, где можно поймать интернет и зарядить телефон, стали АЗС.
«После обстрелов, особенно после событий на прошлой неделе, ситуация ухудшилась», – говорит Павлик. В самые тяжелые для Bolt 23 и 24 ноября заказы падали на 5–40% в зависимости от города.
Отключения электричества неравномерны, полностью мобильная сеть не исчезает, даже если света нет длительно. В центре Киева ситуация была более или менее нормальная, на Виноградаре и Харьковском массиве заказов почти не было, говорит Павлик.
Чем могут помочь сервисы пассажирам? «Как бы нам этого ни хотелось, мы очень мало что можем сделать, – говорит Павлик из Bolt. – Нам в любом случае нужен интернет». Украинская Bolt входит в глобальную корпорацию, поэтому вряд ли может самостоятельно изменить и облегчить функции приложения.
Uklon также не менял функционал приложения, но рекомендует пользователям переключаться с мобильного приложения на веб-версию сервиса. Она не нуждается в сверхскоростном интернете, поэтому шансы сделать заказ с нестабильной связью выше. Со своей стороны, компания технически дорабатывает сервис, чтобы водители не теряли связь с приложением, говорит Ищенко.
Государственные сервисы: «Дія» и «Київ Цифровий»
Нововведением военного времени стал «єДокумент» в «Дії», который можно показывать полиции и бойцам Теробороны на блокпостах, чтобы подтвердить личность. В начале вторжения сгенерировать другие документы было нельзя, потому что не работали реестры. Поэтому Минцифры добавило «єДокумент». Он генерируется без интернета. В то же время с другими документами могут возникать проблемы во время блекаута. Их лучше сгенерировать, когда есть стабильный интернет. Так остается шанс, что они будут отображаться в «Дії» и без интернета.
«Київ Цифровий» и портал Киева будут на связи и останутся основными каналами», – говорит Петр Оленич, заместитель председателя КГГА, который занимается цифровой трансформацией города. В приложении есть уведомления о воздушных тревогах и доступности коммунальных услуг, оплата городского транспорта и т.д. Отказоустойчивость обеспечивают облачные решения и бесперебойное питание, уверяет Оленич.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.