Станислав Дмитрик и Алексей Юхимчук, учредители сервиса доставки Rocket. Иллюстрация Анна Наконечная /Наталья Кравчук
Категория
Инновации
Дата

Умереть достойно. Rocket закрылся, задолжав миллионы ресторанам. Теперь стартап, который оценивали в $50–100 млн, пытается обанкротиться

4 хв читання

Станислав Дмитрик и Алексей Юхимчук, учредители сервиса доставки Rocket. Иллюстрация Анна Наконечная Фото Наталья Кравчук

В прошлом году сервис быстрой доставки еды Rocket активно рос на гребне пандемии. Он работал с 3000 ресторанов в 25 городах Украины, выходил на иностранные рынки, а Forbes оценивал стартап в $50–100 млн. Из-за ареста первого инвестора Тимура Рохлина Rocket стал испытывать проблемы с финансированием. Полномасштабная война забила последний гвоздь в бизнес. Пытается ли стартап умереть достойно.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

«Хотим извиниться, что сложилось ощущение вакуума и фаундеры куда-то исчезли», – писали сотрудникам в марте соучредители Rocket Алексей Юхимчук и Станислав Дмитрик. Тогда они сообщили, что нового владельца найти не удалось, проект заморожен, а команде лучше искать новую работу.

Оба фаундера исчезли не только для сотрудников. «В марте – апреле еще кормили завтраками. Потом все исчезли», – говорит основатель сети «Юджин Фуд» Евгений Чернышенко. Ему Rocket задолжал сотни тысяч гривен.

Он не единственный, кому сервис доставки должен деньги. Forbes пообщался с владельцами десяти заведений, которым Rocket суммарно задолжал 1,16 млн грн.

Из опрошенных больше всего пострадала сеть виртуальных ресторанов Дениса Мамонова и Олега Скрипниченко. Она работает под брендами «МногоЛосося», «МногоСалата» и «Сушихо» только на доставку. На Rocket приходилось до 10% заказов. Долг составил 382 000 грн, говорит Мамонов.

Откуда такие долги? «Они продают наш продукт и берут через свое приложение деньги от клиента. Затем в срок до 30 дней должны компенсировать стоимость за вычетом 25% комиссии», – объясняет условия работы с Rocket владелец сети GastroFamily Дмитрий Борисов. Ему сервис не выплатил деньги за часть января и февраля – около 167 000 грн.

Комиссия и период наложенных платежей для ресторанов могли быть разными. Так, у «Юджин Фуд» были эксклюзивные условия: 20% с НДС и до трех недель в рассрочку, говорит Чернышенко. Он знаком с учредителями лично. Поэтому исчезновение Юхимчука и Дмитрика его задело особо.

«Деньги они получили за наши заказы. Их нужно было просто перевести, – говорит Чернышенко. – По факту все, что они получили за февраль в Украине, никому не вернули. Куда они их дели?».

Умереть достойно. Rocket закрылся, задолжав миллионы ресторанам. Теперь стартап, который оценивали в $50–100 млн, пытается обанкротиться /Фото 1

Forbes обратился к Алексею Юхимчуку и Станиславу Дмитрику. Оба ответили на сообщение. Впрочем, Юхимчук, сказав, что «проект остановлен с первого дня войны», больше не выходит на связь. Дмитрик «взял в работу» вопрос, но на момент публикации материала не дал ответ. Задержку он объяснил необходимостью консультации с юристом по некоторым вопросам.

Rocket в Украине на 2021 год работал в двух с половиной десятках городов с 3000 ресторанами. Крупнейшим партнером для сервиса был McDonaldʼs. В пресс-службе сети по запросу Forbes по задолженности от Rocket сказали, что не могут комментировать отношения с партнерами.

Контролируемое банкротство

«Если бизнес неплатежеспособен, то у него два пути: либо найти возможности для восстановления платежеспособности, либо банкротство», – говорит адвокат Axon Partners Андрей Раецкий. Если верить письму, которое основатели отправили команде в середине марта, Юхимчук и Дмитрик пытались пойти первым путем. Они вели переговоры о выкупе проекта, но с 24 февраля «все договоренности поставлены на паузу». Искать варианты, чтобы возобновить работу и выплатить долги, обещали и дальше. В начале мая ООО «Рокет Деливери» обратилось в Хозяйственный суд Киева, чтобы открыть дело о банкротстве.

Банкротство – цивилизованный способ не дать нескольким кредиторам взыскать долги и оставить шанс получить хоть что-то всем, кому задолжали, говорит Раецкий. В случае Rocket часть средств могли получить прежде всего рестораны. Потому что именно у них были отношения с «Рокет Деливери».

Хотя сотрудники и стоят выше в очереди на выплату, однако как минимум техническая команда работала не с украинским юрлицом. Разработчики – ФЛП – имели контракты с владельцем «Рокет Деливери» – кипрской Tisea Fresh Food Ltd, рассказал Forbes один из бывших сотрудников на условиях анонимности.

Чтобы открыть дело, Rocket должен был доказать в суде, что не может погасить долги. Для этого компания подала справку за подписью Дмитрика, что на 5 июля на счету она имела 19,98 млн грн, владела имуществом на 120 466 грн и должна была получить выплаты на 535 335 грн. Долги же составили 144,82 млн грн. Суд не принял ее в качестве доказательства и 6 июля отказал в открытии дела, поскольку компания не предоставила договоров, доказывающих задолженность.

Rocket может подать апелляцию, хотя до сих пор этого не сделал. После отказа суда 13 июля «Рокет Деливери» сменила место регистрации с Киева на Луцк. Впоследствии после переезда «Рокет Деливери» получила иск на банкротство от «Хоумленд Юкрейн».

В обоих судах арбитражным управляющим в банкротстве является луцкий адвокат Валерий Григорьев. Переезд компании может быть связан с тем, что волынский суд может быть более удобен для рассмотрения дела. Конечный бенефициар и «Рокет Деливери», и «Хоумленд Юкрейн» – Игорь Рохлин, отец Тимура Рохлина – первого инвестора Rocket. «Такие действия напоминают недобросовестное использование механизма банкротства для его максимального контроля», – говорит адвокат Раецкий. Тимура Рохлина немецкие правоохранители подозревают в мошенничестве. По запросу на экстрадицию в ноябре прошлого года Рохлина-младшего, гражданина Израиля, арестовали и отправили под домашний арест в Израиле.

У ресторанов, которым должен Rocket, до сих пор не было времени на суд. «Сейчас приоритет на удержании бизнеса и обеспечении волонтерской работы», – говорит Денис Мамонов. Того же мнения и Борисов: «Сейчас другой масштаб проблемы: восстановление уничтоженных заведений или релокейт заведений, которые находились на оккупированной или прифронтовой территориях».

Несколько рестораторов, с которыми разговаривал Forbes, в том числе Чернышенко из «Юджин Фуд», не прочь отстаивать права коллективно. Однако фокусироваться на этом, не уделяя внимания развитию бизнеса, не готовы. О том, что Rocket подал на банкротство, рестораторы не знали. Рассмотрение дела назначено на 1 августа.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд