Борьба за 2 млн украинцев. Индустрия фитнес-клубов перевернулась вверх дном. Как спортклубы пытаются снова загнать людей в залы /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Борьба за 2 млн украинцев. Индустрия фитнес-клубов перевернулась вверх дном. Как спортклубы пытаются снова загнать людей в залы

5 хв читання

Shutterstock

В сентябре 2021‑го крупнейшая в Украине сеть фитнес‑клубов Sport Life начала меняться. У компании, которая держит 56 клубов в 18 городах, появилось приложение для тренировок, а один из клубов автоматизировали. В нем теперь есть система, которая распознает лица и замеряет показатели тела.

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.

Меняться лидер рынка начал после появления дерзких новичков, которые вступили в борьбу за клиентов. Их в Украине не так много. По данным вице‑президента Украинской Фитнес Ассоциации Вадима Гуменюка, от силы 7% украинцев посещают тренажерные залы. Это приблизительно 2 млн человек. «Это не услуга первой необходимости»,– констатирует основательница сети FIZMAT Ярина Присяжнюк. В пандемию многие ради экономии отказались от фитнеса, говорит она.

Последние два‑три года количество спортклубов в Киеве быстро растет. Появилось два новых оператора: Smartass Дмитрия Дубилета, Михаила Рогальского, Катерины Кузьменко и других, а также Apollo Next, который входит в Fozzy Group. У первого стартапа три клуба в Киеве и Львове, у второго – на подходе четвертый в столице. Кроме них во время пандемии открывал новые залы hiitworks.

В чем причина? Освободились площади – появилась возможность для развития, говорит совладелец сети hiitworks Евгений Белинин. В 2022 году он планирует открыть еще пять клубов.

На что рассчитывают новички и как переманивают клиентов у старейшего и крупнейшего игрока, рассказывают Белинин и совладелица сети Smartass Катерина Кузьменко.

Екатерина Кузьменко, совладелица Smartass

Три спортклуба в Киеве и Львове, выручка в 2021 году – около 65 млн грн

О дифференциации

Когда мы открылись в 2019‑м, то немного перевернули рынок новым форматом – «фитнес‑клуб плюс ночной клуб». У нас залы практически без освещения, а групповые тренировки без годовых абонементов. Звучит крутая современная музыка по четко прописанным плейлистам, а тренеры работают по жестким стандартам.

Другая необычная составляющая – формирование комьюнити. Мы трансформируем наше приложение в соцсеть, где можно подписаться на кого‑то или посмотреть, кто подписан на тебя или заинтересован с тобой ходить на тренировки. Платформа позволяет клиентам взаимодействовать между собой.

Мы отказались от годовых абонементов. Для нас это стимул улучшать сервис и быть на постоянной связи с клиентом. Мы не заинтересованы продать больше абонементов, которые будут лежать мертвым грузом. Нам нужно, чтобы человек ходил и оставался с нами. Это формирует lovemark.

Илья Филиппов

Илья Филиппов

основатель платформы EdEra

«У спортклубов нового поколения современный подход к тренировкам: в зале музыка, необычный свет и нестандартные упражнения. Это интереснее, чем просто качать 40 раз какую-то часть тела. Я хожу в Smartass. Они формируют сообщество и устраивают вечеринки. Я познакомился с новыми друзьями, с которыми запустил совместные проекты».

Как мотивировать сотрудников

У тренера Smartass, кроме глубоких знаний физиологии и биомеханики,должна быть харизма. Он должен зажигать стадионы, как Монатик.

Мы с Дмитрием Дубилетом и Виктором Глущенко не работали в фитнес‑индустрии, но насмотрелись тренировок в Нью‑Йорке иЛондоне и хотели сделать такой же уровень в Украине. Когда пытались рассказать о них первым тренерам, нас не поняли. Чтобы решить эту проблему, поехали с фитнес‑директором в Лондон, где прошлись по разным тренировкам и разобрали форматы спортклубов. Потом он учил ребят в Украине.

Борьба за 2 млн украинцев. Индустрия фитнес-клубов перевернулась вверх дном. Как спортклубы пытаются снова загнать людей в залы /Фото 1

Екатерина Кузьменко, совладелица Smartass.

Перед запуском первого зала на Жилянской мы привезли тренера из Лондона. Он учил инструкторов, что делать на тренировках, как вдохновлять людей ходить в зал. Мы учим работать с голосом, эмоцией, с музыкой и светом. Продукт должен нравиться, а без обучения тренеров этого не получится.

О цифровых решениях

Основной канал продвижения – диджитал. Нашей аудитории 20–40 лет, и она в основном в Instagram. К тому же у нас визуальный продукт. Сложно донести словами атмосферу ночного клуба или громкую музыку. И, конечно, мы распространяем информацию через лидеров мнений. Экспериментируем с другими инструментами – тестируем билборды.

Много процессов у нас завязано на людях. Но продажи мы автоматизировали. Наша система помогает собирать big data о клиентах. Например, отслеживать, как давно они покупали или посещали занятие. Это повод для коммуникации с ними.

Система помогает тренерам придерживаться стандартов. В ней видно заранее, кто идет на тренировку. Есть отметка «новичок». К нему тренер должен обратиться по имени, посмотреть его фото или Instagram‑профиль для более наполненной коммуникации. Мы анализируем отзывы о каждом занятии.

В нашем приложении, как в Uber, высвечивается окошко «Оцените вашу тренировку». Отзыв ниже пяти звездочек оцениваем как негативный, после чего связываемся с клиентом. Оценки отображаются в системе и формируют рейтинг тренеров.

Евгений Белинин, совладелец hiitworks

10 спортклубов в Киеве, выручка в 2021 году – 43 млн грн

О дифференциации

Мы строили свой бизнес максимально непохожим на «качалки», а также ориентировались на то, какие боли у клиентов. Мы поняли, что их основные проблемы – «не знаю, что делать с тренажером», «нет времени» и «нет результата». Мы решили, что будем строить свое конкурентное преимущество на стремлении приносить концентрированную пользу.

У нас фитнес‑клуб с небольшим количеством тренажеров. Клиенту не нужно разбираться, что делать – для этого есть тренер. Он подбирает вид групповых тренировок каждому посетителю и следит за выполнением движений. Наши групповые тренировки отличаются от классических. Тренер не стоит на подиуме, как в обычных залах, а помогает клиентам. Находясь в группе, они чувствуют индивидуальный подход, не ощущают себя в массовке.

Борьба за 2 млн украинцев. Индустрия фитнес-клубов перевернулась вверх дном. Как спортклубы пытаются снова загнать людей в залы /Фото 2

Евгений Белинин, совладелец hiitworks.

Как мотивировать сотрудников

На рынке гигантский дефицит кадров. Мы привлекаем и учим людей не из фитнеса. Тех, у кого нет спортивного образования, но они давно в спорте и хотят работать в этой сфере. Самые тяжелые – люди, работавшие в тренажерных залах. Они не знают, как тренироваться без оборудования.

У нас тренировка строится не от оборудования, а от клиента. Тут важнее уметь понимать запрос человека, определять его возможности и находить способ решения его проблем.

К саморазвитию лучше всего тренера подталкивает среда: он должен видеть коллег, которые постоянно учатся и растут. Клиенты хотят решить свои проблемы и идут к тому тренеру, который знает, как им помочь.

Александр Савилов

Александр Савилов

сооснователь фитнес-клуба «Подольский» и сети салат-баров Salateira

«Классические спортклубы с годовыми абонементами устарели. В современном спортклубе большую часть пространства должны занимать не тренажеры, а зоны для групповых занятий и свободных весов (штанги, гантели и оборудование для занятий с ними. – Forbes). Мы построили классический спортклуб и сегодня его трансформируем – расширяем зону свободных весов из-за спроса».

О геймификации

Мы проводим соревнования между группами одной или нескольких студий. Для этого у нас есть специальное приложение, где клиенты видят свою и чужие группы. Соревнования длятся до месяца.

На тренировках на выносливость мы выдаем датчики, которые показывают на плазменном экране, висящем в зале, пульс каждого тренирующегося.

В устоявшихся группах выше процент тех, кто продлевает абонементы. У человека есть коллектив, тренер, он всех знает и его знают, и он хочет возвращаться. Проблема разовых занятий – желание бросить. Нам они невыгодны, поскольку не вызывают привязки к фитнес‑клубу.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні