«Ашан» /Shutterstock
Категория
Компании
Дата

Гипермаркеты – это прошлое. Ашан, Fozzy, Varus ищут новую жизнь в магазинах возле дома. Почему ритейл пошел в минимаркеты

5 хв читання

«Ашан» Фото Shutterstock

В конце 2020-го у киевской станции метро «Почайна» открылся минимаркет «Ашан». Это был первый в стране магазин такого формата французского розничного гиганта. В малые форматы пошли и другие игроки. VARUS, «Таврия В», Fozzy Group открывают минимаркеты или магазины у дома.

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

Сети осваивают новые форматы, чтобы не остаться на обочине прогресса. По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine, в 2020-м количество небольших торговых точек выросло в Украине почти на 19%, до 3206. Число гипермаркетов за то же время сократилось на 1%, супермаркетов – выросло на 4%.

Магазины у дома и минимаркеты оказались особенно востребованными во время локдаунов. Покупатели стараются тратить на покупки меньше времени, поэтому выбирают торговые точки, где это можно сделать быстрее, говорит исполнительный директор VARUS Наталья Азюковская. По ее словам, украинцы перестали воспринимать поход в супермаркет как развлечение. Это рутина, которую стараются закончить побыстрее. «Раньше мы рассчитывали количество касс и тележек исходя из того, что человек проводил в супермаркете как минимум час, – поясняет Азюковская. – Сейчас клиент стремится проводить в супермаркете не более 15 минут».

На рынок ритейла вышли и совсем новые игроки. В середине 2021 года службы доставки Glovo и Bazar запустили в Киеве свои дарксторы. Они рассчитывают на то, что украинцы привыкают покупать онлайн и будут делать это все чаще. По данным PwC, в 2020-м 14% потребителей увеличили закупки через интернет.

Идеальный шторм для крупноформатного ритейла. Где игроки ищут тихую гавань?

Наталья Азюковская, исполнительный директор VARUS

111 магазинов площадью 300–2000 кв. м, выручка за 2020 год – 12,9 млрд грн

О форматах

Гипермаркеты – это прошлое. Посмотрите на мир: французский «Ашан» и британская Tesco Small is beautiful их больше не развивают. Супермаркеты тоже становятся компактней. Если раньше торговый зал супермаркета был в среднем 3000 кв. м, то сейчас– 1700 кв. м. Мы не планируем открывать большие торговые точки, как раньше.

Объекты площадью от 2000 кв.м. приносят три чека на квадратный метр в сутки. Магазин на 300 кв.м. – 10 чеков на квадратный метр. Малые магазины могут иметь выше маржу, потому что клиент готов платить дороже за товар, который рядом с домом.

Продуктовых магазинов в Украине меньше, чем в Польше, но достаточно для того, чтобы покрыть спрос. Прошло время, когда ниша офлайн была настолько пуста, что эффективность не имела значения.

До пандемии мы начали развивать новый формат – магазины на 300–500 кв. м. Ав 2020‑м– площадки to go, небольшие магазины площадью 50 кв.м в местах с большой проходимостью. В 2022-м запустим маленькие магазины у дома, площадью до 150 кв. м, куда можно спуститься в тапочках и купить набор продуктов, нужных прямо сейчас.

К середине следующего лета рассчитываем открыть порядка 100 магазинов небольших форматов.

Классическая большая розница может вытеснить конкурентов, открывая небольшие форматы. У них большая закупочная сила, маркетинговые рычаги и бонусы от поставщиков. Еще пять лет назад на рынке дрогери-сетей были мелкие магазины бытовой химии. Теперь там только три игрока и региональные сети

Об эффективности

Мы все время думаем, как ускорить процесс покупки. Важные элементы программы– установка касс самообслуживания, максимально упакованный товар, весы с экраном тачскрин.

Совершенствуем клиентский путь вторговых залах. Покупатель хочет интуитивно понимать, где и что стоит. В интернет‑магазине стремимся, чтобы человек находил нужный товар с минимальным количеством итераций.

Продаем на платформе, которую в пандемию написали за две недели. Она была сделана «на коленке», разрабатываем новую. И хотя пока доля онлайн‑заказов небольшая, сегодняшние усилия упростят работу на следующем этапе, когда люди захотят покупать, не выходя из дома.

Гипермаркеты – это прошлое. Ашан, Fozzy, Varus ищут новую жизнь в магазинах возле дома. Почему ритейл пошел в минимаркеты /Фото 1

Наталья Азюковская, исполнительный директор VARUS

Тестируем собственную доставку. В новых супермаркетах часть залов переоборудовали под точки сбора и фасовки, поставили отдельные кассы. Планируем добавить доставку готовой еды из кафе VARUS. Пока это сложно сделать, все готовится из‑под ножа. Дописываем программы, которые помогут лучше планировать.

На очереди – приложение для мобильной кассы и сборщиков онлайн‑заказов. Оно будет показывать сборщику место, где находится товар, или сигнализировать о завершении работы над заказом. Это сократит количество несвоевременно собранных пакетов (сейчас – 35% от всех заказов).

Следующий шаг – открыть даркстор в Киеве или Днепре. Благодаря этому количество задержек должно упасть до 1–2%.

О новых игроках

Glovo – крупнейший из онлайн‑конкурентов для VARUS. Он открыл даркстор в Украине. Наше преимущество – физические магазины. Мы можем экспериментировать с ассортиментом итестировать его востребованность на действующих точках.

Их же преимущество – в доставке. Но в ассортименте им доступна лишь аналитика по рознице, с которой они работали. Это часть информации. Будем учиться у них быстрой доставке, а они у нас – формированию ассортимента.

Елена Вдовиченко, СЕО METRO Ukraine

26 центров и магазинов оптовой торговли площадью 7000–10 000 кв. м, выручка за 2020 год – 21,4 млрд грн

О форматах

Магазины METRO Cash & Carry есть во всех основных городах‑миллионниках. Магазины Metro Cash & Carry есть во всех основных городах-миллионниках Украины. Пока мы не собираемся открывать торговые точки больших форматов.

Чтобы конкурировать с магазинами у дома, мы активно развиваем электронную коммерцию. Такая стратегия омниканальности позволяет нам наращивать долю на рынке, не открывая торговых центров. Украинцы хорошо реагируют на эту модель. За последние два года доля e‑commerce выросла у нас с 3% до 10%. Для сравнения: в целом по рынку доля онлайн‑продаж – 1,5%. И мы видим положительный тренд. В течение нескольких лет она может вырасти до 5%. Этого мало, чтобы полностью уходить в интернет. Поэтому гибридная модель, офлайн + онлайн, останется на ближайшие 10 лет.

из личного архива

Елена Вдовиченко, СЕО METRO Ukraine. Фото из личного архива

Развиваем собственные торговые марки. Их доля доходит до 17%. До 2026‑го планируем довести ее до 24–25%. Это товары из соседних стран и Европы. Для любого ритейлера такие товары – большая прибыльность. Маржа не делится на поставщиков, нет расходов на рекламу. В Украине этот рынок по сравнению с Европой и США все еще активно развивается. Он будет расти двузначными цифрами.

У дарксторов ограниченное количество товара. Мы не будем играться в последнюю милю, где важно время заказа. Будем отталкиваться от ассортимента с фокусом на собственные марки и потребности покупателя.

Открывая малые форматы в местах, где не хватает больших торговых помещений, сети увеличивают свою узнаваемость и лояльность аудитории. Таким образом крупные игроки становятся более гибкими и к тому же решают проблему с дефицитными помещениями стандартного для них формата

Евгения Локтионова директор UTG

Об эффективности

Чтобы быть конкурентными по цене, постоянно минимизируем затраты, повышаем эффективность процессов и транзакций. Например, сокращаем неэффективные позиции в ассортименте и увеличиваем продажи на одном наименовании товара. В торговых центрах, кроме касс самообслуживания, внедряем fast checkout, чтобы покупатель, самостоятельно отсканировав товар, быстрее оплачивал его на выходе. Так мы сокращаем объем работы персонала, уделяя больше времени анализу потребителя и предложений.

Увеличиваем число аналитиков, роботизируем повторяющиеся процессы и расширяем кругозор отдела закупок. Цель – эффективнее находить новые источники товаров.

Стоимость персонала будет увеличиваться. Все хотят иметь профессиональных сотрудников, которые будут заниматься аналитикой, разработкой и стратегией. Предложений на рынке не так много. Да и IT‑компании задают тренд по высоким заработным платам. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд