С 25 февраля «1+1», ICTV, «Рада» и «Украина 24» запустили телемарафон «Единые новости». Телеканал «Интер» присоединился к марафону 26 февраля. /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги

6 хв читання

С 25 февраля «1+1», ICTV, «Рада» и «Украина 24» запустили телемарафон «Единые новости». Телеканал «Интер» присоединился к марафону 26 февраля. Фото Shutterstock

Информационную повестку в Украине теперь диктует фронт, и крупнейшие телеканалы, которые еще три месяца назад конкурировали, объединились и нон-стоп вещают новости. Как это работает и надолго ли у них хватит денег.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Когда началась война, руководители и сотрудники крупнейших телеканалов страны завели чат в WhatsApp, чтобы объединиться. По словам директора «Медиа Группы Украина» Евгения Бондаренко, это нужно было, чтобы лучше противостоять военной и информационной агрессии России. 

Самостоятельно, по его словам, ни одна медиагруппа не потянула бы новости 24/7 – люди бежали от войны и в редакциях не хватило бы рук. 

С 25 февраля «1+1», ICTV, «Рада» и «Украина 24» запустили телемарафон «Единые новости». Телеканал «Интер» присоединился к марафону 26 февраля. «Из 200 сотрудников редакции «Подробности» на работу приехали 30 человек. Нас подстраховали коллеги из «Интера» и НТН, благодаря их участию мы смогли выйти в эфир», – говорит генеральный директор «Подробностей» на «Интере» Назим Бедиров.

Каждый канал брал на себя эфирный слот и с помощью своих журналистов освещал новости в стране. Со 2 марта подключился и UA:Перший. Теперь каждый канал работает в эфире по пять часов.

Идею поддержали и на государственном уровне – в Министерстве культуры и Национальном совете теле- и радиовещания. Их представители теперь участвуют в ежедневной единой планерке на 10 утра. Они обсуждают темы, но каждая медиагруппа готовит свой эфир сама.

Телемарафон транслируют все платформы – телевидение Т2, спутник, ОТТ-платформы, стриминговые сервисы, а также 88 региональных каналов и радио. Его можно смотреть даже в приложении «Дія».

До войны самым рейтинговым телеканалом, по данным Индустриального телевизионного комитета, была «Украина» Рината Ахметова с долей чуть больше 10% в феврале 2022 года, «1+1» – на втором месте (7,5%), «Интер» – на пятом (5,4%). Для сравнения: самый высокий рейтинг выпуска вечерних новостей объединенного эфира на «1+1» – почти 7,6%.

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 1

«Интер»

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 2

«Интер»

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 3

«Интер»

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 4

«Интер»

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 5

«Интер»

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 6

«Интер»

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 7

«Интер»

Данило Павлов для Forbes Україна

«Интер» Фото Данило Павлов для Forbes Україна

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 8

«Интер»

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 9

«Интер»

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 10

«Интер»

Предыдущий слайд
Следующий слайд

О своем желании присоединиться к телемарафону спустя несколько недель единого эфира заявили «5 Канал» и «Эспрессо TV», но не смогли договориться. «Мы не возражали, чтобы они подключились, – говорит глава Национального совета по вопросам теле- и радиовещания Ольга Герасимьюк. – У нас был долгий разговор с руководством каналов, но им не подошли условия». 

Позиция канала "Эспрессо" (додано 2.05.2022)

Телеканал «Эспрессо» никогда не получал предложение поучаствовать в телемарафоне «Единые новости» и не был участником никаких переговоров по этому поводу. Мы информировали соответствующие органы о своем желании присоединиться, но ответа так и не получили. Вместо этого 4 апреля концерт РРТ незаконно и без объяснений отключил вещание телеканала в цифровом эфире. Обращение коллектива «Эспрессо» по поводу этого вопиющего нарушения свободы слова было проигнорировано.

Речь шла о желании телеканалов параллельно с марафоном транслировать свой собственный контент, сказал «Бабелю» первый вице-спикер парламента Александр Корниенко. Участники марафона были не согласны с этим условием. В итоге, «5 Канал», «Прямый» и «Эспрессо TV» ведут собственные эфиры.

18 марта президент ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны про единую информационную политику. Так общенациональные каналы, которые ориентированы на информационно-аналитические программы, а не развлекательный контент, должны на время военного положения транслировать телемарафон «Единые новости». Согласно этому закону, «5 Канал», «Прямый» и «Эспрессо TV» должны тоже присоединиться к эфиру, но когда это произойдет – неясно. 

Каналы, которые транслировали развлекательный контент – детские мультфильмы, кино или музыку, –постепенно будут его возобновлять. «Людям нужно дать возможность перезагрузиться, очень сложно жить в режиме постоянного марафона», – говорит Герасимьюк.

Делиться контентом вошло в привычку

Первый месяц полномасштабной войны редакции телеканалов прожили в офисе – ездить каждый день на работу было опасно и сложно, а из дома работать на ТВ невозможно. Были случаи, когда наши коллеги шли пешком несколько часов с левого берега в редакцию, говорит Бедиров. Матрасы и спальные мешки в редакциях телеканалов лежат до сих пор. 

Проблемы были не только с логистикой, но и с организацией. В первые дни ведущие могли на эмоциях материться в эфире; на некоторых видео не было титров.

Ситуация наладилась, а привычка страховать друг друга и делиться контентом осталась. Каждый канал готовит не только пять часов всего эфира, но и резервные видео для других каналов. Если есть уже готовый контент, включение ICTV может оказаться в слоте вещания «Интера», и наоборот.

У каждого телеканала есть своя сильная сторона. Например, «Рада» отвечает за события в парламенте и ее журналисты могут включиться, когда эфир ведут другие каналы.

У «Интера» есть корреспондентские пункты в 12 регионах, а также в Великобритании, США, Израиле, Бельгии и Германии. «Если нужно было включение из одной из этих точек, мы помогали», – говорит Бедиров.

Еще один пример: «1+1» вместе с «Киевстаром» 22 апреля организовывал благотворительный концерт «Океана Эльзы» в киевском метро на станции «Золотые ворота». В мирное время мы бы тщательно оберегали права на этот показ, а сейчас мы позволили всем использовать наш контент на YouTube-каналах других медиагрупп, говорит директор «1+1 media» Ярослав Пахольчук.

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 11

Канал 1+1

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 12

Канал 1+1

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 13

Канал 1+1

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 14

Канал 1+1

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 15

Канал 1+1

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 16

Канал 1+1

Предыдущий слайд
Следующий слайд

«Деньги закончились уже вчера»

Все участники единого марафона говорят, что готовы работать в таком формате до победы Украины над российской армией, но ресурсы есть не у всех.

Телеканалу «1+1» один месяц телемарафона обходится в 35-25 млн грн, говорит Пахольчук. Телеканал «Украина» тратит $1 млн-$800 000. 

Во время войны у «1+1» осталось только два проекта: единый марафон и его русскоязычная версия «FreeДом» (запустилась 10 марта). Над ними работает 700 человек.

 До войны основным каналом заработка для каналов была реклама, но сейчас этот рынок замер, а рекламных блоков в марафоне нет. Есть каналы, которые получают дополнительные доходы. Например, «Медиа Группа Украина» получает доходы от провайдеров, которые платят за трансляцию контента. 

«Сейчас рекламный рынок близок к нулю, но доходы от дистрибуции поступают», – говорит директор «Медиа Группы Украина» Евгений Бондаренко. Он не уточнил сумму.

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 17

Инфографика: Леонид Лукашенко

*Финрезультат ТРК «Украина» включает телеканалы «Украина», «НЛО TV», «Индиго TV», «Футбол 1/2/3» и «Донбасс», а также средства, потраченные на старт «Украина 24».

Пока что каналы массово не увольняли людей и большинство получили полные заработные платы за февраль и март, а те, кто принимал участие в марафоне, – даже премии. Но какую-то часть персонала сократить все же пришлось.

«Интер», например, попрощался с 160 сотрудниками, которые выехали за границу и долгое время не выходили на связь. «В военное время все проще – нет черного или белого, кто-то готов работать даже под пулями, а кто-то нет», – говорит Александр Омельянчик, операционный директор программы новостей «Подробности» на «Интере». 

Из телеканала «Рада» уволилось пять человек – во время войны они решили не возвращаться из-за границы.

Телеканалу «1+1» хватит денег участвовать в марафоне до конца лета, а на «Интере» говорят, что ресурсы уже на исходе. «У нас деньги закончились еще вчера», – говорит Бедиров. Бюжета хватит только покрыть зарплатный фонд, а другие затраты канал оплатить не сможет. Для примера: только за эфирный сигнал каналы платят провайдеру цифрового эфирного телевидения «Зеонбуду» $500 000 в год. 

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 18

Канал Рада

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 19

Канал Рада

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 20

Канал Рада

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 21

Канал Рада

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 22

Канал Рада

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 23

Канал Рада

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 24

Канал Рада

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 25

Канал Рада

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 26

Канал Рада

Медиавойна за миллионы долларов в месяц. Каналы Ахметова, Пинчука, Коломойского и Фирташа объединили в один эфир. Как это работает и откуда брать деньги /Фото 27

Канал Рада

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Ситуация нестабильная и на государственном телеканале «Рада», который полностью зависит от бюджета. В условиях военного положения бюджет телеканала урезали больше чем в два раза. «60% средств, выделенных на телеканал «Рада», вернутся в бюджет», – говорит директор канала Вадим Перенчук. В 2021 году на телеканал в госбюджете было заложено 320 млн грн.

Проблемы с зарплатами у телеканалов могут начаться в ближайшие месяцы, если государство не будет их субсидировать. «Мы, безусловно, рассчитываем, что рано или поздно государство начнет нас поддерживать хотя бы частично», – говорит Пахольчук. 

О необходимости государственной поддержки говорят все участники марафона, но в бюджете может не быть на это денег. «[Чтобы подстраховаться], мы проводим консультации с международными донорами, – говорит Герасимьюк. – Но конкретики пока нет».

Еще одно решение: возобновить рекламные контракты. С 24 апреля телеканалы получили разрешение от регулятора на продажу рекламы на каналах, не участвующих в телемарафоне. «Рассчитываем, что рынок начнет медленно, но восстанавливаться, и рекламодатели будут возвращаться», – говорит Пахольчук.

Рекламные блоки могут запустить и в самом марафоне, но это решение еще обсуждают, говорит Герасимьюк.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд