Телепродюсер Алексей Семенов создает информационные телеканалы для самых богатых украинцев. Среди его клиентов – Порошенко, Медведчук, Столар, а месячное вознаграждение может стартовать от $50 000.
24 августа 2017 года в помещении нового информационного телеканала «Прямий» начался ремонт. Наблюдать его в режиме реального времени мог любой желающий. Ведущие Матвей Ганапольский и Евгений Киселев вещали из самого сердца строительных работ, периодически отвлекаясь на заляпанных краской людей, снующих за спиной. «Команде надо чем‑то заняться, пока идет строительство канала», – шутил генпродюсер «Прямого» Алексей Семенов. Именно он придумал нестандартный ход для нового медиа.
Нестандартный ход, привлекающий внимание, – не блажь, а производственная необходимость. На момент появления «Прямого» в украинском эфире уже вещали с десяток мелких информационных каналов, дравшихся за довольно небольшую аудиторию. По словам гендиректора «24 канала» Романа Андрейко, в спокойное время просмотр информканалов не превышает 10%, а когда происходят общественно значимые события, доля может вырастать до 16%. По сравнению с крупными телеканалами это немного. К примеру, у одного из лидеров ТВ‑рынка, ICTV, за семь месяцев 2021 года среди телезрителей 18–50 лет, живущих в городах от 50 000 человек, доля составила 9,4%, у «Нового» – 7,4%.
В 2018‑м «Прямий» под руководством Семенова стал шестым среди информационных телеканалов. А спустя год потеснил со второго места NewsOne и подобрался к лидеру– «112 Украина». К обоим каналам приложил руку он же. Семенова можно считать одним из создателей технологии информационных каналов в Украине, говорит шеф‑редактор отраслевого издания «Детектор медиа» Наталья Лигачева. По словам Семенова, 46, он стремится делать каждый новый канал более современным, чем предыдущий, и это заставляет других подтягиваться.
Как продюсеру удается все время опережать самого себя? Все дело в финансировании, считает Андрейко. По его словам, на создание «24 канала» в 2008 году он взял кредит в банке $2 млн под 11,5% годовых. А ценник на запуск каналов, которыми занимается Семенов, может, по информации основателя сайта PROTV Александра Глущенко, достигать суммы от $10 млн. Вознаграждение лично продюсера, по данным двух источников, один из которых с ним работал, может стартовать от $50 000 в месяц.
Семенов не отрицает, что отказывается от низкобюджетных предложений, не называя конкретные цифры. Мол, их все на рынке знают. Высокопрофессиональный канал, по его словам, за маленькие деньги не построишь – «лучше не соваться».
Но есть кое‑что еще. Семенов говорит, что не делает ничего, что не вызывает энтузиазма в нем самом. «Семенов – нелинейный чувак, – говорит совладелец «Студии Савика Шустера» Павел Елизаров. – Он видит и делает вещи, которые другие не замечают». Евгения Захарова, правая рука Семенова, работающая с ним с 2013 года, объясняет, что продюсер находит ответы, сопоставляя факты, которые другие и не додумались бы достать из своего багажа знаний и опыта.
Мелкая, но заметная деталь – огромный микрофон, с которым работают репортеры «Прямого». Гигантскую неэстетичную ветрозащиту брендировали логотипом канала – теперь название канала видят даже зрители конкурирующих телекомпаний.
Новый канал должен быть похожим на другие, но при этом забрать у них максимальное количество аудитории, рассказывает Семенов. «Искусство генерального продюсера в том и состоит – когда ты можешь это сделать, а другие не могут»,– говорит он.
В декабре 2021 года стало известно, что Семенов руководит перезапуском парламентского телеканала «Рада». Народный депутат от «Европейской солидарности» Ирина Геращенко, выступая с трибуны, раскритиковала выбор продюсера, напомнив, что именно он «ставил» антиукраинские каналы из закрытого решением СНБО холдинга Виктора Медведчука.
Неразборчивость в выборе инвесторов – главная претензия конкурентов к Семенову. «Для него не имеют значения идеология и политические пристрастия», – говорит бывший руководитель одного из национальных ТВ‑каналов, согласившийся комментировать на условиях анонимности. «Ему по барабану, что строить, это просто исполнитель, который за бабло»,– считает Глущенко.
Канал «112 Украина» Семенов якобы создавал на деньги никому не известного бизнесмена Андрея Подщипкова, которого медиа связывали с экс‑министром внутренних дел Виталием Захарченко. NewsOne Семенов перезапускал в 2015‑м на деньги бывшего регионала Евгения Мураева. «Прямий» создавался на деньги президента Петра Порошенко, а ZIKом, которым продюсер занялся в 2019 году, владел близкий соратник Медведчука Тарас Козак. Семенов говорит, что ему все равно, какие политические взгляды у владельца. «Если эти партии существуют в Украине, если они не являются запрещенными, то почему бы и нет»,– замечает он.
На этажах, где сидели руководители, были кабинеты, где люди тушили окурки в углах
С другой стороны, считает экс‑руководитель национального канала, Семенов не использует идеологию, чтобы манипулировать сотрудниками. «Он давит на профессионализм, и в него там все влюблены»,– рассказывает он. На встрече с сотрудниками телеканала ZIK в 2019 году Семенов говорил: «Сегодня невозможно [без денег] создать полноценное массмедиа, для этого необходимы большие вложения. Поэтому ты идешь всю жизнь на какие‑то компромиссы». Стенограмму встречи опубликовало издание «Бабель».
Семенов родился и вырос в России. Карьеру начал на нижегородском областном телевидении помощником режиссера. В 1998 году программа «Детский адвокат», в которой Семенов был режиссером, автором и ведущим, получила самую престижную российскую телевизионную премию ТЭФИ. Рассказывает: благодаря тому, что начинал с азов, знает телевидение досконально. «Когда ты совершаешь даже маленькую ошибку, то теряешь доверие, значит, ты не являешься специалистом, – поясняет Семенов. – Чтобы не совершать этой ошибки, ты должен знать все лучше, чем подчиненные».
В Украину продюсер приехал в 2003‑м работать в команде политтехнолога Марата Гельмана, который вел президентскую кампанию Виктора Януковича. После этого Семенов работал на «Интере» и телеканале НТН. В 2010‑м стал генпродюсером «Первого национального», который возглавил друг Семенова Егор Бенкендорф.
«На этаже, где сидели руководители, были кабинеты, в которых люди тушили окурки в углах», – вспоминает состояние госканала Семенов. Однажды ему стало стыдно перед Михаилом Поплавским, который пришел на переговоры, за ужасный туалет. «Люди так и относились к своей работе, – вспоминает продюсер. – Ведь когда ты живешь как в свинарнике, то и ведешь себя соответствующе».
Хороший ремонт в офисе он считает необходимым условием для успешной работы, ведь люди проводят там большую часть жизни. «Владелец канала должен потратиться на хороший, красивый ремонт, чтобы всем было кайфно работать»,– говорит Семенов.
Телеведущая Татьяна Гончарова, которая работала с Семеновым на государственном ТВ, вспоминает тот период как время всплеска визионерских фантазий. «Мы постоянно что‑то придумывали», – рассказывает она. Количество просмотров «Первого национального» тогда увеличилось: канал, который всегда был во второй десятке, по отдельным передачам поднимался до шестого‑седьмого места.
•••
Семенов утверждает, что первым инвестором, которого он убедил вложиться в ТВ, стал бизнесмен Андрей Подщипков. По словам Подщипкова, он загорелся идеей продюсера – создать информационный телеканал, работающий в режиме прямого эфира и совмещающий в себе ТВ и технологии интернета. Так появился «112 Украина». «Семенов сказал: давайте запустим канал, который будет зеркальным отображением жизни в соцсетях», – рассказывает Гончарова.
Подщипков, который согласился встретиться с репортером Forbes в автосалоне во время покупки Mersedes‑Benz G‑Class, уверяет, что телевидение его манило с детства: отец работал на полтавском ТВ. Рассказывает, что инвестировал исключительно свои средства, которые заработал на торговле минеральными удобрениями.
В 2019 году муж совладелицы канала Ольги Зубрицкой Виктор в интервью изданию «Детектор медиа» объявил себя реальным владельцем канала, а Подщипкова – номинальным лицом. Несколькими годами ранее генпрокурор Виталий Ярема назвал Зубрицкого организатором отрядов титушек, действовавшим под руководством тогдашнего министра МВД Виталия Захарченко.
«112 Украина» связан с Революцией достоинства не только этим. Вещать телеканал начал за несколько дней до Майдана, рассказывает Захарова. Изначально круглосуточный прямой эфир не планировался. Идея была в том, чтобы вещать вживую только половину времени, оставшееся заполнять повторами. Решение о круглосуточном вещании в прямом эфире принял Семенов. «Леша сказал, что нужно каким‑то образом продержаться, – вспоминает Захарова. – Это было самое крутое решение, после него мы уже могли придумывать другие крутые штуки».
Выстрелить «112 Украина» помог интерес украинцев к Майдану, подтверждает Подщипков.
На «112‑м» удешевили передачу сигнала с места событий. Репортерам выдали айпады и смартфоны, чтобы они передавали картинку через интернет. До этого момента такие включения стоили дорого, рассказывает эксперт общественного объединения «Информационное сообщество» Андрей Соломаха. По его словам, все остальные каналы тратились на выездные студии в виде микроавтобуса со спутниковой тарелкой на крыше. Если добавить к этому затраты на оператора, водителя и инженера, десяток включений мог обойтись, по словам Соломахи, в $5000. Никому не приходило в голову, что в эфир можно выдавать несовершенную картинку с планшета, говорит Семенов. А ему пришло.
Самыми дешевыми были прямые эфиры. «Ничего не делаешь, а только говоришь часами, – рассказывает на условиях анонимности бывший топ‑менеджер канала, запущенного Семеновым. – Красивые и умные все время говорят, и на этой говорильне ты делаешь рейтинг». Подщипков утверждает, что час вещания «112‑го» стоил $15.
Рекламу в эфир, по его словам, он давать не хотел – чтобы не оттолкнуть зрителей.
•••
«Надо придумывать что‑то новое, иначе мы не получим аудиторию», – говорил сотрудникам ZIK Семенов на встрече после смены владельца. «У тебя должно быть свежее предложение, – поясняет он свою мысль. – Ты должен понимать, где возьмешь аудиторию, которая будет тебя смотреть».
На ZIK Семенов придумал передачу «Великолепная четверка», посадив в кадре четверых ведущих и отменив обязательных гостей в студии. Их стали приглашать только на вечерние разговорные программы и ток‑шоу. Почему именно четверых? Такая конструкция позволяет собрать разные типажи ведущих, интересных разной аудитории, говорит он. Плюс картинка «на четверых» динамичнее, чем «на троих».
Другим новшеством стали открытые студии, где рядом с ведущими в кадре находятся журналисты. На «112‑м» это было небольшое окно из студии, на NewsOne из этого сделали фишку, рассказывает арт‑директор команды Семенова Роман Дворнин. «Если человек встал из‑за стола и куда‑то пошел во время прямого эфира, это прекрасно, – говорит он. – Это жизнь в кадре, движ». На «Прямому» и вовсе сделали ньюсрумы, переходящие в студии.
На региональном Kyiv.live в прямом эфире показывают даже аппаратные. Канал принадлежит скандальному киевскому застройщику Вадиму Столару. Как и Odessa. live, его создавала команда Семенова. Новости этих каналов «заточены» на проблемы ЖКХ. Семенов возвел их в абсолют: на каналах создали оперативные штабы, куда горожане могут пожаловаться на коммунальные службы. А журналисты не просто рассказывают о том, что происходит, но и пытаются получить объяснения у ответственных за происходящее лиц.
Odessa.live команда Семенова открыла за два месяца. Это очень быстро. Скорость – еще одна из фишек продюсера. «Он очень быстро и точно принимает решения», – говорит Захарова. Команда, по ее словам, работает настолько слаженно, что каждый знает, что делать. Обходятся без производственных совещаний, экономя время. Даже собственное интервью с репортером Forbes Захарова организовала максимально эффективно, собрав по видеосвязи и других членов команды Семенова. «Они хорошо все понимают без слов», – говорит продюсер о своих людях.
Как удалось создать такую команду? Продюсер рассказывает, что подбирает людей, исходя из своего опыта. А если человек не вписывается в коллектив, тот его выталкивает. «Я никогда с этим не борюсь, даже если человек хороший, даже если организм не прав»,– говорит Семенов.
Что дальше? У продюсера есть мечта вернуться на «Первый национальный» (сейчас – «Громадське телебачення») и сделать из него эффективный канал. Здания, где находятся центральная и региональные студии, нужно, по его мнению, передать государству, а финансирование из бюджета потратить на новостное вещание и закупку продукта украинских студий.
Накануне запуска очередного канала Семенов любит проводить ночи в студии. «В этой пустоте я чувствую себя единым целым с техникой,– рассказывает он.– Огромное удовольствие находиться в этой атмосфере».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.