Телеканал «Дом». /Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная
Категория
Картина дня
Дата

«Дом» за $10 млн. Русскоязычный телеканал может стать рупором Зеленского. Зачем Украине еще одно СМИ за госденьги

Телеканал «Дом». Фото Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

Государственный русскоязычный канал «Дом» работает уже полтора года, вещая проукраинскую пропаганду на оккупированные Донецк и Луганск. С середины ноября украинские СМИ начали писать о планах его расширения на всю страну. Цель: якобы дать Владимиру Зеленскому лояльный телеканал для продвижения его интересов перед выборами. Зачем Украине очередной телеканал, который содержат на бюджетные деньги

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

С августа 2021 года телеканал «Дом» начал рекламироваться на билбордах в Киеве, Харькове, Одессе и других городах, а также по радио в супермаркетах NOVUS. По словам руководства «Дома», реклама нужна, чтобы о канале узнали переселенцы по всей стране, а не только жители оккупированных территорий. По подсчетам «Детектор Медиа», только на рекламу из госбюджета выделено 30 млн грн.

Всего на «Дом» и на UATV – оба входят в «Мультимедийную платформу иновещания Украины» – в 2021 году государство потратило 348,7 млн грн ($12,8 млн). Бюджет на 2022-й почти на 14 млн грн больше. Около 70% этих денег идет на «Дом» и лишь 30% – на UATV, говорит медиа-эксперт Андрей Соломаха. Судя по тендерам, больше всего денег канал тратит на оборудование, русскоязычные сериалы и политические ток-шоу.

Зеленский запускал канал в марте 2020 года, чтобы бороться с российской пропагандой в Донецке и Луганске, и первое время контент был о проблемах оккупированных территорий. Теперь «Дом» больше сфокусирован на политической повестке, свидетельствуют данные организации «Чесно», которая проанализировала его 61 программу канала. Больше всего сюжетов было о Зеленском, программе «Велике будівництво» и успехах партии «Слуга народу».

Два бывших сотрудника «Дома» говорили изданию УП, что Ксения Герасименко, отвечающая на канале за новости, рассказывала журналистам, в каком тоне писать новости от Офиса президента. По их словам, она ругала работников в мессенджерах, когда они «победу показывали не как победу», а затем удаляла эти сообщения. Шеф-редактор «Дома» Алексей Мацука отказался ответить на вопросы Forbes о работе телеканала.

Имеет ли «Дом» вес на Донбассе – не ясно. Советник Офиса президента Михаил Подоляк говорит, что сейчас невозможно оценить, сколько человек смотрит канал, так как он не входит в ТВ-панель Nielsen, измеряющую аудиторию. Эту панель видно только в YouTube. Там на «Дом» подписаны 162 000 человек, а вечерние ток-шоу набирают до 14 000 просмотров. В Офисе президента таким результатом довольны. «Тот же UA:Перший на YouTube шесть лет набирал 166 000 подписчиков, – говорит Подоляк. – Но оба результата выглядят вполне неплохо».

«Суспільне» vs «Дом»

В Украине уже есть государственный телеканал – Национальная общественная телерадиокомпания Украины «Суспільне». В нее входит два национальных и 24 региональных канала и три радиостанции. В 2021-м на «Суспільне» из бюджета выделили 2,2 млрд грн. В этом году он занял 17-е место среди украинских каналов.

В результате реформы в 2017 году у него появился наблюдательный совет. Его цель: предотвратить влияние государства на каналы холдинга. «И зачем было реформировать «Суспільне», если сейчас создается заново подконтрольный государству телеканал», – говорит Соломаха.

Выход телеканала «Дом», у которого нет набсовета, на уровень национального вещания будет автоматически означать создание государственного рупора за бюджетный счет, считает медиа-эксперт Александр Глущенко. «Непонятно, почему украинцы должны это финансировать. Это будет канал в интересах власти, а не государства», – говорит он.

Противостояние с Ахметовым

Создание собственного медиа-холдинга – это единственная возможность для нынешней власти противостоять информационным каналам Рината Ахметова и Петра Порошенко, считает СЕО «24 канала» и медиа-холдинга «Люкс» Роман Андрейко. Ахметову принадлежит «Медиа Группа Украина», в которую входит информационный «Украина 24». Порошенко владел каналом «Прямой» и «5 Каналом», которые осенью 2021 продал депутатам своей партии и журналистам.

Президентская партия «Слуга народа» 24 ноября решила больше не принимать участия в эфирах каналов Ахметова. «В последние месяцы телеканалы «Украина 24» и «Украина» превратились в откровенно пропагандистские «ДТЭК 24» и «Олигарх», – сказала спикер «Слуги народа» Юлия Палийчук. Такую же позицию озвучил и сам Зеленский на пресс-марафоне 26 ноября, утверждая, что медийная политика телеканалов Ахметова перешла в «нездоровую фазу». «Они могут говорить, что хотят, но не имеют права дезинформировать население, – сказал он. – Там перешли все границы». 

В такой ситуации, по словам Андрейко, Зеленскому и правящей партии необходимы лояльные СМИ. «Власти нужна медиа-поддержка, которую они не могут получить на каналах украинских олигархов», – считает он.

Расширение вещания «Дома» остается открытым вопросом, говорит Подоляк из Офиса президента. Чтобы телеканал заработал по всей стране, нужно внести изменения в несколько законов – разрешить ему вещать на русском не только в Крыму и на Донбассе, внести в базовые пакеты всех провайдеров. Также в бюджете нужно найти дополнительные 1,5 млн грн в месяц на оплату оператору Зеонбуд. «Это плата за общенациональную трансляцию в цифровом формате Т-2», – говорит Соломаха.

Если депутаты изменят законы и выделят дополнительное финансирование, «Дом» может стать частью государственного мультиплекса МХ-7, считает председатель правления Национальной общественной телерадиокомпании Украины Зураб Аласания. «Увеличение бюджета на этот телеканал говорит о серьезных намерениях», – говорит он. СНБО в мае 2021 года объявил о запуске мультиплекса МХ-7, в который войдут 10-12 государственных каналов. Перечень этих каналов пока неизвестен.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине