Государственный русскоязычный канал «Дом» работает уже полтора года, вещая проукраинскую пропаганду на оккупированные Донецк и Луганск. С середины ноября украинские СМИ начали писать о планах его расширения на всю страну. Цель: якобы дать Владимиру Зеленскому лояльный телеканал для продвижения его интересов перед выборами. Зачем Украине очередной телеканал, который содержат на бюджетные деньги
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
С августа 2021 года телеканал «Дом» начал рекламироваться на билбордах в Киеве, Харькове, Одессе и других городах, а также по радио в супермаркетах NOVUS. По словам руководства «Дома», реклама нужна, чтобы о канале узнали переселенцы по всей стране, а не только жители оккупированных территорий. По подсчетам «Детектор Медиа», только на рекламу из госбюджета выделено 30 млн грн.
Всего на «Дом» и на UATV – оба входят в «Мультимедийную платформу иновещания Украины» – в 2021 году государство потратило 348,7 млн грн ($12,8 млн). Бюджет на 2022-й почти на 14 млн грн больше. Около 70% этих денег идет на «Дом» и лишь 30% – на UATV, говорит медиа-эксперт Андрей Соломаха. Судя по тендерам, больше всего денег канал тратит на оборудование, русскоязычные сериалы и политические ток-шоу.
Зеленский запускал канал в марте 2020 года, чтобы бороться с российской пропагандой в Донецке и Луганске, и первое время контент был о проблемах оккупированных территорий. Теперь «Дом» больше сфокусирован на политической повестке, свидетельствуют данные организации «Чесно», которая проанализировала его 61 программу канала. Больше всего сюжетов было о Зеленском, программе «Велике будівництво» и успехах партии «Слуга народу».
Два бывших сотрудника «Дома» говорили изданию УП, что Ксения Герасименко, отвечающая на канале за новости, рассказывала журналистам, в каком тоне писать новости от Офиса президента. По их словам, она ругала работников в мессенджерах, когда они «победу показывали не как победу», а затем удаляла эти сообщения. Шеф-редактор «Дома» Алексей Мацука отказался ответить на вопросы Forbes о работе телеканала.
Имеет ли «Дом» вес на Донбассе – не ясно. Советник Офиса президента Михаил Подоляк говорит, что сейчас невозможно оценить, сколько человек смотрит канал, так как он не входит в ТВ-панель Nielsen, измеряющую аудиторию. Эту панель видно только в YouTube. Там на «Дом» подписаны 162 000 человек, а вечерние ток-шоу набирают до 14 000 просмотров. В Офисе президента таким результатом довольны. «Тот же UA:Перший на YouTube шесть лет набирал 166 000 подписчиков, – говорит Подоляк. – Но оба результата выглядят вполне неплохо».
«Суспільне» vs «Дом»
В Украине уже есть государственный телеканал – Национальная общественная телерадиокомпания Украины «Суспільне». В нее входит два национальных и 24 региональных канала и три радиостанции. В 2021-м на «Суспільне» из бюджета выделили 2,2 млрд грн. В этом году он занял 17-е место среди украинских каналов.
В результате реформы в 2017 году у него появился наблюдательный совет. Его цель: предотвратить влияние государства на каналы холдинга. «И зачем было реформировать «Суспільне», если сейчас создается заново подконтрольный государству телеканал», – говорит Соломаха.
Выход телеканала «Дом», у которого нет набсовета, на уровень национального вещания будет автоматически означать создание государственного рупора за бюджетный счет, считает медиа-эксперт Александр Глущенко. «Непонятно, почему украинцы должны это финансировать. Это будет канал в интересах власти, а не государства», – говорит он.
Противостояние с Ахметовым
Создание собственного медиа-холдинга – это единственная возможность для нынешней власти противостоять информационным каналам Рината Ахметова и Петра Порошенко, считает СЕО «24 канала» и медиа-холдинга «Люкс» Роман Андрейко. Ахметову принадлежит «Медиа Группа Украина», в которую входит информационный «Украина 24». Порошенко владел каналом «Прямой» и «5 Каналом», которые осенью 2021 продал депутатам своей партии и журналистам.
Президентская партия «Слуга народа» 24 ноября решила больше не принимать участия в эфирах каналов Ахметова. «В последние месяцы телеканалы «Украина 24» и «Украина» превратились в откровенно пропагандистские «ДТЭК 24» и «Олигарх», – сказала спикер «Слуги народа» Юлия Палийчук. Такую же позицию озвучил и сам Зеленский на пресс-марафоне 26 ноября, утверждая, что медийная политика телеканалов Ахметова перешла в «нездоровую фазу». «Они могут говорить, что хотят, но не имеют права дезинформировать население, – сказал он. – Там перешли все границы».
В такой ситуации, по словам Андрейко, Зеленскому и правящей партии необходимы лояльные СМИ. «Власти нужна медиа-поддержка, которую они не могут получить на каналах украинских олигархов», – считает он.
Расширение вещания «Дома» остается открытым вопросом, говорит Подоляк из Офиса президента. Чтобы телеканал заработал по всей стране, нужно внести изменения в несколько законов – разрешить ему вещать на русском не только в Крыму и на Донбассе, внести в базовые пакеты всех провайдеров. Также в бюджете нужно найти дополнительные 1,5 млн грн в месяц на оплату оператору Зеонбуд. «Это плата за общенациональную трансляцию в цифровом формате Т-2», – говорит Соломаха.
Если депутаты изменят законы и выделят дополнительное финансирование, «Дом» может стать частью государственного мультиплекса МХ-7, считает председатель правления Национальной общественной телерадиокомпании Украины Зураб Аласания. «Увеличение бюджета на этот телеканал говорит о серьезных намерениях», – говорит он. СНБО в мае 2021 года объявил о запуске мультиплекса МХ-7, в который войдут 10-12 государственных каналов. Перечень этих каналов пока неизвестен.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.