На второй месяц войны Украина увеличила импорт бензинов в три раза, выйдя по этому показателю почти на довоенный уровень. Об этом свидетельствуют данные Государственной таможенной службы. Почему тогда на стелах нули, а на АЗС образуются очереди?
В апреле Украина импортировала 100 963 тонн бензинов – в три раза больше, чем в марте, свидетельствуют данные Таможенной службы Украины. Импорт дизтоплива за аналогичный период вырос на 17%, до 304 047 тонн.
Достаточно ли этого, чтобы удовлетворить спрос?
В середине апреля заместитель министра экономразвития Денис Кудин утверждал, что Украина ежедневно импортирует не менее 10 000 тонн топлива. С учетом снижения потребления этого объема должно было хватить для удовлетворения спроса. По данным консалтинговой компании Upeco, с начала войны потребление нефтепродуктов упало на 30–50%, а около двух третей из 7500 украинских АЗС закрылись.
Расчеты подтверждает и статистика. По данным Консалтинговой группы «А-95», в прошлом году Украина ввозила в среднем 107 000 тонн бензина в месяц и 571 000 тонн дизеля. При этом Госстат утверждает, что в апреле 2021 года через сети АЗС продано 139 338 тонн бензинов и 164 637 тонн дизельного топлива. В 2022 году статистика Госстата не обновляется.
Почему при наличии почти довоенных объемов импорта из открытых продаж исчез бензин и дизель ?
Причины дефицита
С начала войны топливный рынок оказался в затруднительном положении. Украина импортирует 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – всего до 10 млн тонн бензинов, дизеля и автогаза. Снабжение шло преимущественно из России, Беларуси и морем. В настоящее время эти каналы заблокированы российскими военными кораблями.
Теперь импортные нефтепродукты завозят через западную границу бензовозами и железнодорожными цистернами. Ранее при наличии дешевой доставки морем этот канал почти не использовался. Чтобы компенсировать нефтетрейдерам увеличенные логистические расходы, Верховная Рада в середине марта упразднила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для топлива с 20% до 7%.
Кроме того, российские ракеты уничтожили около 15 украинских нефтебаз, по оценке Андрея Геруса, главы Комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг. Также из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, покрывавшие около 50% потребления бензина в стране.
Несмотря на сокращение предложения, резервы топлива в сетях АЗК позволяли гарантировать отсутствие острого дефицита. Однако ажиотаж не заставил себя ждать.
«Рост спроса и панику провоцировали пустые стелы на АЗС и распространяемая из разных источников информация, что топливо вот-вот полностью закончится. Это делалось искусственно», – уверен аналитик Upeco Александр Сиренко. За последние две недели, по данным Upeco, спрос на заправках увеличился в пять раз. «Бензовозы просто не успевают развозить топливо», – говорит Сиренко.
Что за этим стояло? «Возможно, некоторые сети хотели надавить на правительство, пугая его дефицитом, чтобы оно изменило формулу регулирования розничной цены топлива», – говорит Сиренко. Из-за госрегулирования цены в опте сейчас выше, чем в рознице, что делает убыточной работу сетей АЗС, не импортирующих бензин напрямую, а покупающих его на внутреннем рынке. Например, в начале мая оптовая цена бензина превысила 50 грн/л, тогда как предельная – 37,69 грн/л.
Даже существенное увеличение импортных поставок вряд ли сейчас сможет погасить панику, говорит он. Люди заправляют полный бак, наполняют канистры и хранят топливо впрок в своих гаражах, говорит Сиренко. Он предлагает радикальное решение: ввести непрерывный комендантский час в течение нескольких дней, за это время бензовозы успеют довезти топливо и сформировать запас на АЗС. После этого заправки выйдут на обычный режим работы.
Upeco прогнозирует увеличение импорта топлива в мае по сравнению с апрелем. По оценке директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, украинские операторы законтрактовали 200 000–250 000 тонн топлива в Европе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.