Дефицит топлива исчезнет до конца недели, обещают в правительстве. Насколько это реально и что может помешать?
С конца апреля украинские автозаправки разделились на две категории. У одних ценники на стелах исчезли полностью, остальные продавали только один вид топлива: бензин, дизель или автогаз. «Полная стела – исключение», – описывает ситуацию на своих заправках директор по маркетингу сети WOG Геннадий Карлинский.
Отсутствие ценника на стеле не равно отсутствию топлива. Часть АЗС не отпускают бензин и дизель в свободную продажу, придерживая ценный продукт для нужд волонтеров, военных и критической инфраструктуры. Некоторые сети, несмотря на нули на стелах, отпускают топливо через мобильное приложение, при этом устанавливая цены выше предельных, говорит аналитик Upeco Александр Сиренко.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
«Есть заправки, где действительно закончился бензин, а есть с нулями на стелах, но продающие топливо по талонам или приложению», – говорит Сиренко. К первым, по его словам, относятся сети, у которых нет собственных бензовозов для импорта из Европы. Ко вторым – крупные сети, не желающие продавать бензин и дизель по официальным розничным ценам, которые на около 10% ниже оптовых.
Пустые стелы на АЗС привели к ажиотажному спросу на топливо в конце апреля – начале мая. «Люди заправляют полный бак, канистры и хранят запас в гаражах», – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Чтобы не допустить полного опустошения рынка сети, в конце апреля – начале мая ввели лимиты на продажу топлива в одни руки.
Какие лимиты ввели крупнейшие сети
(нажмите «читать больше»)
WOG продает по 10 л в сутки частным клиентам в случае наличного расчета или оплаты банковскими картами и только при наличии карты лояльности PRIDE.
ОККО заправляет клиентов премиальным топливом по 10 л в одно авто, не имеющих карты Fishka – по 5 л. Лимит устанавливается на одну заправку, а следующую можно провести в течение суток, но не раньше, чем через два часа. Непремиальные бензин А-95 и дизельное топливо доступны лишь для критической инфраструктуры, ВСУ.
БРСМ продает А95 Euro Plus по 20 л в одни руки, A95 Bio – 100 л, дизель Euro plus – 50 л, газ – 30 л.
SOCAR продает 10 л бензина и дизель на одну машину, а автогаз – без лимита.
В середине апреля первый замминистра экономразвития Денис Кудин говорил, что Кабмин не собирается отменять или менять госрегулирование цен на топливо, но 29 апреля Кабмин изменил формулу расчета розничных цен на топливо в сторону увеличения.
До конца этой недели Минэкономики обещает опубликовать новые расчеты предельных цен на АЗС. После этого ажиотаж снизится, а на стелах появятся ценники, говорит Сиренко. «Люди успокоятся, поймут, что топливо есть, но оно будет дороже», – говорит он. Примерно на 8–10%, до 38 грн за литр бензина и до 43 грн за литр дизеля, по расчетам Upeco и «А-95».
Минэкономики также прогнозирует, что проблема с дефицитом топлива на АЗС решится до конца этой недели. «Операторы имеют законтрактованные объемы в Западной Европе. Мы сейчас решаем вопрос их ввоза на территорию Украины», – написала в Facebook министр экономики Юлия Свириденко.
Для поставок в Украину законтрактовано 200 000–250 000 т бензина и дизеля, по данным Куюна. К этому объему нужно добавить внутреннее производство, информация о котором сейчас засекречена. «Сказать точно, сколько рынку нужно топлива, сейчас невозможно, – говорит он. – Мы не знаем объемы рынка».
Причины дефицита топлива
До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – это до 10 млн т бензинов, дизеля и автогаза. Поставки шли преимущественно из России, Беларуси и морем, сейчас эти каналы полностью заблокированы. Кроме этого, из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, которые покрывали около половины потребления бензина в стране.
В 2021 году Украина импортировала 6,85 млн т дизельного топлива: 42% было поставлено из Беларуси, 30% – из России; импорт бензинов в Украину составил 1,28 млн т: 78% было поставлено из Беларуси; импорт автогаза составил 1,6 млн т: 40% – из России, 30% – из Казахстана.
Теперь все топливо Украина вынуждена импортировать через западную границу бензовозами и ж/д цистернами. Ранее этот канал поставок не имел экономического смысла из-за более дорогой логистики. Чтобы компенсировать логистические издержки, Верховная Рада в середине марта отменила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для топлива с 20% до 7%.
До войны Украина потребляла 1 млн т топлива в месяц. По оценке Сиренко, после начала боевых действий потребление упало на 30–50%. «Топлива действительно закупили много, но пока не получается наладить стабильные поставки», – говорит Куюн.
Проблема усугубляется тем, что украинские бензовозы никогда не возили такие объемы из Европы и потому не адаптированы к стандартам ЕС. Например, европейское законодательство разрешает только нижний налив нефтепродуктов в машину. «А в Украине 95% машин всегда заливались через верхнюю горловину, – говорит Куюн. – Приходится переоборудовать».
Также для украинских бензовозов действуют лимиты на количество поездок в Европу. Польша ограничивает количество маршрутов для одной машины пятью поездками за два месяца. «Это вдвое меньше количества ходок большинства украинских бензовозов», – говорит Куюн. С другой стороны, европейские бензовозы отказываются ехать в Украину, так как им аннулируют страховку при пересечении границы.
«Постепенно проблема с бензовозами решается, топлива импортируется все больше и больше», – говорит Сиренко. «Процесс получится ускорить межгосударственными соглашениями», – добавляет Куюн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.