Дефицит топлива исчезнет до конца недели, обещают в правительстве. Насколько это реально и что может помешать?
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
С конца апреля украинские автозаправки разделились на две категории. У одних ценники на стелах исчезли полностью, остальные продавали только один вид топлива: бензин, дизель или автогаз. «Полная стела – исключение», – описывает ситуацию на своих заправках директор по маркетингу сети WOG Геннадий Карлинский.
Отсутствие ценника на стеле не равно отсутствию топлива. Часть АЗС не отпускают бензин и дизель в свободную продажу, придерживая ценный продукт для нужд волонтеров, военных и критической инфраструктуры. Некоторые сети, несмотря на нули на стелах, отпускают топливо через мобильное приложение, при этом устанавливая цены выше предельных, говорит аналитик Upeco Александр Сиренко.
«Есть заправки, где действительно закончился бензин, а есть с нулями на стелах, но продающие топливо по талонам или приложению», – говорит Сиренко. К первым, по его словам, относятся сети, у которых нет собственных бензовозов для импорта из Европы. Ко вторым – крупные сети, не желающие продавать бензин и дизель по официальным розничным ценам, которые на около 10% ниже оптовых.
Пустые стелы на АЗС привели к ажиотажному спросу на топливо в конце апреля – начале мая. «Люди заправляют полный бак, канистры и хранят запас в гаражах», – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Чтобы не допустить полного опустошения рынка сети, в конце апреля – начале мая ввели лимиты на продажу топлива в одни руки.
Какие лимиты ввели крупнейшие сети
(нажмите «читать больше»)
WOG продает по 10 л в сутки частным клиентам в случае наличного расчета или оплаты банковскими картами и только при наличии карты лояльности PRIDE.
ОККО заправляет клиентов премиальным топливом по 10 л в одно авто, не имеющих карты Fishka – по 5 л. Лимит устанавливается на одну заправку, а следующую можно провести в течение суток, но не раньше, чем через два часа. Непремиальные бензин А-95 и дизельное топливо доступны лишь для критической инфраструктуры, ВСУ.
БРСМ продает А95 Euro Plus по 20 л в одни руки, A95 Bio – 100 л, дизель Euro plus – 50 л, газ – 30 л.
SOCAR продает 10 л бензина и дизель на одну машину, а автогаз – без лимита.
В середине апреля первый замминистра экономразвития Денис Кудин говорил, что Кабмин не собирается отменять или менять госрегулирование цен на топливо, но 29 апреля Кабмин изменил формулу расчета розничных цен на топливо в сторону увеличения.
До конца этой недели Минэкономики обещает опубликовать новые расчеты предельных цен на АЗС. После этого ажиотаж снизится, а на стелах появятся ценники, говорит Сиренко. «Люди успокоятся, поймут, что топливо есть, но оно будет дороже», – говорит он. Примерно на 8–10%, до 38 грн за литр бензина и до 43 грн за литр дизеля, по расчетам Upeco и «А-95».
Минэкономики также прогнозирует, что проблема с дефицитом топлива на АЗС решится до конца этой недели. «Операторы имеют законтрактованные объемы в Западной Европе. Мы сейчас решаем вопрос их ввоза на территорию Украины», – написала в Facebook министр экономики Юлия Свириденко.
Для поставок в Украину законтрактовано 200 000–250 000 т бензина и дизеля, по данным Куюна. К этому объему нужно добавить внутреннее производство, информация о котором сейчас засекречена. «Сказать точно, сколько рынку нужно топлива, сейчас невозможно, – говорит он. – Мы не знаем объемы рынка».
Причины дефицита топлива
До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – это до 10 млн т бензинов, дизеля и автогаза. Поставки шли преимущественно из России, Беларуси и морем, сейчас эти каналы полностью заблокированы. Кроме этого, из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, которые покрывали около половины потребления бензина в стране.
В 2021 году Украина импортировала 6,85 млн т дизельного топлива: 42% было поставлено из Беларуси, 30% – из России; импорт бензинов в Украину составил 1,28 млн т: 78% было поставлено из Беларуси; импорт автогаза составил 1,6 млн т: 40% – из России, 30% – из Казахстана.
Теперь все топливо Украина вынуждена импортировать через западную границу бензовозами и ж/д цистернами. Ранее этот канал поставок не имел экономического смысла из-за более дорогой логистики. Чтобы компенсировать логистические издержки, Верховная Рада в середине марта отменила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для топлива с 20% до 7%.
До войны Украина потребляла 1 млн т топлива в месяц. По оценке Сиренко, после начала боевых действий потребление упало на 30–50%. «Топлива действительно закупили много, но пока не получается наладить стабильные поставки», – говорит Куюн.
Проблема усугубляется тем, что украинские бензовозы никогда не возили такие объемы из Европы и потому не адаптированы к стандартам ЕС. Например, европейское законодательство разрешает только нижний налив нефтепродуктов в машину. «А в Украине 95% машин всегда заливались через верхнюю горловину, – говорит Куюн. – Приходится переоборудовать».
Также для украинских бензовозов действуют лимиты на количество поездок в Европу. Польша ограничивает количество маршрутов для одной машины пятью поездками за два месяца. «Это вдвое меньше количества ходок большинства украинских бензовозов», – говорит Куюн. С другой стороны, европейские бензовозы отказываются ехать в Украину, так как им аннулируют страховку при пересечении границы.
«Постепенно проблема с бензовозами решается, топлива импортируется все больше и больше», – говорит Сиренко. «Процесс получится ускорить межгосударственными соглашениями», – добавляет Куюн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.