Литр бензина за 55 грн – уже реальность. Государство ограничило цены на топливо, но 25% заправок проигнорировали это. Почему так происходит
Категория
Картина дня
Дата

Литр бензина за 55 грн – уже реальность. Государство ограничило цены на топливо, но 25% заправок проигнорировали это. Почему так происходит

Несмотря на дефицит, купить бензин и дизель в Украине можно, но на треть дороже установленной правительством предельной цены. Почему сети АЗС саботируют решение правительства

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

«Бензин за деньги не продаем, только по талонам», – говорит менеджер сети АЗС NG в Виннице. Чтобы приобрести талон, нужно оплатить счет минимально на 200 литров по цене 55,5 грн за литр, добавляет он.

На заправке АЗС Oil-x в Житомире купить бензин можно без талонов, но сама заправка закрыта. Как это? «Заправляют только своих», – отвечает сотрудник заправки. Чтобы стать «своим», нужно приехать на эту АЗС и договориться. «Сколько хотите бензина, столько дадут, – говорит сотрудник. – Цена – 55 грн за литр, но лучше уточнить на месте».

В Коломые Ивано-Франковской области бензин находится на одной из двух АЗС сети GOG. На этой заправке действуют ограничения – 20 литров на одну машину, цена – 56,5 грн/литр. Почему так дорого? «По какой цене привезли, по такой и продаем», – отвечает сотрудник сети GOG.

Эти цены на треть выше установленных правительством. 5 мая Минэкономики обновило отпускные цены для АЗС. С учетом предельных торговых наценок максимальная цена на бензин не должна превышать 37,69 грн/л, дизтопливо – не выше 42,63 грн/л.

Сколько всего АЗС вышли за рамки госрегулирования? По оценке аналитика Upeco Александра Сиренко, около 1000 заправок, или 25% всего рынка. Такая ситуация во всех областях страны, добавляет Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы «А-95».

У руководства государства есть два пути, как поступить в этой ситуации, говорит Куюн. «Либо менять госрегулирование, либо наводить порядок, – говорит он. – Не могут одни сети продавать топливо по 42 грн за литр, а другие – по 55 грн. Это разрушает всю идею госрегулирования».

Большие сети также повысили цены, но остались в рамках граничных цен, по данным Консалтинговой группы «А-95». Кроме сети Prime, увеличившей цену бензина А-95 сразу на 12 грн, до 58 грн за литр.

Сети ОККО, WOG, KLO повысили цены на 1,6–2 грн, до 37,69 грн за литр бензина А-95; 42,63 грн за литр дизеля. В то же время, например, в приложении сети WOG литр премиального бензина стоит 48 грн, дизеля – 57 грн.

Литр бензина за 55 грн – уже реальность. Государство ограничило цены на топливо, но 25% заправок проигнорировали это. Почему так происходит /Фото 1

Цена на топливо в приложении сети WOG.

Единственное объяснение таким ценам, говорит Сиренко, стремительный рост цен на оптовом рынке, на котором вслед за розничным рынком образовался ажиотажный спрос. «Еще 4 мая мы зафиксировали оптовые цены более 50 грн за литр бензина», – говорит он. Например: в середине апреля дизель в опте можно было приобрести по 41 грн за литр, бензин – по 34–35 грн за литр.

За последние две недели, по его словам, спрос на заправках увеличился в пять раз. Многие заправки остались без топлива, и чтобы продолжать работать, готовы переплачивать на оптовом рынке. «Поэтому они плюнули на ограничение и теперь разливают бензин по 55 грн/литр, дизель – по 59 грн/литр», – говорит он. При этом, по его словам, маржа остается у оптовых поставщиков, которые импортируют бензин по 38 грн за литр, а продают по 50 грн.

Причина дефицита топлива

До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – это до 10 млн тонн бензинов, дизеля и автогаза. Поставки шли преимущественно из России, Беларуси и по морю. В настоящее время эти каналы полностью заблокированы. Кроме того, из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, которые обеспечивали около половины потребления бензина в стране.

В 2021 году Украина импортировала 6,85 млн тонн дизельного топлива: 42% было поставлено из Беларуси, 30% – из России; импорт бензинов в Украину составил 1,28 млн тонн: 78% было поставлено из Беларуси; импорт автогаза составил 1,6 млн тонн: 40% – из России, 30% – из Казахстана.

Теперь все топливо Украина вынуждена импортировать через западную границу бензовозами и железнодорожными цистернами. Ранее этот канал снабжения не имел экономического смысла из-за более дорогой логистики. Чтобы компенсировать логистические расходы, Верховная Рада в середине марта упразднила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для топлива с 20% до 7%.

Что дальше? Сиренко прогнозирует, что цены как в опте, так и в розницу снизятся после того, как спадет ажиотаж, а на заправках появится топливо. Это может произойти уже с середины мая благодаря налаживанию ритмичных поставок из Европы, прогнозирует Андрей Герус, глава Комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг.

По словам министра экономики Юлии Свириденко, у операторов рынка на 4 мая хранилось 22 500 тонн бензинов и 41 400 тонн дизельного топлива. Еще 70 000 тонн бензина и около 40 000 тонн дизеля, по ее словам, будут выброшены на рынок государством, чтобы снизить дефицит. У операторов также законтрактованы определенные объемы в Европе. По оценке Куюна, речь идет о 200 000–250 000 тоннах топлива.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине