Несмотря на дефицит, купить бензин и дизель в Украине можно, но на треть дороже установленной правительством предельной цены. Почему сети АЗС саботируют решение правительства
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Бензин за деньги не продаем, только по талонам», – говорит менеджер сети АЗС NG в Виннице. Чтобы приобрести талон, нужно оплатить счет минимально на 200 литров по цене 55,5 грн за литр, добавляет он.
На заправке АЗС Oil-x в Житомире купить бензин можно без талонов, но сама заправка закрыта. Как это? «Заправляют только своих», – отвечает сотрудник заправки. Чтобы стать «своим», нужно приехать на эту АЗС и договориться. «Сколько хотите бензина, столько дадут, – говорит сотрудник. – Цена – 55 грн за литр, но лучше уточнить на месте».
В Коломые Ивано-Франковской области бензин находится на одной из двух АЗС сети GOG. На этой заправке действуют ограничения – 20 литров на одну машину, цена – 56,5 грн/литр. Почему так дорого? «По какой цене привезли, по такой и продаем», – отвечает сотрудник сети GOG.
Эти цены на треть выше установленных правительством. 5 мая Минэкономики обновило отпускные цены для АЗС. С учетом предельных торговых наценок максимальная цена на бензин не должна превышать 37,69 грн/л, дизтопливо – не выше 42,63 грн/л.
Сколько всего АЗС вышли за рамки госрегулирования? По оценке аналитика Upeco Александра Сиренко, около 1000 заправок, или 25% всего рынка. Такая ситуация во всех областях страны, добавляет Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы «А-95».
У руководства государства есть два пути, как поступить в этой ситуации, говорит Куюн. «Либо менять госрегулирование, либо наводить порядок, – говорит он. – Не могут одни сети продавать топливо по 42 грн за литр, а другие – по 55 грн. Это разрушает всю идею госрегулирования».
Большие сети также повысили цены, но остались в рамках граничных цен, по данным Консалтинговой группы «А-95». Кроме сети Prime, увеличившей цену бензина А-95 сразу на 12 грн, до 58 грн за литр.
Сети ОККО, WOG, KLO повысили цены на 1,6–2 грн, до 37,69 грн за литр бензина А-95; 42,63 грн за литр дизеля. В то же время, например, в приложении сети WOG литр премиального бензина стоит 48 грн, дизеля – 57 грн.
Единственное объяснение таким ценам, говорит Сиренко, стремительный рост цен на оптовом рынке, на котором вслед за розничным рынком образовался ажиотажный спрос. «Еще 4 мая мы зафиксировали оптовые цены более 50 грн за литр бензина», – говорит он. Например: в середине апреля дизель в опте можно было приобрести по 41 грн за литр, бензин – по 34–35 грн за литр.
За последние две недели, по его словам, спрос на заправках увеличился в пять раз. Многие заправки остались без топлива, и чтобы продолжать работать, готовы переплачивать на оптовом рынке. «Поэтому они плюнули на ограничение и теперь разливают бензин по 55 грн/литр, дизель – по 59 грн/литр», – говорит он. При этом, по его словам, маржа остается у оптовых поставщиков, которые импортируют бензин по 38 грн за литр, а продают по 50 грн.
Причина дефицита топлива
До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – это до 10 млн тонн бензинов, дизеля и автогаза. Поставки шли преимущественно из России, Беларуси и по морю. В настоящее время эти каналы полностью заблокированы. Кроме того, из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, которые обеспечивали около половины потребления бензина в стране.
В 2021 году Украина импортировала 6,85 млн тонн дизельного топлива: 42% было поставлено из Беларуси, 30% – из России; импорт бензинов в Украину составил 1,28 млн тонн: 78% было поставлено из Беларуси; импорт автогаза составил 1,6 млн тонн: 40% – из России, 30% – из Казахстана.
Теперь все топливо Украина вынуждена импортировать через западную границу бензовозами и железнодорожными цистернами. Ранее этот канал снабжения не имел экономического смысла из-за более дорогой логистики. Чтобы компенсировать логистические расходы, Верховная Рада в середине марта упразднила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для топлива с 20% до 7%.
Что дальше? Сиренко прогнозирует, что цены как в опте, так и в розницу снизятся после того, как спадет ажиотаж, а на заправках появится топливо. Это может произойти уже с середины мая благодаря налаживанию ритмичных поставок из Европы, прогнозирует Андрей Герус, глава Комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг.
По словам министра экономики Юлии Свириденко, у операторов рынка на 4 мая хранилось 22 500 тонн бензинов и 41 400 тонн дизельного топлива. Еще 70 000 тонн бензина и около 40 000 тонн дизеля, по ее словам, будут выброшены на рынок государством, чтобы снизить дефицит. У операторов также законтрактованы определенные объемы в Европе. По оценке Куюна, речь идет о 200 000–250 000 тоннах топлива.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.