Несмотря на войну, испанский сервис доставки Glovo постепенно возобновляет работу в Украине. Сейчас он развозит заказы из супермаркетов, ресторанов и аптек в 19 городах, а также «делает все возможное», чтобы вернуться в Киев. О курьерах-героях и трансформации «облачных кухонь» в интервью Forbes рассказал Дмитрий Расновский
Как в Glovo прошел первый день войны
В день вторжения, в 5 утра, все уже были на ногах после первых новостей. Нашим приоритетом была безопасность команды и курьеров. Мы решили, что исключаем бизнес сразу и всюду, ведь не знали, насколько опасна ситуация.
Давать рекомендации команде было сложно. Никто не понимал, что происходит, кроме того, что нас начали бомбить.
Никто не верил, что война возможна
До вторжения мы знали, что есть риск войны, но до последнего ни я, ни команда не верили, что она будет.
Я рассказывал руководству Glovo в Барселоне обо всем происходящем в стране, но от себя и экспертов, с которыми разговаривал, отмечал, что вероятность полномасштабной войны низкая.
Хотя мы все равно понимали: Россия наш сосед навечно, это уже второй раз они собирают войска на границе, поэтому нам нужен план на экстренный случай.
За два дня до вторжения мы провели для сотрудников тренинг, где обсудили, что делать в самом худшем случае – если Россия зайдет в наши города. Я еще тогда сказал команде, что тренинг получился слишком пессимистический, потому что войны не будет.
Если спрашивать, насколько хорошо мы были готовы, скажу, что хуже, чем следовало бы. Если бы мы всерьез рассматривали вероятность вторжения, то сделали бы какие-то вещи лучше.
К тому же мы думали, что если вторжение будет, то оно повторится по сценарию 2014 года – в зоне риска окажутся только определенные территории. То есть, мы больше рассматривали варианты эвакуации из Харькова, чем из Киева или Одессы.
Помощь команде
Многие наши сотрудники эвакуировались самостоятельно. Компания просто помогала деньгами или советами.
В первые дни мы создали фонд, куда сотрудники из других стран вносили пожертвования. Они также предложили свои квартиры за границей – в Казахстане, Грузии, Франции, Испании, Румынии, Польше. Мы получили очень большую поддержку как со стороны головного офиса, так и от самих сотрудников из разных стран.
Мы каждый день проводим check-in с командой, чтобы проверить, где кто, здоровы ли, живы.
Более 70% работников – и штатных, и на аутсорсе – эвакуировались в Западную Украину (в Трускавец, Черновцы, Львов), а 6% выехали в Европу. Многие не хотят покидать Украину и оставлять здесь своих мужчин.
Сейчас у команды есть выбор: либо работать, либо заниматься волонтерством. Если человек, например, закупает бронежилеты в Польше и перевозит в Украину или собирает деньги для организации «Повернись живим», он может не работать.
Как доставляют курьеры
Несмотря на то что в первый день мы закрыли бизнес, к нам сразу начали обращаться курьеры, которые хотели продолжить доставлять. Испанский офис переживал за безопасность, спрашивал, действительно ли курьеры этого хотят и как компания со своей стороны может помочь стране в этой ситуации.
Мы понимали, что в городах нарушена логистика и что передавать людям деньги легко. Однако иметь доступ к лекарствам и продуктам для многих важнее, чем деньги, поэтому мы решили вернуть сервис. Возобновили работу в некоторых городах, где было наиболее безопасно. Сейчас доставляем из 19 городов.
Доставлять в этих условиях согласились 250 курьеров. Эти ребята – герои, потому что ищут, как могут внести свой вклад в это сложное время. Кто-то возвращался, чтобы доставлять, потому что его не взяли в территориальную оборону, но он хотел быть полезным.
Подобное нам продолжают писать курьеры из Харькова и Чернигова – городах, где сейчас наиболее опасно. Курьеры получают доход, даже больший, чем раньше, потому что они рискуют, доставляя.
Также мы получили около 350-400 обращений от курьеров, которые хотят доставлять на волонтерских началах, чтобы помочь людям в обстреливаемых городах и где мы не возобновили еще работу.
Как Glovo помогает во время войны
К нам часто обращаются больницы или территориальная оборона с просьбой доставить им еду или вещи первой необходимости. В Киеве мы хоть пока и не возобновили работу, но у нас есть дарксторы и «облачные» кухни. Мы используем их как базы дистрибуции готовой пищи и продуктов для обычных людей, территориальных оборон или передаем в военные части.
Самостоятельно, с курьерами или вместе с партнерами, например Uklon, мы пытаемся доставить эту еду и продукты.
Все рестораны, супермаркеты и аптеки, с которыми мы работаем, имеют нулевую комиссию. Единственное, что мы просим рестораторов и владельцев супермаркетов, – держать цены, потому что некоторые начали дико повышать их.
Цены на доставку не меняли. Весь операционный доход от доставки мы отдаем на нужды ВСУ, в армию.
Подключенные к платформе курьеры сейчас получают более высокие бонусы. Мы понимаем, что даже при большом желании волонтерить у этих людей есть семьи, о которых нужно заботиться. Страхование для них также действует по-прежнему.
Также страны, где работает сервис Glovo, собирают деньги для поддержки Украины. На сегодняшний день пользователи Glovo пожертвовали около 10 000 евро.
Многие наши работники ушли в территориальную оборону, занимаются волонтерством.
Что заказывают люди
Заказывают, что есть в приложении и, соответственно, в наличии супермаркета. Сейчас нет возможности выбирать: хотели гречку, но есть только рис – значит, заказывают рис. Единственный тренд – возросла популярность доставки из супермаркетов.
Glovo в России не было
Раньше это было исключительно бизнес-решение. Во-первых, там насыщенный рынок подобными игроками. Во-вторых, в России сложно строить бизнес без тесного взаимодействия с государственными структурами. Надо не просто иметь большие деньги на бизнес, чтобы конкурировать с Yandex или Mail.ru, нужно еще иметь кого-нибудь, кто защитит тебя. Завершение работы на российском рынке эстонской компании Bolt или китайского DiDi это подтверждает.
Что будет с бизнесом
Мы еще не считали, сколько Glovo может потерять во время войны, – нам неинтересно, у нас есть другие приоритеты. Но в первую неделю войны – это последнее, что нас волнует. Сейчас нам важна безопасность сотрудников, курьеров и пользователей, а также то, что мы как компания и команда можем сделать, чтобы поддержать свою страну.
Да, мы теряем десятки миллионов долларов выручки в неделю. Прибыль мы не теряем, потому что у нас ее в Украине не было. Выходит, что сейчас у нас растут убытки.
Мы продолжаем выплачивать зарплаты сотрудникам офиса, выполняем все свои обязательства, но у нас нет операционной прибыли. Все, что получаем, мы инвестируем в разные благотворительные организации.
Конечно, со временем мы задумаемся о финансах, потому что компания Glovo стала частью немецкой Delivery Hero, публичной компании, поэтому должна отчитываться о своих финансовых показателях.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.