Екатерина Костерева /из личного архива
Категория
Картина дня
Дата

Екатерина Костерева победила в номинации «Женское лидерство» премии Forbes «Предприниматель года». Как она зарабатывает на мировом дефиците программистов

Екатерина Костерева Фото из личного архива

Соучредительница и СЕО Terrasoft Екатерина Костерева, 44, получила награду в номинации «Женское лидерство» премии Forbes «Предприниматель года». На награждение, состоявшееся 10 февраля в Киеве, Костерева подключилась из США – одного из основных для компании рынков. Как отличаются подходы к менеджменту в Америке и Украине, и благодаря чему компания зарабатывает на мировом дефиците разработчиков

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Екатерина Костерева начала строить бизнес по решению проблем продажников. В начале 2000-х она сама возглавляла отдел продаж систем IBM в компании Softline. Вести учет встреч и соглашений ей приходилось в дневнике. В Украине тогда еще не было CRM типа Salesforce, которые автоматизировали рутину общения с клиентами. Потому продукт пришлось сделать без помощи других. Партнер Костеревой, программист Александр Попов, написал первую версию системы за полгода. За первый месяц его уже купили четыре-пять клиентов.

В третьей версии CRM-системы, выпущенной Terrasoft в 2006 году, пользователь мог сам собрать необходимый инструмент без помощи разработчика. Такой подход – low-code – станет ключевым фокусом современного бизнеса Костеревой. Почему? «Компаниям нужно 500 млн приложений для оптимизации процессов, а в мире только 25 млн программистов», – говорит предпринимательница. Кто напишет столько софта? Любой толковый клерк, отвечают евангелисты low-code.

Сместив фокус на low-code, в 2019 году Terrasoft сменила и название продукта — на Creatio. В 2021 году в компании работают более 600 сотрудников, офисы в семи странах и около 7000 клиентов – в 110.

Почти 20 лет компания Костеревой не привлекала внешних инвестиций. В феврале 2021 года Terrasoft закрыла раунд на $68 млн, продав миноритарную долю украинскому Horizon Capital и американскому Volation Capital. Как строить бизнес столько лет «на свои»?

Екатерина Костерева победила в номинации «Женское лидерство» премии Forbes «Предприниматель года». Как она зарабатывает на мировом дефиците программистов /Фото 1

Евгений Березовский, Екатерина Костерева

Культуру в Terrasoft Костерева называет армейской. «Я отношусь к увольнению как к благу, – говорила она Forbes Woman в 2012 году. – Если человек не дает результата – значит, ему плохо у нас и нужно его уволить». «Армия» Костеревой – не о муштре. «Это ощущение единственной и великой цели, к которой все идут», – объясняет она.

Цель предпринимательницы – стать номером один на мировом рынке разработки без кода. «Проникновение low-code- и no-code-технологий – 5–10%, – говорит Костерева. – Это колоссальные возможности для роста». С 2017 года ведущие аналитические компании Gartner и Forrester регулярно называют Creatio одним из лидеров автоматизации продаж. К 2030 году рынок low-code-решений достигнет $187 млрд, прогнозируют аналитики из P&S Intelligence.

10 февраля Костерева победила в номинации «Женское лидерство» премии Forbes «Предприниматель года». На награждение предпринимательница подключилась из США – одного из ключевых для Terrasoft рынков.

Евгений Березовский, советник председателя правления iBoxBank, задал Костеревой серию вопросов о бизнесе и стилях управления в США и Украине. Forbes публикует сокращенное и отредактированное для ясности блиц-интервью.  

В 2015–2016 году вы сказали в интервью: мир настолько изменится, что больше не нужно будет участия человека в создании IT-продуктов. CRM сам будет писать скрипты. Что изменилось за эти годы?

Мы видим две тенденции. Первая – катастрофическая нехватка разработчиков. В мире 25 млн программистов. Казалось бы, большая цифра и рост – 4% в год. Но спрос на программное обеспечение – 500 млн предложений для автоматизации бизнес-процессов, которые нужны компаниям сейчас. 25 млн разработчиков физически не могут удовлетворить этот спрос.

Поэтому и пришла пора технологий, которые разрабатывает Terrasoft. Идея no-code состоит в том, что мы даем инструменты автоматизации процессов для knowledge workers – белых воротничков. Их в мире – 1,7 млрд человек.

Мы не видим никакого другого сценария для программного обеспечения и автоматизации бизнес-процессов, кроме как передать продукты в руки интеллектуалов. Они не умеют писать код, но отлично знают, какие бизнес-процессы работают на своих предприятиях и как их автоматизировать.

Второй тренд – любая компания становится IT-компанией. В результате IT-системы становятся ключевым активом предприятия. Все хотят владеть этим активом. Поэтому спрос на автоматизацию процессов растет с каждым годом.

Два тренда вместе приводят к тому, что no-code-технологии, которые создает Terrasoft, пользуются таким спросом в мире.

из личного архива

Екатерина Костерева Фото из личного архива

Вы привлекли огромную сумму инвестиций. С того момента что-нибудь изменилось в компании?

Мы привлекли $68 млн в начале года. Это миноритарная инвестиция от украинского фонда Horizon Capital и американского Volition Capital. Мы привлекли финансирование с одной целью – усилить присутствие компании на ключевом для нас американском рынке. Поэтому средства уходят на маркетинг и развитие бизнеса в США.

Компания стартовала с украинского рынка и присутствовала на всем постсоветском пространстве. В чем отличие американского и украинского рынка в отношении персонала и стилей управления?

Мы работаем в 14 странах, и спрос на талант сейчас во всех регионах одинаков. У каждого кандидата, которому делаем офферы, есть конкурирующие предложения. Мы уже привыкли к большой конкуренции за таланты как в Украине, так и США.

Если говорить о подходе к управлению, то разница велика. Культурно-лидерский код в США, Великобритании и Украине, по нашему опыту, здорово отличается. В Украине достаточно хорошо работает директивный, иногда жесткий стиль управления. В США совсем иначе воспринимают инструкции – все из-за положительной мотивации. Людей в Америке следует вдохновлять на классные результаты. Великобритания где-то посередине.

Мне кажется, у украинских предпринимателей сейчас есть колоссальные возможности выходить на мировые рынки и развиваться в разных странах.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине