Чтобы обойти стену пропаганды Кремля и донести до россиян новости о войне в Украине, активисты из разных стран применяют изобретательность.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Свобода прессы – задача не только для журналистов
В прошлом году Тобиас Наттерер, копирайтер в рекламном агентстве DDB Berlin, стал размышлять о том, как обойти российскую цензуру.
Его клиент, немецкое отделение неприбыльной организации «Репортеры без границ» (РБК), искал более эффективные пути предоставления россиянам доступа к новостям, которые их правительство не хочет, чтобы они видели. РБК создавала копии заблокированных сайтов и «поселяла» их на серверах, которые правительства считали слишком важными, чтобы их закрывать – такую тактику называют залогом свободы.
Если правительство пытается закрыть сайт, – говорит Наттерер, – то им нужно закрывать и собственные веб-сайты, поэтому тактику так и называют «залогом», то есть гарантией».
Проблема была в том, чтобы помочь людям находить эти отраженные сайты. Затем возникла безумная идея: что если они будут хоронить статьи, как пасхальные яйца в видеоиграх, а люди смогут получать к ним доступ с помощью секретного кода? И что если этот секретный код будет генерировать сама Россия через номера государственной лотереи?
Каждый раз, когда будут обнародовать новые победные номера, команда будет их использовать для создания нового веб-адреса. Каждый, кто будет искать эти номера в Twitter или на других платформах, найдет ссылки на запрещенные сайты и непозволительные в России новости.
И вовремя такая идея возникла. Когда компания собиралась использовать эту стратегию в России и в двух других странах, российский президент Владимир Путин дал приказ о вторжении в Украину. Кремль немедленно ввел еще больший контроль над освещением этого события по всей стране, что сделало эксперимент РБК и DDB еще более важным.
Они отразили сайт Meduza, независимое новостное издание преимущественно о событиях в России, которое российское правительство в апреле 2021-го назвало иностранным агентом. С момента вторжения трафик отраженного сайта был настолько активен, что команде пришлось купить больше серверов и обновить сайт.
РБК и DDB проверяют возможность использования технологии блокчейн, чтобы создавать статьи и фотографии на тему войны, а также создать еще больше сайтов в ближайшее время.
«Мы хотим, чтобы свободу прессы не воспринимали как то, что защищают одни журналисты, – говорит Лиза Диттмер, защитница свободы интернета в немецком отделении РБК. – Это основная часть любого демократического режима и основная часть защиты любой свободы».
Пропаганда – второй фронт на войне
Пропаганда уже давно является неотъемлемой частью войны. От бомб с листовками, которые сбрасывают на вражеские войска, до цензуры дома, а контроль информации часто считается ключом к мобилизации поддержки в обществе.
Железный кулак Путина, строго контролирующий то, что рассказывают россиянам о войне в Украине, пытаются обойти со всех сторон и разными способами, от бесконечных сообщений в соцмедиа до телемаркетинговой кампании, видео в телеграмме и т.д. Украинские предприниматели даже взламывают собственные приложения, чтобы сообщить россиянам о происходящем.
Хотя все эти усилия не всегда успешны, они являются демонстрацией изобретательности, необходимой для победы в информационной войне.
Активисты нашли другие способы сбрасывать правдивые бомбы о вторжении в Россию. В Великобритании компания собрала £40 000 для того, чтобы засыпать россиян цифровой рекламой с реальными новостями о войне. Организаторы говорят, что донесли 57 млн единиц рекламы, пока Россия на этой неделе их не заблокировала.
Хакеры тоже организовали кустарные операции: группа, известная как Anonymous, призвала людей оставлять отзывы о российских ресторанах и магазинах на Google Maps, в которых расписывать события в Украине. Между тем организация под названием Squad303 создала онлайн-инструмент, позволяющий людям автоматически отправлять сообщения на телефон, в WhatsApp и на электронную почту.
Наиболее эффективные стратегии – это проверенные временем. Использование VPN приобрело невиданную до сих пор популярность в России с начала войны. Именно поэтому наверняка регулятор телекоммуникаций в стране «Роскомнадзор» заставил Google исключить из результатов поиска тысячи адресов сайтов, которые предлагают VPN.
Железный кулак Путина, строго контролирующий то, что рассказывают россиянам о войне в Украине, пытаются обойти со всех сторон и разными способами – от бесконечных сообщений в соцмедиа до телемаркетинговой кампании и спонсируемой людьми цифровой рекламы.
Как достучаться до россиян
Паулиус Сенута, исполнительный директор рекламной компании в Литве, в качестве оружия выбрал телефон. Он недавно запустил сайт «CallRussia», позволяющий русскоязычным людям звонить по телефону случайным россиянам, выбирая из 40 миллионов номеров.
Кроме номеров телефонов посетителям сайта предлагают базовый сценарий разговора, разработанный психологами. Они советуют абонентам сначала рассказать о своих связях с Россией и о том, что они волонтеры, а затем просить собеседников послушать, что происходит.
Фраза «Единственное, чего боится (Путин), это информация», которая есть среди предложенных психологами, дает абонентам возможность подчеркнуть необходимость передать [информацию] «россиянам, знающим правду и выступающим за прекращение войны». По словам Сенуты, в первые восемь дней пользователи из Восточной Европы и других стран мира сделали более 100 000 звонков незнакомцам в России.
В современном мире, в котором полно спама, мошенничества и других нежелательных сообщений, эффективна ли подобная стратегия? Трудно определить влияние таких усилий волонтеров. «Одно дело позвонить им, а другое – поговорить с ними», – говорит Сенута.
Как и в случае с рекламными звонками, реакция звонящих неоднозначна. Некоторые были восприимчивы к информации, другие слились, потому что их отвлекали или относились с недоверием, потому что считали их шутками. «Как говорить с тем, кто находится в другой медийной среде?»
Хороший вопрос. В конце концов, российские власти давно проявляют враждебность к новостям, не соответствующим политике партии. «Эта пропаганда повсюду», – говорит Олег Козловский, российский исследователь, работающий в Amnesty International.
В считанные дни после вторжения телекоммуникационный регулятор страны обвинил местные сайты в распространении ненадежной и ложной информации и приказал использовать в статьях только официальные государственные источники.
Такие слова, как «война», «вторжение» или «агрессия», были запрещены к использованию в новостях, а нарушающим запрет светит штраф до пяти миллионов рублей (ныне около $52 000) или 15 лет тюрьмы. «Становится все хуже и хуже», – жалуется Козловский.
По мнению Козловского, следует использовать имеющиеся платформы без цензуры (например, Telegram), а не придумывать что-либо совершенно новое.
На прошлой неделе Арнольд Шварценеггер загрузил в Telegram длинное видеосообщение к россиянам, в котором были субтитры как на русском, так и на английском. Но это не значит, что нельзя пробовать что-нибудь новое.
«Заранее невозможно знать, что сработает, а что нет, – объясняет Козловский. – Очень трудно предположить, что будет эффективным, поэтому хорошо иметь готовые разные методы и инициативы для того, чтобы попытаться достучаться до россиян».
Почти невозможно запретить все
Вопрос также в том, понимают ли россияне, что они сидят на информационной диете из одобренной правительством лжи и криминализации правды. Диттмер убеждена, что россиянам очень хочется знать о происходящем. В настоящее время кампанию «Правда победит» от РБК в России посмотрели более 150 000 раз. Предыдущие методы DDB и РБК в разных странах включали добавление запретных новостей в виртуальные библиотеки в игре Minecraft и в плейлисты на Spotify.
Цензура в этом случае двусторонняя. Когда российские власти признали Facebook и Instagram «экстремистскими», западные новостные агентства в свою очередь оборвали связи с российскими государственными новостными агентствами из-за путинской кампании по дезинформации.
Разрыв партнерства и запрет импорта различных товаров в Россию может и является мощным месседжем для Кремля, такая изоляция может оставить без изменений дезинформационный пузырь, в котором оказались россияне.
«К счастью, почти невозможно запретить все, – говорит Диттмер из РБК, приводя пример использования блокчейна и игровых технологий для распространения новостей. – Мы можем играть в кошки-мышки с цензорами интернета, но несколько более изобретательным способом».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.