Россия заблокировала Facebook и Instagram, суммарная аудитория которых в этой стране – около 120 млн человек. Только официальные Instagram-блогеры за последний год заработали около $211 млн, и это не считая малого бизнеса и остального рынка рекламы в этой соцсети. Как Россия собственными руками убивает в стране не только свободу слова, но и экономику
Роскомнадзор 14 марта признал Instagram и Facebook экстремистскими организациями и в полночь заблокировал их. Обе социальные сети входят в корпорацию Meta Марка Цукерберга. В WhatsApp – тоже часть корпорации Цукерберга – Роскомнадзор не видит угрозы и пока не блокирует его. Это источник общения, а не размещения информации, объясняют российские чиновники.
Instagram же, по мнению тех же чиновников, опасен. В нем пользователи якобы призывают к насилию по отношению к россиянам и военным РФ.
Эта соцсеть, тем временем, самая популярная в России. По словам ее главы Адама Моззери, ею пользовались 80 млн человек. Для сравнения: российской сетью «ВКонтакте» пользуются 73 млн, а Facebook – 39,7 млн.
Instagram, однако, не только самая популярная, но наиболее бизнес-ориентированная соцсеть в России, говорит маркетолог Павел Гуров. «Его можно сравнить с бизнес-центром, где иногда можно встретить друзей и звезд, но основное – это продажи», – говорит он.
Цена блокировки
Доход российских блогеров, которые работали в Instagram и декларировали свои заработки, – около 18 млрд рублей ($211,8 млн) в 2021 году, считает ассоциация рекламистов IAB Russia. Физические лица платят 4% налог.
Но если учитывать тех, кто избегает налогов, обороты Instagram-блогеров в 10 раз больше, уверен Гуров.
Телеведущая Ксения Собчак, по версии Forbes Россия, – лидер по доходу в соцсетях в 2020 году, на блогинге она заработала $1,48 млн. Второе место за певицей Полиной Гагариной ($0,89 млн), а на третьем – Ида Галич ($0,85 млн). Доход известной в Украине Ивлеевой – $0,61 млн, она на шестом месте. По данным trendHERO, в российском Instagram-пространстве около 255 000 микроинфлюэнсеров и почти 20 000 макроинфлюэнсеров и миллионников.
Перестав пользоваться Instagram, все эти блогеры, очевидно, потеряют доходы. Сама же платформа Meta не расстроится, считает Гуров. «Пользователи в России и их покупательная способность ценились в несколько раз ниже, чем аудитория США или европейских стран», – говорит он.
Российский рынок для Цукерберга не самый большой. В Индии, например, Instagram пользуются 230 млн, в США – 159 млн, в Бразилии – 119 млн, а в Индонезии – 99 млн.
Telegram и ВКонтакте – не спасут
Другие сети Telegram и ВКонтакте, на которые массово пытаются перейти российские блогеры, не смогут обеспечить им прежний уровень заработка. Инструменты Telegram не подходят для монетизации контента, говорит украинский блогер и телеведущий Алексей Дурнев. «В Instagram общая лента и алгоритм, который из сотен подписок формирует то, что тебе нужно, – говорит он. – В Telegram подписки на блогеров будут перемешаны с личными сообщениями и рабочими чатами».
В первый день блокировки социальной сети популярные российские блогеры Елена Белинская, Оксана Самойлова и Ольга Бузова перевели из Instagram в Telegram только 1–3% своей аудитории, пишет Гуров.
Не спасет российских блогеров и VPN – российские пользователи могут использовать этот инструмент, но недолго, говорит CEO WhyNot? Enot Евгений Таллер. «Постоянно подключать VPN – это неудобства, с которыми большая часть пользователей не будет мириться», – говорит Таллер.
Это подтверждает и украинский опыт.
В 2017 году в Украине заблокировали ВКонтакте, чтобы бороться с российской пропагандой. На момент блокировки это был третий по популярности ресурс в Украине после Google и YouTube, им пользовались около 76% украинцев. Спустя четыре года, по данным Kantar CMeter, аудитория соцсети, которой для доступа нужно пользоваться VPN, упала до 12,9%.
Единственная надежда для российских блогеров – сеть ВКонтакте, но быстро развить ее для блогинга не получится. «Многие блогеры уже сейчас плачут, что не могут разобраться с тем, как работает социальная сеть», – говорит Таллер. Нужно также наладить монетизацию, сделать более удобным интерфейс и привлечь аудиторию. «ВКонтакте использовалась исключительно для общения с друзьями, прослушивания музыки или просмотра нелегального контента», – говорит Гуров.
Проблема в отсутствии рекламодателей
Проблема даже не в социальной сети, а в отсутствии рекламодателей. До войны российских рекламодателей в соцсетях было не больше 15%, говорит Дурнев. С ним согласен и Гуров: «Большие бренды ушли из России, а именно они приносили доходы».
После Instagram и Facebook в России могут заблокировать и YouTube, считают эксперты. В России уже отключил монетизацию YouTube, пишет The Bell. Также заблокированы большинство оппозиционных медиа, например, «Дождь», «Медуза» и «Эхо Москвы».
Но даже полная блокировка социальных сетей и свободы слова не заставит россиян выйти на протесты, считают эксперты. «Заниженные когнитивные способности россиян настолько масштабны, что массовые протесты не могут спровоцировать даже отрубленные руки», – говорит Гуров.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.