У украинских банков очень высокий уровень ликвидности. Минфину критично не хватает ресурсов. НБУ спасает правительство и «напечатал» уже 120 млрд грн. Как вынудить деньги в банках работать?
Национальный банк Украины 11–12 мая 2022 года уже в шестой раз выкупил военные облигации – в этот раз на 20 млрд грн. Регулятор остается крупнейшим инвестором в бонды, находящиеся в обращении. В целом с 24 февраля НБУ выкупил ОВГЗ на 120 млрд грн, и только с начала мая на 50 млрд грн. В то время как банки уменьшили свой портфель ОВГЗ на 2,5 млрд грн.
«Учитывая значительные оборонные, гуманитарные и социальные нужды, поддержка бюджета НБУ остается необходимой мерой в условиях войны, развязанной Россией», – утверждает регулятор в своем заявлении от 10 мая. И хотя руководство Нацбанка постоянно повторяет, что регулятор не может являться основным источником финансирования расходов правительства, пока именно НБУ является спасителем «военного» бюджета.
В своем пресс-релизе Нацбанк указывает, что у банков есть возможность наращивать портфель военных ОВГЗ, поскольку у них есть достаточные объемы денежной ликвидности. Так, на 9 мая в гривне банки удерживали – 227 млрд грн. Из них в депосертификатах НБУ – 183 млрд грн, а на корсчетах – 44 млрд грн. Валютная ликвидность – еще $7,3 млрд. В частности, остатки средств банков на ностро-счетах иностранных банков превышают $6 млрд. С начала войны суммы почти не изменились, отмечают в НБУ.
Другими словами, у украинских банков много свободных денег, но они не спешат кредитовать правительство – покупать военные ОВГЗ, а предпочитают держать деньги на депозитных сертификатах. «Это уменьшает будущую прибыль НБУ, то есть деньги не работают на экономику, а бюджет за них все равно платит», – говорит Евгений Дубогрыз, ассоциированный эксперт в CASE Украина.
В заявлении регулятор отмечает, что средства банков могут быть направлены на покупку военных бондов, и этому может способствовать повышение процентной ставки по бумагам. Особенно валютные средства, ведь за ними банки получают от иностранных банков символические проценты. В то время как по военным валютным ОВГЗ Минфин предлагает 2,5% в евро и 3,7% в долларах.
Но банки покупают даже меньше валютных ОВГЗ, чем получают от погашений старых выпусков. Суммарный портфель инвестиций банков в валютные ОВГЗ за январь–апрель 2022 года сократился более чем на $600 млн, сообщили в пресс-службе «Альфа-Банка Украина».
В чем проблема?
Почему банки не инвестируют в бонды
Есть несколько причин. Во-первых, это термин инвестирования. Валютные средства в основном короткие. Это, в частности, денежные средства на текущих счетах бизнеса и населения.
«Имея короткие ресурсы, банки ограничены в возможности инвестировать в долгосрочные активы», – говорит Виталий Ваврищук, глава департамента макроэкономических исследований группы ICU. – В основном лимит на «длинные» активы используется для валютного кредитования бизнеса».
Минфин предлагает военные бонды в инвалюте на относительно длительные сроки – 12 и более месяцев. «При условии военного времени это длинный горизонт для планирования ликвидности», – говорит Валерий Овчинников, руководитель управления менеджмента активов и пассивов ПУМБ.
Он также подчеркивает, что динамика депозитов в банках отрицательная, погашение кредитов отток не перекрывает. Наибольший отток средств из банковской системы Украины с начала военного положения наблюдается в иностранной валюте.
Вторая важная причина – это доходность. Минфин размещает военные ОВГЗ в гривне в зависимости от срока обращения ОВГЗ под 9,5–11,5%. «В условиях войны риски существенно выросли, поэтому естественно, что и премию за риск банки ожидают значительно выше», – говорит Ваврищук. К тому же значительная часть валютной ликвидности принадлежит банкам с иностранным капиталом. В условиях глубочайшего экономического кризиса их лимиты на инвестиции в ОВГЗ сокращаются.
Третья причина – это нормативные ограничения, говорит Олег Кириченко, директор инвестиционного департамента Укргазбанка. При покупке валютных ОВГЗ банк обязан формировать дополнительные денежные резервы на сумму 50% от суммы инвестиции. В то время как формировать резервы под гривневые ОВГЗ не должен.
Регуляторные нормы сдерживают активность банков
В прошлом году НБУ, чтобы уменьшить долларизацию экономики, ввел новые нормы при расчете капитала по валютным ОВГЗ. Такие бумаги при расчете адекватности капитала решаются на риск с коэффициентом 50% (гривневые ОВГЗ – 0%). Соответственно, если у банка много валютных ОВГЗ, у него уменьшается показатель адекватности капитала. «Это не проблема сейчас, – говорит Дубогрыз. – НБУ не применяет меры влияния к банкам за нарушение адекватности капитала и других экономических нормативов». Однако банки все равно избегают сделок, которые могут сократить достаточность капитала. Чем меньше капитал, тем ниже потенциал для кредитования бизнеса.
Есть еще ряд причин, сдерживающих активность банков.
- Проблема с оценкой ОВГЗ из-за низкого рейтинга Украины, что автоматически влияет на размер дисконта при оценке справедливой стоимости.
- Ограничения на трансграничные валютные операции: прибыль от валютных ОВГЗ не выведешь за границу. Только недавно НБУ ослабил эту норму и разрешил выводить доходы, полученные после 1 апреля 2023 года. «Это негативно влияло на желание банков, особенно иностранных, покупать ОВГЗ, заводить валюту в Украине», – говорит Дубогрыз.
- Также влияет фиксированный валютный курс, что не позволяет инвесторам сыграть на ожидаемой девальвации.
Что сделать, чтобы банки инвестировали
«Банки до сих пор мыслят категориями «мирного времени», – считает Дубогрыз из CASE. – Оценивают риски, кредитуют, инвестируют по довоенным правилам, чтобы не снижать капитал и адекватность капитала». Потери капитала действительно возможны, но они ничто по сравнению с потерями инфляции и девальвации, если Нацбанк продолжит печатать деньги, считает Дубогрыз.
«Банки должны выполнять нормативы и быть безубыточными, – парирует Овчинников из ПУМБ. – Должны платить налоги, финансировать социальные программы».
По мнению Ваврищука из ICU, банки представляли бы больший интерес к ОВГЗ, если бы можно было инвестировать на несколько месяцев. Однако в коротких займах не заинтересован Минфин: они не снижают проблему рефинансирования валютных ссуд правительства в течение кризиса. Ежемесячно правительство должно тратить в среднем $1,2 млрд на погашение ранее взятых долгов, напоминает Александр Паращий, руководитель аналитического отдела Concorde Capital.
Помогло бы временное снижение регуляторных требований по резервированию. «В идеале, сделать аналогично гривневым ОВГЗ – 0% вместо 50% до окончания военного положения», – говорит Дубогрыз. Поскольку главный приоритет – это финансирование экономики. В то время как возврат к плавающему курсу во время военных действий рискованный, так как может вызвать панику и неконтролируемую девальвацию.
Кардинальным решением могла бы быть «мобилизация свободных средств». Если государство мобилизует население, логично мобилизовать и финансы, считает Дубогрыз. Банкиры категорически против и прогнозируют коллапс банковской системы в случае такого шага. «Украине необходима банковская система, которая не просто поставит все средства на облигации и остановится, а продолжит работать», – говорит Овчинников из ПУМБ.
Инвестировать все средства без ведома и поручения владельцев невозможно, добавляет Кириченко из Укргазбанка.
У регулятора другой взгляд: вопрос инвестиций – это исключительно компетенция самих банков, говорит первый замглавы НБУ Екатерина Рожкова, иначе у клиентов следовало бы брать разрешение на выдачу кредитов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.