Маловероятно, что замороженные активы России и российских олигархов без дополнительных условий будут переданы Украине. Их могут использовать также для выплат по долгам РФ, для поддержки «российского гражданского общества», а часть передать жертвам войны в Сирии, считает юрист Иван Городисский
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
В начале года правительство Кувейта получило около $630 млн на свой счет. Эти средства были получены не в качестве оплаты за нефть, доля которой в экспорте небольшого государства составляет около 90%. Деньги были выплачены Компенсационной комиссией ООН – вспомогательным органом Совета Безопасности, созданным в 1991 году после Первой войны в Заливе, за ущерб, который получил Кувейт из-за агрессии Ирака.
Возмещение Кувейта стало самым большим случаем компенсации за военные убытки после завершения Второй мировой войны. Компенсационная комиссия получила около 1,5 млн заявок от потерпевших на общую сумму почти $350 млрд. Из них было удовлетворено и выплачено возмещение в размере $52 млрд. Выводы из него могут оказаться полезными для возмещения ущерба Украине.
Общее мнение, что финансовой базой для возмещения станут замороженные активы Российской Федерации и лиц, приближенных к путинскому режиму. Западные правительства уже арестовали золотовалютные резервы Центробанка России на $415 млрд, говорят в Минэкономики.
Однако ожидания, что эти средства и активы будут без дополнительных условий переданы Украине, слишком оптимистичны: нас ожидает сложный и долгий путь. Ключевой причиной этого является глобальный характер ситуации вокруг России.
Кроме Кувейта как модели будущего механизма возмещения ущерба Украине часто упоминают кейс Ирана. Там был создан американо-иранский трибунал для урегулирования претензий между гражданами и правительствами США и Ирана. Или же недавнюю ситуацию, когда американское правительство заморозило активы Афганистана после прихода к власти талибов и рассматривает их как источник финансирования афганского гражданского общества.
Эти случаи двусторонние: государства, которые должны компенсировать убытки, идут на сотрудничество тем или иным способом, что в случае России кажется невозможным. К тому же российские активы контролируются разными государствами.
Поэтому вопрос возмещения Украине и украинцам ущерба становится многосторонним и будет решаться с участием государств, контролирующих крупнейшие активы РФ.
Вид на разрушенный жилой дом 5 апреля 2022 года в Бородянке, Украина. Отступление россиян из Бородянки и других городов под Киевом показало масштабы разрушений после неудачной попытки захватить столицу.
Что это значит для Украины
Из положительного: будут созданы механизмы, которые будут предусматривать возможность возмещения для многих пострадавших (граждан, бизнеса, государства) по большому перечню ущерба – от вреда окружающей среде до физических увечий и моральных страданий. Это существенно расширит список целей компенсации и ее бенефициаров.
Украинцы справедливо считают, что после войны мир должен помочь максимально быстро восстановить национальную экономику и возместить ущерб. Однако эмоциональные доводы неприоритетны для мира realpolitik.
Российские активы могут быть использованы по многим направлениям:
- для выплаты внешним кредиторам РФ. Это уже происходит, в частности, в рамках генеральной лицензии OFAC №9A, разрешающей в виде исключения использование российских активов для погашения долгов перед кредиторами из США. В дальнейшем эта практика может быть расширена;
- для поддержки и восстановления украинской экономики как источник финансирования Плана Маршалла;
- для непосредственного возмещения Украине и украинцам;
- для возмещения другим потерпевшим от действий путинского режима. К примеру, эксперты Atlantic Council уже предлагают распространить компенсации на жертв российских военных преступлений в Сирии. В международных судах продолжаются процессы, однако сирийцы сталкиваются с препятствиями в получении репараций из-за сопротивления России;
- для поддержки «российского гражданского общества» в РФ и за рубежом, на примере замороженных активов правительства Афганистана. Там обсуждается использование денег правительства для поддержки граждан Афганистана, пострадавших от талибов, и неправительственных организаций, работающих с ними.
Такой подход будут активно критиковать в Украине, будут звучать многие эмоциональные политические заявления. Но Украине следует признать глобальный характер вопроса компенсаций России и не критиковать, а взять лидерство в этой сфере.
Критически важно для нашей внешней политики разработать и лоббировать такую институционную модель возмещения, которая учитывала бы интересы Украины и, одновременно, принимала во внимание вопросы глобальной ответственности России.
Это может гарантировать необратимость финансирования компенсации для Украины российскими активами и средствами, которые заморожены за рубежом.
Сейчас никто не гарантирует, что активы не будут возвращены под контроль России. Они могут стать разменной картой в будущих переговорах и договоренностях между Россией и странами G7, ЕС и др. Будут ли такие договоренности рациональными – вопрос риторический, но такой риск есть.
Опыт Кувейта показывает, насколько долгим и сложным является процесс возмещения ущерба, причиненного вооруженным конфликтом. А в случае Украины он еще и глобальный.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.