Рада готовит законопроект № 7232, согласно которому украинские компании, связанные с Россией, будут платить на 50% больше налогов — иначе ощутимые штрафы. Документ принят за основу и активно дорабатывается
Как определяются связи с Россией
Планируется два критерия — юридический и экономический. Критерии будут максимально широкими, чтобы сложнее было их избежать. Если украинская компания будет отвечать хотя бы одному из них, ее включат в специальный реестр.
Вероятно, реестр будет публичным, однако пока прямого подтверждения этого в законопроекте нет.
Юридический критерий — владение резидентами России украинскими компаниями (по состоянию на 23 февраля 2022 года).
Кого коснется:
- К резидентам России относятся как физические лица, так и российские компании. С компаниями все понятно. Что касается физических лиц, то к ним могут относиться также те, кто не имеет гражданства России, но фактически проживает там и уплачивает налоги;
- Учитывается не только прямое, но и опосредованное владение (через цепочку других компаний) — причем независимо от доли владения. То есть владение украинской компанией со стороны резидента России на 1%, даже через цепочку связанных компаний будет считаться связями с РФ;
- Привязка к 23 февраля сделана для понимания точки отсчета, с которой владение будет приводить к санкциям;
- Учитываются только связи с Россией, но не Беларусью.
Под критерии будет подходить не только юридическое владение, но и фактический контроль над украинскими компаниями конечным бенефициарным собственником (ultimate beneficiary owner или UBO) — резидентом России.
UBO — это всегда конкретное физическое лицо, которое обладает ключевым влиянием на деятельность компании. Он может быть акционером/участником, а может и не оформляться юридически, но при этом все равно влиять на принятие ключевых управленческих решений.
Критерий UBO введен в законопроект на тот случай, если юридически российские участники выйдут из украинской компании (например, продадут ее), но сохранят над ней фактический контроль.
Конкретные UBO, как правило, раскрываются в государственных реестрах, в том числе, в Украине. Также UBO компаний эффективно отслеживаются и идентифицируются украинскими/иностранными банками при открытии счетов.
Экономический критерий включается, когда украинская компания получает любой доход из государства-агрессора. Этот критерий также выписан широко и включает в себя, например, как получение дохода непосредственно от продажи товаров (работ, услуг), так и получение доходов из Росии через компании-прослойки.
Экономическими связями с Россией также будет считаться получение доходов через международную группу компаний. Простым языком — если иностранный холдинг, в который входит украинская компания, получает доходы в России (непосредственно или, например, через дочернею компанию), значит украинская компания имеет связи с РФ и к ней будет применяться дополнительное налогообложение.
Санкции за экономические связи с Россией
Если у украинской компании есть экономические связи с РФ, ей будет запрещено уплачивать единый налог.
Также ей потребуется заплатить на 50% больше налогов. Это касается:
- налога на прибыль,
- экологического налога,
- рентной платы,
- налога на имущество (в частности, налога на недвижимость).
Для этого применяют повышающий коэффициент 1,5 к сумме соответствующего налога.
Исключение из правила только одно — если деятельность украинской компании имеет социальное, гуманитарное или экономическое значение для Украины. В частности, если компания поставляет в Украину оборудование, которое не производится и у которого в Украине нет аналогов. Перечень критериев, которые позволят попасть в исключение, будет утверждать Кабмин.
Если украинская компания проигнорирует требования закона и не уведомит о связях с Россией, предоставит недостоверную информацию или не применит повышающий коэффициент, то ее оштрафуют на 1,5% от суммы выручки (именно выручки, а не прибыли) за все периоды, когда компания должна была применять повышающий коэффициент. Сумма штрафа будет существенной.
Что делать украинской компании, если есть экономические связи с Россией
Если украинская компания подпадает под юридический и/или экономический критерий, она обязана подать в налоговую специальное уведомление в течение 60 дней с даты вступления закона в силу закона. Также ей потребуется пересчитать налоги с применением повышающего коэффициента — начиная с 1 марта 2022 года.
Если у компании есть информация о начале юридических действий, в результате которых экономические связи с Россией исчезнут, в уведомлении нужно указать дату, когда это произойдет. При этом можно ссылаться на публичные заявления руководства международной группы компаний, решения учредителей/участников о прекращении деятельности в государстве-агрессоре. В этом случае украинской компании разрешается не применять повышающий коэффициент, но в срок до 18 календарных месяцев с даты вступления в силу закона.
С точки зрения практики, быстро выйти из российского рынка достаточно проблемно. Процедура ликвидации компании в России не быстрая по умолчанию и ей тоже предшествует налоговая проверка.
Массовый выход компаний из российского рынка будет только затягивать процесс. Возможной альтернативой будет продажа компаний в России стороннему лицу, что поможет избавиться от нее быстрее.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.