Категория
Мир
Дата

Одно из требований ЕС – судебная реформа, которую Украина не может внедрить годами. В чем проблема и реально ли это сделать

5 хв читання

Сотни митингующих собрались у здания Конституционного Суда Украины после его решения об отмене электронного декларирования чиновников. Протестующие требуют от судей выйти и объяснить причины своего решения /Getty Images

Сотни митингующих собрались у здания Конституционного Суда Украины после его решения об отмене электронного декларирования чиновников. Протестующие требуют от судей выйти и объяснить причины своего решения Фото Getty Images

Для сохранения статуса кандидата на вступление в ЕС Украина должна провести реформу Конституционного Суда и завершить изменения в Высшем совете правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей. Что именно нужно сделать.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

16 июня Европейская комиссия опубликовала заключение, в котором рекомендовала предоставить Украине статус кандидата в ЕС, а 23 июня Европейский совет – орган, в который входят лидеры всех стран – членов ЕС, – окончательно одобрил это решение. Еще несколько недель назад были большие сомнения, что ЕС решится на этот шаг. Сказав Украине «да», европейцы поставили несколько условий, не выполнив которые мы можем потерять этот статус. Первые два из них касаются судебной реформы.

Что именно требует ЕС и каковы шансы на то, что Украина выполнит требования Евросоюза?

Давно назревшая реформа Конституционного Суда – приоритет номер один для ЕС. Дословно речь идет о «принятии и внедрении законодательных изменений относительно процедуры отбора судей Конституционного Суда, которая обеспечивала бы предварительный отбор судей с проверкой на доброчестность и профессиональный уровень в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии».

Почему именно реформа КС является первоочередной?

Конституционный Суд – единственный институт, который может отменять законы, касающиеся любой сферы, в том числе бизнеса, признавая их неконституционными, и толковать Конституцию. Именно поэтому каждый президент и его политическая сила пытались назначить в этот орган своих людей.

В 2016 году в Конституцию вписали положение, что отбор судей КС должен проходить на конкурсной основе. Проведение честного и прозрачного конкурса должно было гарантировать, что в КС попадут только уважаемые юристы, которые вместо служения интересам своих политических патронов будут защищать Конституцию и права человека.

Но на уровне закона эти положения так и не воплотились: президент, парламент и съезд судей продолжили назначать в КС лиц, не проходивших качественную проверку, конкурса как такового не было.

Особенно остро встал вопрос осенью 2020 года, когда КС принял скандальное решение о частичной неконституционности системы электронного декларирования доходов для должностных лиц, чем поставил под сомнение безвизовый режим с ЕС.

Тогда президент обратился к Венецианской комиссии с просьбой посоветовать, что делать с КС. В ответ комиссия рекомендовала ввести прозрачную процедуру отбора судей с проверкой на доброчестность и с привлечением иностранных и общественных экспертов. Несмотря на то, что с тех пор законопроект таки разработали (№4533), ключевые нормы конкурсной процедуры в окончательный текст не попали. Итак, законопроект до сих пор лежит без продвижения в парламенте.

Чтобы выполнить требование ЕС, следует возобновить рассмотрение законопроекта в парламентском комитете и доработать его в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии. По мнению общественных экспертов, законопроект должен создать единую конкурсную комиссию, которая будет осуществлять проверку на доброчестность и компетентность кандидатов для всех субъектов назначения.

Важно не осуществлять никаких назначений в КСУ до введения этой конкурсной процедуры (к чему ранее призвала Венецианская комиссия). Тем не менее съезд судей уже в ближайшие недели надеется назначить двух своих ставленников в КСУ фактически без конкурса. Этого важно не допустить, иначе изменений придется ждать очень долго – срок полномочий судей КСУ составляет девять лет, и по Конституции их практически невозможно уволить. Кейс бывшего печально известного главы КСУ Александра Тупицкого (также, кстати, назначенного из числа судей) этому яркая иллюстрация.

Высший совет правосудия и Высшая квалификационная комиссия судей

Вторым по приоритетности требованием ЕС является «завершение проверки на доброчестность кандидатов в состав Высшего совета правосудия, а также завершение отбора кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей Украины». Здесь Украина продвинулась гораздо дальше, чем с КС.

Высший совет правосудия (ВСП) и Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) – это два органа, ответственные за отбор судей на должности и за увольнение за нарушение требований закона. Из-за коррумпированности и круговой поруки в этих органах судебная реформа 2016 года так и не была полностью внедрена.

Поэтому в 2019 году ВККС распустили, а летом 2021-го новым законом предусмотрели проверку на доброчестность действующих членов ВСП с возможностью их увольнения, а также проверку на доброчестность всех новых кандидатов в ВСП и ВККС. Обе проверки должны были выполняться специально созданными Этическим советом (для ВСП) и Конкурсной комиссией (для ВККС), которые наполовину состоят из международных экспертов с правом решающего голоса.

Перед началом полномасштабного российского вторжения в феврале реформа ВККС и ВСП была в разгаре. Этический совет начал проверять действующих членов ВСП и будущих кандидатов, Конкурсная комиссия собирала документы желающих попасть в ВККС.

Промежуточный результат не заставил себя ждать: опасаясь проверок, 12 членов ВСП сами ушли в отставку. Новая фаза войны прервала реформу на два месяца. В мае проверки возобновились: Этический совет рекомендовал уволить еще одного члена ВСП, а сейчас анализирует всех новых кандидатов. Конкурсная комиссия в ближайшее время должна объявить свои планы по возобновлению реформы ВККС.

Главный вызов для успешного выполнения второго условия ЕС состоит в том, что проводить проверки, которые по замыслу должны быть максимально прозрачными и открытыми, в условиях военного положения достаточно сложно. Из соображений безопасности Этический совет перестал транслировать собеседования с кандидатами в ВСП, а государство закрыло доступ к большинству публичных реестров, что затрудняет работу комиссий и анализ кандидатов общественностью.

Недоброчестные судьи, очевидно, решили, что в таких условиях у них все-таки есть шансы попасть в ВСП, о чем свидетельствует одиозность некоторых лиц, подавших документы на новые вакантные должности. Более того, уже сейчас известно, что Этический совет попытаются заставить ускорить проверки кандидатов в ВСП, чтобы успеть до даты, когда планируют проведение съезда судей, на котором должны утвердить рекомендованные Этическим советом кандидатуры. Это делается для того, чтобы в условиях ограниченного времени было труднее отсеять недостойных кандидатов.

Несмотря на преобладающий голос независимых международных экспертов, последние решения Этического совета вызывают удивление. Кроме закрытия собеседований, совет ранее оставил в должностях трех членов ВСП, в отношении которых были серьезные предостережения. А буквально на днях рекомендовала на должности членов ВСП кандидатов, относительно которых были сомнения в доброчестности, но в то же время отказала в рекомендации судье-разоблачительнице Ларисе Гольник, которая для многих в Украине буквально символ судейской добродетели. Этими действиями Этический совет вызвал резко негативную реакцию профильных общественных организаций, которые уже заговорили об угрозе реформы.

Несмотря на все это сохраняется шанс, что даже в условиях войны реформа ВСП и ВККС удастся. Главное сейчас – учесть ошибки, настроить условия и стандарты работы Этического совета и Конкурсной комиссии, чтобы они гарантировали качественный результат. Законопроект реформы Конституционного Суда, очерченной в заключении Венецианской комиссии, уже в парламенте, требуется лишь доработка.

Европейская комиссия отметила, что намерена проверить состояние выполнения требований до конца этого года. Это не значит, что уже через полгода мы должны выполнить все пункты заключения, поскольку некоторые реформы будут продолжаться более года. Но должны показать движение вперед.

Судебная реформа, которая среди условий ЕС наиболее комплексная и амбициозная, является именно тем полем, где Украина должна показать ощутимый прогресс. В ней заинтересованы не только европейские чиновники, но прежде всего общество и украинский бизнес. Только в государстве со справедливым судом можно ожидать как защиты местного бизнеса, так и иностранных инвестиций для восстановления и развития, чтобы сдерживать агрессора от будущих посягательств.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд