Иллюстрация Shutterstock/Анна Наконечная
Категория
Картина дня
Дата

Россия предоставила Украине $250 млрд преференций. Эти слова Путина – ложь. VoxUkraine проверила другие факты из речи (там тоже нет правды)

Иллюстрация Shutterstock/Анна Наконечная

21 февраля президент РФ Владимир Путин признал независимость псевдореспублик ОРДЛО. Во время своей речи в российском Совбезе он назвал Ленина «архитектором Украины», вспомнил, какую помощь Москва оказывала Киеву, и долги, которые должна была вернуть Украина. Команда VoxCheck проверила слова российского президента на правдивость и выяснила, что значительная их часть – ложь

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Путин: «По экспертным оценкам, подтверждаемым простым подсчетом цен на наши энергоносители, объемов льготных кредитов, экономических и торговых преференций, которые Россия предоставляла Украине, общая выгода для украинского бюджета на период с 1991-го по 2013 год составила порядка $250 млрд».

VoxСheсk: Путин лжет.  

Только на торговле с Россией энергоносителями и их преференциях Украина потеряла от $33 млрд до $46 млрд.

В 2009 году Украина и Россия заключили соглашения по купле-продаже и транзиту газа.

По договору купли-продажи применялся принцип «бери или плати»: с 2010 года Украина должна была покупать у России 52 млрд и более кубометров газа. Если покупается меньше, все равно ежегодно оплачивается не менее 41,6 млрд кубометров газа. Более того, было запрещено производить реэкспорт этого газа, а базовую цену заложили на уровне $450.

Из-за таких «преференций» с 2010 года Украина платила за газ значительно дороже, чем Европа, и переплатила «Газпрому» за поставленный газ от $16,8 млрд до $28,8 млрд.

Более того, в соглашении о транзите газа контрактные ставки были занижены, и Украина недополучила от «Газпрома» за транзит около $17 млрд.

Однако важно отличать Украину как государство и граждан Украины, часто со связями во власти, которые действительно ради собственной (а вовсе не государственной) выгоды пользовались нерыночными условиями сотрудничества.

Путин: «К концу 1991 года долговые обязательства СССР перед иностранными государствами и международными фондами составляли порядка $100 млрд. И первоначально предполагалось, что эти кредиты будут возвращаться всеми республиками бывшего СССР солидарно, пропорционально их экономическому потенциалу. Однако Россия взяла на себя погашение всего советского долга и полностью по нему рассчиталась. Окончательно завершила этот процесс в 2017 году. Взамен новые независимые государства должны были отказаться от своей части советских зарубежных активов, и соответствующие соглашения в декабре 1994 года были достигнуты с Украиной. Однако Киев эти соглашения не ратифицировал и позже просто отказался выполнять, выдвигая претензии на алмазный фонд, золотой запас, а также имущество и другие активы бывшего СССР за рубежом».

VoxСheсk: Путин лжет.

Россия взяла на себя обязательства по выплате долгов СССР не по доброте душевной. В октябре–ноябре 1991 года страны-правопреемницы СССР и страны-кредиторы встретились в Москве для наработки решений по выплатам долгов СССР. По результатам переговоров был выработан Меморандум от 28.10.1991 года о взаимопонимании относительно долгов иностранных кредиторов СССР и его правопреемников и коммюнике от 24.11.1991 года, в которых зафиксировали основные принципы выплаты долгов.

Для того чтобы определить справедливые судьбы долгов для каждой страны-преемницы, использовали положения Венской конвенции.

На практике это означало, что доли для всех участников договора были определены на основе единого агрегированного показателя, рассчитываемого на основе факторного анализа. Были использованы четыре показателя: доли стран в экспорте, импорте, национальном доходе и численности населения за 1986–1990 годы. Так, доля России составила 61,34%, Украины – 16,37%, Беларуси – 4,13%, Узбекистана – 3,27%, Казахстана – 3,86%. В остальных странах доли были менее 2%.

Весь долг оценивался от $81 млрд до $96,6 млрд. Для расчета возьмем максимальную сумму – $96,6 млрд. Тогда доля России в этих долгах должна была составить $59,25 млрд, а в Украине только $15,81 млрд (16,37% доли) .

Но это только начало. Есть еще активы. И именно ради них 2 апреля 1993 года правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств по выплате долгов, если другие правопреемницы откажутся от их долей в иностранных активах СССР.

Украина согласилась ратифицировать такое соглашение только в случае целого ряда условий, среди которых главным было очень логичное условие: раскрытие Россией полной информации о балансовой и рыночной стоимости собственности бывшего СССР за границей в отношении каждого объекта, подтвержденного выводами международного аудита, состояния золотовалютных запасов и алмазного фонда по состоянию на 1 декабря 1991 года, балансов советских банков, находившихся в собственности бывшего СССР, по состоянию на 1 декабря 1991 года и возобновление переговоров по его распределению.

Россия до сих пор скрывает эту информацию.

Но даже по самым скупым расчетам активы СССР составляли $300–400 млрд. Если взять в среднем $50 млрд, то доля Украины (16,37%) – это $57,3 млрд. За вычетом доли долга ($15,81 млрд) Россия должна вернуть Украине около $41 млрд. Подчеркиваем – это по самым скупым расчетам. Реальная сумма может быть гораздо больше.

Фактически Россия обманула и украла деньги у каждого подписавшегося договора о правопреемстве СССР, и сейчас Путин еще и манипулирует тем, что Россия за всех выплатила долги.

Путин: «Коррупция, которая, без сомнения, является вызовом и проблемой для многих стран, в том числе для России, в Украине приобрела какой-то уже особый характер. Она практически пропитала, разъела украинскую государственность, всю систему, все ветки власти».

VoxCheck : Путин лжет.

Для понимания ситуации с коррупцией мир использует различные оценки, в частности, рейтинг CPI. Ключевым показателем Индекса является количество баллов: минимальная оценка (0 баллов) означает, что государство полностью коррупционно, а максимальная (100 баллов) – что коррупции практически нет.

В 2021 году по этому рейтингу Украина набрала 32 балла из 100. Это плохой показатель, но с 2012 года показатели Украины существенно улучшились, и она вошла в число 25 стран, в которых в 10-летней динамике зафиксирован статистически значимый рост. Это улучшение обусловлено изменениями, произошедшими сразу после Революции Достоинства.

При этом у России еще худшие показатели, и она набрала лишь 29 баллов из 100 возможных.

Путин: «По требованию Запада киевские власти отдали представителям международных организаций преимущественное право отбора членов высших судебных органов – Совета правосудия и Квалификационной комиссии судей. Кроме того, посольство США напрямую контролирует Национальное агентство по предотвращению коррупции, Национальное антикоррупционное бюро, Специализированную антикоррупционную прокуратуру и Высший антикоррупционный суд. Делается все это под благовидным предлогом для повышения эффективности борьбы с коррупцией».

VoxCheck : Путин лжет.

По поводу Национального антикоррупционного бюро.

НАБУ – правоохранительный орган по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений, совершенных чиновниками. Фактически НАБУ должно бороться с VIP-коррупционерами – министрами, депутатами, судьями, прокурорами, руководителями органов власти и местного самоуправления.

19 октября ВРУ проголосовала за законопроект 5459-1, который закрепляет гарантии независимости НАБУ от Правительства: запрещает Кабмину вмешиваться в деятельность органа, запрещает отменять акты НАБУ, не разрешает предоставлять указания или поручения по деятельности Бюро и т.д. Также меняется процедура назначения директора НАБУ: он будет избран на прозрачном конкурсе с определяющими голосами международных экспертов. Конкурсная комиссия будет состоять из шести человек. Троих членов комиссии от себя предлагает правительство и еще троих – тоже правительство, но на основании предложений международных и иностранных организаций. Именно это Путин называет «внешним управлением» – участие незаангажированных международных экспертов, на которых не удастся влиять.

По поводу Высшего совета правосудия.

Речь идет об образовании при Высшем совете правосудия (ВСП) Этического совета. ВСП – это независимый орган судейского управления, который может привлекать судей к ответственности и заниматься очищением судебной системы. А Этический совет – орган, который должен контролировать добродетель членов ВСП.

В Этическом совете должно быть шесть членов: троих избирает Совет судей Украины, еще троих – международные организации, которые оказывают Украине помощь в сфере судебной реформы. И именно их участие в процессе – повод для манипуляций Путина о «внешнем управлении», потере суверенитета и подчинении судебной системы иностранцам.

Финальное решение о назначении всех судей антикоррупционного суда, членов ВККС и ВСП принимают органы украинской власти.

Путин: «Продолжается курс на дерусификацию и принудительную ассимиляцию. Верховная Рада выпускает все новые дискриминационные акты, уже действует закон о так называемых коренных народах. Людям, которые считают себя русскими и хотели бы сохранить свою идентичность, язык, культуру, прямо дали понять, что в Украине они чужие».

VoxCheck : Путин солгал.

Сегодня в 90 странах мира насчитывают от 370 млн до 500 млн коренного населения. Коренные народы являются одной из самых уязвимых групп: они чаще становятся жертвами дискриминации, имеют низкие доходы и относительно низкую продолжительность жизни. Поэтому во всем мире им уделяют внимание на законодательном уровне. Украина не исключение. Как, кстати, и Россия. в которой с 1999 года действует закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Кстати, в перечне коренных народов нет «братских» украинцев и белорусов. Зато есть народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, права которых все равно нарушают.

О чем украинский закон ? В нем определяется, что коренной народ – автохтонное этническое сообщество, сформировавшееся на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры… и не имеет собственного государственного образования за пределами Украины. Среди коренных народов упоминаются те народы, которые сформировались в Крыму, – крымские татары, караимы, крымчаки.

В нем не упоминаются россияне, потому что они имеют собственное государство и не идентифицируют себя отдельным сообществом в Украине. Поэтому у них нет никаких проблем по интеграции в украинское общество. В частности, можно заглянуть в любой киоск «пресса» в Киеве или в книжный магазин и увидеть доступность изданий на русском – то есть вопрос запретов и ограничений прежде всего в голове самого Путина и его советников.

Путин: Мы же видим, как настойчиво осуществляется военная накачка киевского режима. Только США, начиная с 2014 года, направили на эти цели миллиарды долларов, включая поставки вооружения, снаряжения, обучения специалистов. В последние месяцы западное оружие идет на Украину просто беспрерывным потоком, демонстративно, на глазах у всего мира».

VoxCheck : Путин лжет.

Поставки оружия (в первую очередь оборонного) начались не только от США, но и от всего мира только после того, как появилась информация о вторжении России в Украину. И эта информация подтвердилась. 22 февраля 2022 года Путин нарушил международные соглашения, Минские договоренности и ввел российские войска на территорию Украины.

Путин: «Уже принят закон о допуске в 2022 году вооруженных сил других государств на территорию Украины для участия во многонациональных учениях. Понятно, что речь идет прежде всего о войсках НАТО. И в наступившем году запланировано более 10 таковых совместных маневров. Очевидно, что подобные мероприятия служат прикрытием для быстрого наращивания военной группы НАТО на территории Украины».

VoxCheck : Путин лжет.

Во-первых, это формальный законопроект, который украинская власть принимает почти каждый год. Например в 2019 году или 2018 году. Более того, подобные законы и указы были до 2014 года. Например, за подписью Януковича в 2013-м или 2012-м годах.

Во-вторых, это не закон, а законопроект, ведь он до сих пор не подписан Президентом Украины.

В-третьих, это именно учения (опять же, которые проходят каждый год), что подтверждается тем, что участие подразделений Вооруженных Сил Украины предусмотрено в 16 многонациональных учениях за пределами Украины.

Ну и последнее, Путин нарастил войска на границах с Украиной, называя это учениями, а затем вторгся в Украину. То есть он ожидает от других стран такой же лжи, как и его. Но в отличие от него Украина не нарушает свои слова и публичные обещания.

Путин : «Тем более что модернизированная с помощью американцев сеть аэродромов – Борисполь, Ивано-Франковск, Чугуев, Одесса и так далее – способна обеспечить переброску воинских частей в кратчайшие сроки».

VoxCheck : Путин лжет.

Американцы не помогали модернизировать аэропорты в Украине. Более того, в большинстве случаев украинским аэропортам требуется реконструкция. Например, аэропорт в Ивано-Франковске не ремонтировался много лет и является одним из худших в Украине.

Кроме того, для Украины – страны, которая не совершает агрессивных действий, аэропорты – это способ путешествовать, а не перебрасывать войска. Выводы о военных действиях может сделать только человек, ослепленный милитаристическими взглядами.

Путин: «Отмечу, что статья 17 Конституции Украины не допускает размещения на ее территории иностранных военных баз. Но оказалось, что это лишь условность, которую можно просто обойти. В Украине развернуты учебно-тренировочные миссии стран НАТО. Это, в сущности, уже и есть иностранные военные базы. Просто назвали базу «миссией», и дело в шляпе».

VoxCheck : Путин лжет. И цинично опускает неловкие для него факты.

Расположение иностранных военных баз на территории Украины запрещено согласно положению части 7 статьи 17 Конституции, и Украина неукоснительно соблюдала это положение.

За все время независимости Украины было только одно исключение… для России. Речь идет о Черноморском флоте: в 1997 году Украина и Россия заключили соглашение о развертывании российских военных баз на территории Крыма и Севастополя сроком на 20 лет.

Специально ради этого в Переходные положения Конституции был включен п. 14: «Использование имеющихся военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины».

Сейчас это положение упразднено. И для того чтобы военные базы НАТО или других государств могли находиться на территории Украины, необходимо внести изменения в ст. 17 Конституции, что возможно только по результатам всеукраинского референдума.

Учебно-тренировочные базы не являются военными базами, их участники – инструкторы, обучающие украинских военных.

Более того, Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявлял, что Альянс сосредоточится на оказании помощи, но не будет размещать свои войска на территории Украины.

Путин: «При этом нас то и дело пытаются убедить в том, что НАТО – это миролюбивый и сугубо оборонительный союз. Мол, никаких угроз для России нет. Опять предлагают поверить на слово. Но реальную цену таким словом мы хорошо знаем. В 1990 году, когда обсуждался вопрос об объединении Германии, советскому руководству со стороны США было обещано, что не произойдет распространения юрисдикции или военного присутствия НАТО ни на один дюйм в восточном направлении. И что объединение Германии не приведет к распространению военной организации НАТО на Восток. Это цитата».

VoxCheck : Путин лжет.

Такие соглашения никогда не заключались. Таких обещаний не было. А было противоположное.

1) До 1991 года действовал Варшавский договор, поэтому идеи о расширении НАТО за пределы объединенной Германии не было. Это подтвердил Михаил Горбачев в интервью в 2014 году: «Вопрос о расширении НАТО в те годы вообще не обсуждался и не возникал. Говорю это со всей ответственностью. Ни одна восточноевропейская страна его не поднимала, в том числе после прекращения существования Варшавского договора в 1991 году. Не поднимали его и западные руководители».

2) Рассекреченные стенограммы Белого дома свидетельствуют, что в 1997 году Билл Клинтон последовательно отказывался от предложения Бориса Ельцина о заключении «джентльменского соглашения» о том, что ни одна из бывших советских республик не войдет в НАТО.

3) В 2005 году во время визита в Нидерланды Путин заявил: «Мы не воспринимаем НАТО как враждебную организацию. Мы развиваем с ней сотрудничество».

И это было не единственное его заявление в поддержку сотрудничества с НАТО.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине